Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

A MONITORING THE IMPLEMENTATION OF BASIC EDUCATIONAL PRESCHOOL PROGRAMS

Levshina N.I. 1 Sannikova L.N. 1 Yurevich S.N. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
The article addresses the problem of assessing the quality of preschool education. The authors describe approaches for monitoring the procedure for assessing the quality of preschool education. The urgency of monitoring the conditions of the implementation of the basic educational program of preschool education. The paper proposes a technique for monitoring the conditions for implementation of the basic educational program of preschool education is evident. The technology includes blocks of necessary information, routings for information collection, information analysis and management decisions. To evaluate the monitoring results the authors propose a five-point scale. Relevance of the article is associated with the problem of providing high quality educational process in preschool.
the quality of education
monitoring
evaluation of quality of education
basic educational program of preschool education

Обеспечение высокого качества образовательного процесса – одно из главных условий успешного функционирования и развития системы дошкольной образовательной организации. Важно организовать эффективную процедуру оценки качества, которая позволила бы быстро и эффективно фиксировать каждый случай сбоя системы, оперативно корректировать ее деятельность, чтобы не допускать в будущем сбоев.

Сложившаяся ситуация в образовании указывает на отсутствие единого и действенного механизма, обеспечивающего диагностику состояния качества образования. Эффективным решением в сложившейся проблемной ситуации может быть система мониторинга. Однако, нами фиксируется ситуация отсутствия единого концептуального подхода к характеристике мониторинга в образовании. На сегодняшний день, мониторинг широко используется как для фиксации и определения сложившейся образовательной ситуации, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций в образовании.

Историко-педагогический анализ показывает, что изменения в понимании понятия «мониторинг» происходит достаточно часто и значительное влияние на него оказывают процессы модернизации, которые непрерывно реализуются в образовании [10]. Необходимость конкретизации понятия возникла достаточно давно и обусловлена тем, что мониторинг в образовании рассматривают – как процесс, систему, результат, технологию, что само уже указывает на противоречивость данной категории.

Наиболее корректным и полным, на наш взгляд, является определение, данное А.Н. Майоровым, который рассматривает образовательный мониторинг как систему «организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» [6].

Также не однозначны подходы исследователей к процедуре образовательного мониторинга. Обобщив работы Волковой В.А., Левшиной Н.И., Рыбаловой И.Л., Санниковой Л.Н., Соколовой Н.Б. [1, 3, 4, 5], для проведения мониторинга качества образования в дошкольной организации предлагаем следующий алгоритм действий:

– определение объекта мониторинга;

– выбор соответствующих методов мониторинга;

– разработка технологических карт;

– систематизация, структурирование полученных данных;

– оценка и интерпретация полученных данных;

– соотнесение с предшествующими данными мониторинга;

– принятие управленческих решений, коррекция.

Реализация данных этапов будет протекать эффективнее, если будут соблюдены следующие условия в дошкольной образовательной организации:

– комплексность и всесторонность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;

– унифицированность форм предоставления информации;

– непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации;

– оптимальность количества объектов мониторинга;

– надежность предоставленных данных;

– обеспечение быстрой обратной связи [9].

Особую актуальность на современном этапе приобретает оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Востребованность мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) обусловлена изменениями в нормативном обеспечении дошкольного образования, изменениями подходов к реализации ООП ДО. Кроме того, большинство современных разработок связано с идеями внедрения в образовательные учреждения системы электронного документооборота. Эффективность такого мониторинга определятся полнотой отчетной документации, четкостью критериев оценивания и хорошей структурированностью информации.

В мониторинге условий реализации ООП ДО, должно учитываться все многообразие получаемой информации, а также отражаться специфика развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время сформирован повышенный спрос на разнообразную, актуальную информацию об образовании, в том числе и для принятия управленческих решений. Это обусловлено тем, что:

– произошло значительное расширение круга заинтересованных сторон (социальные партнеры, родители и пр.);

– значительное повышение уровня информационной компетентности общества, соответственно, повышение информационной культуры управления, что определяется возрастанием количества запросов на данные об образовании;

– все возрастающий интерес общества к системе образования, что провоцирует увеличение потребностей в различной информации о ней [2].

Образовательная деятельность дошкольной организации регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), который устанавливает требования к:

– структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

– условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

– результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО включает в себя: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а так же к развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей» [7].

