Казахстан принял программу дуальной формы обучения в области технического профессионального образования (TПО) в 2012. Колледжи и управления образования начали немедленную имплементацию. Наряду с новой стратегией пришли новые вызовы. Прежде всего, колледжи получили свободу в учебных программах. Согласно новым программам студентам необходимо проходить практику на предприятиях. Около 60 процентов учебного времени отводилось на практическое обучение и 40 процентов времени для теоретических занятии. Новая модель интеракции вызвала много вопросов у всех заинтересованных лиц.
Колледжи должны утвердить расписания занятий на весь учебный год к 1 сентябрю. Это практика колледжей, поскольку она необходима для того, чтобы подсчитать педагогическую нагрузку преподавателей, а также закрепить преподавателей за группами, аудиториями и помещениями. В то же время, колледжи должны соответствовать нуждам и календарю заинтересованных предприятий и юридических лиц для прохождения практики студентов. В программах утвержденных Министерством Образования и Науки Республики Казахстан, механизмы реализации и как в точности необходимо реализовывать не указано. Предприятия и другие заинтересованные лица по разным причинам не могут предоставить практику учебным заведениям согласно их календарю и расписанию. Здесь возникает проблема, мешающая дальнейшей реализации программы дуальной формы обучения. Внутренняя политика колледжей требует фиксированного расписания, что является барьером для имплементации программы дуальной формы обучения. Предприятия, именуемые социальными партнерами зачастую не готовы принять студентов для практического обучения. Дело в том, что расписания колледжей не всегда удобны для предприятий ввиду таких причин как: технологические особенности, сезонный характер, сокращение производства и т.д. В данном случае заинтересованные стороны не могут найти консенсус. Дело в том, что расписание занятии у колледжей не является гибким, что мешает сотрудничеству с социальными партнерами. В результате, студенты не проходят практические занятия на предприятиях, что серьезно подрывает реализацию программы. Таким образом между двумя группами заинтересованных лиц (образовательными учреждениями и теми кто получает выгоду от обучения) возникает пробел, также как и между теорией и практикой. Но в конце обучения студенты проходят обязательную независимую оценку качества знании «НОК». Которая состоит из двух частей: теоретическая и практическая, причем практическую часть у студентов принимают практики, то есть специалисты, работающие в отрасли. Здесь у студентов начинаются проблемы ввиду того, что практическая часть обучения не было пройдена. Это в свою очередь влечет к отсутствию практических навыков у студентов. Более того студенты забывают теоретическую часть за время пребывания на практике. Другой аспект в том, что студенты не прошедшие практику приносят справки о прохождении практики, которые в свою очередь передаются в Акимат (местный орган управления) для дальнейшей обработки. В дальнейшем все эти неточные данные обрабатываются и принимаются во внимание для принятия решений в будущем. В результате работа ведется некомпетентно и не соответствует нуждам студентов и социальных партнеров. Все эти факторы создают барьеры для реализации государственных программ в Казахстане: «Казахстан 2050», «Стратегия Казахстана по вхождению в 30-ку самых развитых государств мира», «Диверсификация экономики: дорожная карта бизнеса 2020», «Государственная Программа Развития Образования РК на 2011-2020».
С тех пор, как Казахстан стал независимым государством в 1991 году, дуальной форме обучения не уделялось должного внимания до 2011 года. На тот момент были хорошие практики в мире, например в Германии, где первые попытки были сделаны еще в 12 веке. В то время, первые объединения объединяющие работу и обучение были широко распространены на территории современной Германии (Wollschlager&Guggenheim, 2004). То есть, опыт Германии может быть изучен и внедрен в Казахстане.
У Германии богатый и успешный опыт в профессионально техническом образовании. В 2013 году у Германии был самый низкий уровень безработицы среди молодежи в Европе, что составляет 7.9 процентов, для сравнения в Испании 55.7 процентов (Foreign Trade and Inward Investment Promotion Agency, Feb. 2014). Система профессионально технического образования Германии высоко признана в мире. Как утверждает Euler, опыт Германии широко используется в мире по ряду причин. Китай, Россия, Испания, Сингапур рассматривают возможность адаптации систем профессионально технического образования в своих странах к системе обучения Германии. Казахстан также начал внедрять опыт Германии по ряду причин [10].
В своем ежегодном послании Президент Казахстана «Социально экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» упомянул о необходимости внедрения 100 шагов (Назарбаев, 2012). Первый и важный шаг – это трудоустройство граждан страны. Правительству была поставлена задача, разработать программу по трудоустройству граждан Казахстана. Две важные задачи программы: создать эффективную систему обучения с дальнейшим трудоустройством, вторая задача обеспечить мобильность трудовых ресурсов с приоритетом дальнейшего трудоустройства в центральной части Казахстана. Вышеуказанные цели подчеркнули важность развития дуальной формы обучения. Новые современные центры прикладных квалификаций стали необходимы для преодоления дефицита специалистов в индустриях [8].
