В последнее время стремительно увеличивается количество подростков, недовольных своим телом, чему способствуют доминирующие в современном обществе стандарты красоты, средства массовой информации, которые пропагандируют стройность и содержат многообразную информацию о различных способах похудания (диеты, средства для похудания, списки низкокалорийных продуктов и т.д.). В целях достижения своего идеала подростки склонны сокращать приемы пищи и придерживаться диет. Еще одна причина такого поведения - это деструктивные стили воспитания. В качестве способа восстановления психологического комфорта подростки выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.
В основе нарушений пищевого поведения часто находятся личностные и психологические проблемы. Например, некоторые люди имеют обыкновение «заедать» стресс; неуверенность в себе, неудовлетворенность своей внешностью, низкая самооценка влияют на установки пищевого поведения, которые будут направлены на увеличение или снижения веса. Таким образом, изучение стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у подростков с нарушений пищевого поведения, по нашему мнению, является особенно актуальным.
Объект данного исследования-особенности нарушение пищевого поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Предметом исследования является влияние деструктивного семейного воспитания на возникновение нарушений пищевого поведения.
Цель: исследовать влияния деструктивных стилей семейного воспитания на этиологию и патогенез расстройств пищевого поведения.
Изначально слово «деструктивный» произошло от латинского dest-ructivus – «разрушительный» и выражает отделение, устранение, отсутствие чего-либо [6]. Отсюда следует, что понятие «деструктивная семья» несет аналогичный смысл. В здоровой и функциональной семье царит любовь и уважение к каждому члену семьи – чувства взрослого и ребенка представляются как ценность, к ним прислушиваются и уделяют большое внимание. В такой семье ребенок с самого детства может открыто и смело говорить о своих желаниях, выражать свои чувства, не сомневаясь в том, что его поймут и поддержат. В деструктивной семье нет ни равенства, ни уважения [4].
Могут быть выделены основные тактики воспитания в семье и отвечающие им основные типы семейных взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения:
Авторитарный стиль — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети обычно сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.
Демократический стиль — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от своих чад осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы [5].
А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание ``кумира семьи''. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их ``заместители'': мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит ``стена'' эмоциональной холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких, насильно приписывают роль главы семьи. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу за младшими детьми или престарелыми [8].
Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери Фромм - Райхманн, 1948. Шизофреногенная мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Нередко эта женщина выбирает себе такого мужа, который не в состоянии соответствовать столь высоким стандартам поведения и в то же время не может сопротивляться ее контролю. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. Ребенка дразнят обещаниями того, что все его потребности будут выполнены без усилий и одновременно обижают мелочным контролем [7].
Некоторые исследователи предполагают, что пищевая аддикция связана с деструктивными стилями воспитания. Так в своей книге «Пять травм, которые мешают, быть самим собой» Лиз Бурбо писала, что существует пять масок, и они соответствуют пяти основным душевным травмам, которые приходится пережить человеческому существу. Многолетние наблюдения позволили ей констатировать, что все человеческие страдания можно свести к этим пяти травмам и как эти травмы влияют на отношение к пище [2]. Ллойд де Моз так же считал, что деструктивные стили воспитания влияют на формирование пищевой аддикции. В своей работе « Эволюция детства» он приводит шесть основных стилей воспитания, которые могут привести к нарушению пищевого поведения [3].
Фрустрация витальных потребностей в раннем возрасте с большой вероятностью приводит к проблемам в развитии ребенка. Исследователи видят причину пищевых аддикций в нарушенных ран них взаимоотношениях между младенцем и матерью [3, 2]. В частности, мать может заботиться о младенце в соответствии с ее собственными потребностями, а не с потребностями ребенка. Когда сигналы ребенка не получают отклика, ребенок не может вырабатывать здоровое ощущение самости. Вместо этого ребенок переживает себя просто как продолжение матери, а не как полноправное автономное существо.
Таким образом, кормление младенца является коммуникативным процессом. Нарушенное пищевое поведение, прежде всего, может быть связано с нарушенными ранними отношениями со значимыми объектами, с переживанием дефицита защищенности и любви. Личность как бы изначально утрачивает способность ощущать сытость и удовлетворенность. Пища подобно наркотикам бессознательно выбирается для защиты от инфантильных аффектов, например депрессии и страха. Вследствие этого затрудняется контроль над употреблением пищи. Человек может неконтролируемо поглощать пищу или, напротив, тратить все силы на то, чтобы контролировать свой аппетит [2].