В связи с этим, возникает необходимость разработки технологии мониторинга условий реализации ООП ДО, отражающей специфику дошкольной образовательной организации. Проведение мониторинга позволит решить задачи:

– определить общие для системы слабые места в деятельности;

– зафиксировать большие разрывы в данных отдельных подразделений и тем самым выделить эффективные и малоэффективные структуры;

– одинаковые или близкие данные по объекту (возможно, средние) позволят констатировать, устанавливать закономерности в деятельности системы;

– способствовать выявлению характера образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Дополнительными ориентирами при разработки технологии мониторинга качества условий реализации ООП ДО в конкретном детском саду является еще два нормативных акта. Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией». В документе отмечается, что «в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса,… качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а так же анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральными органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [8].

Содержание мониторинга тесно связано и с образовательными программами. Многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга системы образования. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования. Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с обязательной информацией о системе образования, подлежащей мониторингу (сведения о реализации дошкольного образования):

– уровень доступности дошкольного образования и численности населения, получающего дошкольное образование;

– содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

– кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

– материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;

– условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

– состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

– изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность);

– финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;

– создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Для мониторинга условий реализации ООП ДО мы определили следующие блоки:

– кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;

– материально-техническое и информационное обеспечение.

– финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации.

Данные блоки соответствуют перечню обязательной информации о системе дошкольного образования, подлежащей мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

По каждому из перечисленных блоков информации были составлены технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. Для оценки результатов мониторинга мы предлагаем пятибалльную шкалу:

Высокий уровень: требования выполняются полностью и системно, в основе лежат оригинальные решения, авторский подход, что позволяет в максимальной степени использовать возможности дошкольной образовательной организации и достигать высоких результатов – 5 баллов.

Оптимальный уровень: требования выполняются полностью и системно, являются наилучшим вариантом в конкретных условиях. Деятельность по направлению организуется рационально и динамично – 4 балла.

Достаточный уровень: требования выполняются постоянно, на основе традиционных подходов, допускаются лишь небольшие отступления, что существенно не влияет на общее состояние. Отсутствуют элементы творчества. Не использованы все возможности для совершенствования и рациональной организации– 3 балла.

Допустимый уровень: требования в основном выполняются, но ярко проявляются недостатки, признаки формализма, внешнего эффекта требования. Отсутствует ориентация на рациональное использование ресурсов – 2 балла.

Критический уровень: требования не выполняются или проявляется только формальное их выполнение, что приводит к недостаткам – 1 балл.

Для мониторинга условий реализации ООП ДО, нами были разработаны технологические карты:

– Анализ развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (заполняют педагоги и старший воспитатель)

– Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО: образование, возраст, стаж (заполняет старший воспитатель в соответствии со штатным расписанием).

– Требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО: требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы) (заполняет старший воспитатель).

– Требования к финансовым условиям реализации ООП ДО: обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования; обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования (заполняет руководитель).

В ходе проведения мониторинга мы предлагаем использовать следующие методы:

– наблюдение;

– беседы;

– опросы участников образовательного процесса;

– анкетирование;

– тестирование педагогов;

– посещение занятий и открытых мероприятий;

– анализ педагогической и управленческой документации.

Технология мониторинга условий реализации ООП ДО требует слаженной работы всех членов административной команды и четко скоординированной работы всех специалистов дошкольной образовательной организации. Для качественного проведения мониторинга каждый участник должен четко знать и понимать цели его проведения.

Разрабатывая карты мониторинга, мы учитывали многоуровневость системы управления. К руководителю приходят обобщенные данные по учреждению, что позволяет ему на основе данных мониторинга принимать управленческие решения.

Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность – требования, без которых мониторинг не может быть эффективным. Внедрение в управленческую деятельность технологических карт мониторинга на основе уровневого подхода позволяет получать объективную информацию для анализа работы дошкольной организации, принимать своевременные управленческие решения, а главное – целенаправленно осуществлять работу по совершенствованию условий для более эффективной реализации ООП ДО.

Таким образом, в результате внедрения в работу дошкольной образовательной организации мониторинга условий реализации ООП ДО повысится уровень профессиональной компетентности в области управления всех членов педагогического коллектива. Кроме того, мониторинг выступит инструментом для принятия управленческих решений на основе объективной информации; информационным ресурсом для определения тенденций развития образовательной организации, ее перспектив; механизмом выявления степени соответствия условий реализации ООП ДО нормативным документам в сфере дошкольного образования; инструментом качественной оценки системы условий реализации ООП ДО.