Президент Казахстана после визита Германии в 2012 году, где ему представили успешный опыт профессионально технического образования, выступил с речью на втором конгрессе молодежи «Жас Отан». В своей речи Президент уделил особое внимание опыту Германии в сфере профессионально технического образования. Он сказал: Я приказал внедрить дуальную форму обучения, на сегодняшний день 60 стран во всем мире применяют эту систему. В своем телевизионном обращении он призвал все предприятия Казахстана немедленно приступить к внедрению дуальной системы обучения, а правительству контролировать ее реализацию. Каждый выпускник профессионально технического образования должен иметь возможность получить специализацию. Экономика нуждается в специалистах профессионально технического профиля, таких как электрики, механики и т.д. Каждое большое предприятие является участником государственной программы «Дорожная карта бизнеса и занятости» и обязана предоставлять квоты на обучение. Премьер Министр Казахстана издал указ № 21 от 11.02.2013 на основании ежегодного послания Президента Казахстана и назначил Министерство труда и социальной защиты Казахстана ответственным за разработку и дальнейшую реализацию программы.
Республиканский научно-методической центр аккредитации профессиональных квалификаций запустил трехлетний пилотный проект (2013-2016 годы) по реализации дуальной системы образования. Основная цель, которая заключается в создании научно-методической базы для казахстанской модели дуальной системы образования. Это, в свою очередь, направлено на выполнение заказов Министерства образования Республики Казахстан по реализации системы дуальной формы обучения. Отсюда, в 2012 году был создан Холдинг «Касипкор», цель которого сформировать систему колледжей мирового класса. С этого времени он сочетал все заинтересованные стороны дуальной системы образования. Стоит отметить, Холдинг «Касипкор» является большой платформой, которая работает как на международном уровне, так и в Казахстане. Все вопросы обоюдно обсуждаются со всеми заинтересованными сторонами. Проводится ряд мероприятий, такие как: круглые столы, соединяющие воедино все заинтересованные стороны. Это вносит огромный вклад для выполнения программ и целей, указанных выше. Один наглядный пример, в августе 2015 благодаря их поддержке 7 студентов из колледжей Казахстана участвовали в «World skills» в Сан-Паулу, Бразилия. Многие решения были найдены среди заинтересованных сторон дуальной формы обучения. Эта платформа работает круглый год и доступна онлайн в любое время для любого заинтересованного лица или гражданина Казахстана, желающего участвовать в дуальной системе образования. Её приоритет заключается в реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, которая основана на знаниях и новых технологий, планируемые в будущем составлять основу модернизированного казахстанского общества и интеллектуальную базу [3, 4].
Казахстан принял дуальную систему образования и Государственную программу развитию образования (ГПРО на 2011-2020 годы) в качестве основных документов для поддержки и развития профессионально-технического образования (МОН РК, 2010). Основная идея заключается в том, что принятие этой программы будет оказывать влияние на нынешнее состояние профессионально-технического образования (системы ТиПО). Существовали две основные причины, предшествующие принятию. Первая причина заключалась в том, чтобы сделать ТиПО более конкурентоспособными, с точки зрения соответствия его с мировыми стандартами. Вторая причина в том, чтобы повысить качество образования с координатором по будущей занятости рабочих мест, в соответствии с приобретенными специальностями [5].
Для того, чтобы ТиПО стало более конкурентоспособным в соответствии с мировыми стандартами, необходимо ввести изменения в существующие законодательные рамки с целью включения студентов с ограниченными возможностями в ТиПО. Как показывает мировая практика, существует два отличия или слабые стороны, на которых следует обратить внимание. ТиПО должно включать студентов с ограниченными возможностями. Казахстан, как и другие 92 страны подписал Саламанскую декларацию в Испании, вновь подтверждая право каждого человека на образование (ЮНЕСКО, 1994 г.). Этот документ является международным консенсусом в отношении будущих направлений специального образования для детей с ограниченными возможностями. Следовательно, принятие данного документа оказало большое влияние на дальнейшее развитие законодательства, относительно включения студентов с ограниченными возможностями в ТиПО [1].
Необходимая законодательная база была создана для того, чтобы проделать шаги в этом направлении, в результате был принят ряд новых политических документов. В Саламанской Декларации (ЮНЕСКО, 1994) говорится, что необходимо предоставить все образовательные возможности, для всех людей во всех экономических районах страны. Впоследствии, ТиПО стало более инклюзивным. Например, «Закон об образовании» от 2007 года обязал все образовательные учреждения, включая ТиПО создать и обеспечить все возможности для получения образования на равной основе для студентов с особыми потребностями (МОН РК, 2007). Таким образом, начался переход ТиПО на мировые стандарты обучения. Более того, Закон Казахстана показывает направление для дальнейшего развития инклюзивного образования. В результате, в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы инклюзивное образование становится приоритетом с целью создания условий для студентов с особыми потребностями (МОН РК, 2010). Стоит отметить, что этот документ послужил целью повышения количества школ с инклюзивным образованием до 30 % к 2015 году [7].
Техническое и профессиональное образование является частью школьной системы, где ученики в возрасте от 15 лет могут получить образование. Это обеспечивает образование детей, которые закончили средне-образовательные школы (МОН РК, 2007). Как и говорилось ранее, Казахстан принял поправки в законодательство касательно приоритета студентов с ограниченными возможностями в ГПРО на 2011-2020 годы (МОН РК, 2010). Таким образом, Казахстан подготовил законодательную базу и программу развития образования ТиПО включить людей с ограниченными возможностями, в соответствии с мировыми стандартами для будущей практической реализации [2].
Таким образом, в Казахстане была создана законодательная база, а также программа развития образования ТиПО, включая людей с ограниченными возможностями в соответствии с мировыми стандартами для будущей практической реализации. Колледжи различных специализаций показали приверженность к инклюзивному образованию, принимая студентов-инвалидов по всей территории Казахстана. После принятия закона 156 колледжей приняли около 3000 студентов-инвалидов в 2015 году («Инклюзивное образование», 2015). Например, в Уральском колледже информационных технологий 6 студентов включены в общеобразовательные школы. (Лучший Опыт, 2015). Колледж боролся с проблемами, впоследствии, принял группу студентов-инвалидов для обучения по специальности IT-технологии. Все студенты, которые использовали инвалидные коляски, сталкивались с проблемой доступа к кампусу, следовательно, здание должно быть адаптировано к их потребностям. Как утверждают Бишоп и Ринд (2011) существуют экологические трудности для людей с ограниченными физическими возможностями. Эти трудности связаны с доступом к зданиям, аудиториям, лифтам и другим объектам на территории кампуса. Но колледж был в состоянии решить эту трудность, проведя некоторые изменения в здании. Этот результат является хорошим примером практического внедрения инклюзивной политики. Кроме того, тот же колледж принял студентов с ограничением слуха, в 2013 году. В добавлении, согласно Бишопу и Ринду (2011), студенты с ограниченными возможностями могут также столкнуться и с поведенческими барьерами, отношения учителей в учебном процессе непосредственно влияют на результаты студентов, поэтому, для того, чтобы помочь студентам преодолеть барьеры, колледж принял на работу двух сурдопереводчиков, которые помогали в процессе обучения. При правильной политики администрации колледжа удалось преодолеть еще один барьер для студентов с особыми потребностями. Это является хорошим примером приверженности и готовности к включению студентов с ограниченными возможностями. Другой успешный пример включения инклюзивного образования ? это Республиканский Медицинский Колледж в г. Алматы, который начал зачислять слабовидящих людей для специальность «массажиста» в 2009 году. Каждый год таким студентам выделяются полностью финансируемые гранты в Алматы. В качестве хорошего примера реализации двух реформ и способствуя положительному результату, эта же специальность была открыта в 2013 году в Астане. Другой пример инклюзивного образования реализуется одновременно с двойной формой обучения ? это опыт колледжа № 1 в городе Кокшетау. Этот колледж имеет тесные связи с социальными партнерами и готовит специалистов для сферы здорового питания. Студенты с ограниченными физическими возможностями, обучающие по 4 специальностям проводят около 60 % от общего времени на освоение специализации, что составляет 2198 часов на предприятиях соцпартнеров. Для того, чтобы обеспечить качество стажировки студентов-инвалидов предоставляются специалисты-сурдопереводчики. Результатом стажировки на предприятии является то, что соцпартнеры представляют свои практические аспекты в теории, кроме того, они могут выбрать лучших студентов для дальнейшего трудоустройства на работу. Что касается студентов, то они привыкли к будущим обязанностям. В результате некоторые из студентов после окончания, продолжили свою работу на предприятиях привычной стажировки у соцпартнеров. Итогом стало то, что соцпартнеры и студенты получили хорошие результаты благодаря реформе, отвечающую их потребностями [6, 9].
Казахстанское ТиПО проделало много шагов в сторону соответствия с мировыми стандартами и конкурентоспособностью в этой сфере. В результате вопросы включения людей с ограниченными возможностями в сочетании с дуальной формой обучения были приняты во внимание. Соответственно, законодательная база была создана, то реформы были реализованы. Две основные заинтересованные стороны этих реформ (в частности, студенты-инвалиды и частные социальные партнеры) извлекли пользу за счет реализации реформ. Соцпартнеры, в свою очередь, стали участвовать в воспитании будущих специалистов для собственных нужд, с другой стороны студенты-инвалиды были трудоустроены. Таким образом, две реформы оказали влияние на ТиПО, которые, в свою очередь объединяют вместе учащихся и соцпартнеров для плодотворного сотрудничества.