Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ORGANIZATION OF INDEPENDENT UNDERGRADUATES IN THE CONDITIONS OF CREDIT-MODULAR SYSTEM

Movkebayeva G.A. 1 Movkebayeva Z.A. 2
1 Al-Farabi Kazakh National University
2 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
The article is devoted to the improvement of the forms and methods of teaching in the humanities, develop and adapt them to new socio-cultural conditions. This problem is considered in terms of the relationship of theory and practice in the context of current global processes of information, interactivity, in the formation of a new educational environment. As a result of the authors systematize used in a credit-modular system of different methods and forms of organization of independent work of a student of humanities, identified the necessary conditions of its effectiveness.
self-study
graduate
humanities
credit-modular system of training
methods of monitoring
assessment of knowledge
undergraduates

В современной ситуации в значительной степени меняется роль образования, которое служит основным инструментом в воспроизводстве интеллектуально-культурного потенциала общества. Общие процессы культурно-исторического развития обуславливают появление в обществе серьезного запроса на подготовку в высших учебных заведениях не только интеллектуально развитой, но и творческой, свободной, инициативной и высокопрофессиональной личности. В этой связи становится актуальной проблема совершенствования форм и методов организации самостоятельной работы студентов и магистрантов во время преподавания гуманитарных дисциплин, которые бы соответствовали современным процессам социокультурной трансформации общества.

Цель исследования: систематизация применяемых в условиях кредитно-модульной системы обучения различных методов организации самостоятельной работы магистрантов гуманитарных специальностей, а также определение возможности взаимодействия их с традиционными формами и методами преподавания учебных дисциплин.

По мнению современных исследователей (М.В. Буланова-Топоркова, А.А. Вербицкий. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович, Н.В. Самоукина, С.Д. Смирнов и др.) [1-3, 5, 6], в условиях кредитно-модульной системы обучения главное внимание должно уделяться эффективной организации самостоятельной работы магистрантов. Рационально организованные контроль и оценивание знаний студентов дает преподавателю возможность анализировать свою деятельность, своевременно замечать недостатки, искать пути их устранения, планировать индивидуальную работу.

Самостоятельная работа магистрантов, обучающихся на гуманитарных специальностях, должна способствовать эффективному использованию учебного времени аудиторных занятий и решать следующие задачи:

- развитие навыков исследовательской работы;

- приобретение магистрантами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности собственного опыта и профессиональных навыков;

- развитие самостоятельности в поиске знаний и ответственности за полученный в процессе данного поиска результат;

- развитие умения в краткой и доступной форме, а также аргументировано и емко презентовать результаты своей исследовательской деятельности, т.е. ораторские способности;

- развитие творческого мышления и др.

В целях совершенствования процесса организации самостоятельной работы магистрантов, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

1. Для осуществления в вузовском учебном процессе перехода магистрантов от позиции «потребителя информации» к «позиции творца своих знаний и самого себя» необходима модернизация не только форм, методов, но и содержания, оценивания и материально-технического обеспечения самостоятельной работы магистрантов.

2. Для организации самостоятельной работы магистрантов как основополагающего, системообразующего и базового компонента вузовского образования, детерминирующего личностно ориентированное содержание образовательного процесса, целесообразно организовывать и проводить научные исследования, посвященные проблеме разработки нового содержания, форм и методов самостоятельной работы магистрантов, построению новых форм продуктивных взаимоотношений преподавателя и обучающегося в процессе организации самостоятельной работы магистрантов и др.) [7].

3. С целью преодоления унитарности используемых в вузовской практике традиционных технологий организации самостоятельной работы обучающихся и эволюционной замены их на личностно ориентированные технологии гуманистической направленности, необходимо обеспечить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по указанной проблеме.

4. Планировать содержание самостоятельных работ магистрантов не в рамках одного предмета, а основываясь на принципе «попроблемного» («покафедрального» и «межкафедрального») планирования, что позволит организовать презентацию результатов самостоятельной работы, полученных магистрантами разных специальностей по одной проблеме, но с разных ракурсов (экономического, политического, педагогического, психологического и др.) в виде дискуссии, «мозгового штурма», авторской программы и др.

5. Подбирать для самостоятельной работы магистрантов задания, ориентированные на продуктивный уровень усвоения знаний, ориентируясь при этом не на простое воспроизведение пусть даже новейших форм знаний и на формирование умений применять их в конкретной ситуации, а на продуцирование собственных решений и развитие способности творчески относиться к проблемным ситуациям.

6. Подбирать для организации самостоятельной работы магистрантов такие задания, которые направлены не только на решение учебных (в рамках данной дисциплины), но и учебно-профессиональных, а также квазипрофессиональных (надпрофессиональных) умений.

7. Обеспечивать всестороннюю вариатизацию и дифференциацию задач в рамках одного задания для самостоятельной работы магистрантов, ориентируясь при этом на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого обучающегося, его интересы и способности.

8. Стимулировать потребности магистрантов в творческом выполнении самостоятельных работ не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровнях, способствуя саморазвитию и самоактуализации их личности;

9. Стимулировать обучающихся при выполнении самостоятельных работ к широкому применению современных информационных технологий.

10. Четко определять при подборе каждого конкретного задания для самостоятельной работы точно обозначенные критерии и измерители оценивания выполненного задания, отдавая при этом приоритет творческому, критическому и самостоятельному отношению к решению проблемы) [4].

В зависимости от цели дисциплины, ее задач и содержания во время преподавания можно использовать такие формы самостоятельной работы:

- самостоятельную проработку лекционного материала;

- подготовка портфолио;

- подготовка стендовой сессии;

- самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов, которые не рассматривались во время аудиторных занятий, но предусмотренные силлабусом (для самостоятельной работы);

- написание рефератов, исследований, аналитических обзоров по материалам публикаций по тем или иным проблемам;

- подготовка презентаций;

- проведение дискуссий, пресс-конференций, организация круглых столов и др.

Остановимся лишь на некоторых формах самостоятельной работы магистрантов, которые позволяют в адекватной форме провести качественную оценку их знаний.

Портфолио является информационным инструментом для документации и презентации ходе индивидуальных процессов обучения. Оно обеспечивает тщательное собрание информации (например, проработанную литературу, подготовку к семинарам, СРМ) в контексте постоянных консультаций и обмена мнениями с преподавателем и другими магистрантами. Портфолио фокусируется на практическом и саморефлексирующем обсуждении в ходе семинара. Цель состоит в увеличение саморефлексивности сторон в качестве предварительного условия для повышения самостоятельности и самоконтроля в процессе обучения и, развития способности, адекватно оценивать качество собственных достижений. Портфолио может содержать следующие элементы: цели, план работы и тайм-менеджмент, цитируемые источники, реферирование литературы, список литературы, эссе, проекты презентаций, тезисы, аннотации, собственные взгляды на образовательную философию курса, вопросы мотивации, оценки и др.

Формат портфолио осуществляется в четыре этапа: сбор и отбор материала с точки зрения его потенциальной полезности для портфеля выборка работ, которые наилучшим образом отвечают заданным критериям; аннотация, рецензия каждой рекомендуемой работы; разработка каждого компонента портфолио; личная оценка портфолио с точки зрения достигнутых или недостигнутых целей и формулирование последующих целей.

Критериями оценки в данном случае будут являться следующие ключевые вопросы:

1. Была ли сформулирована цель и достигнута ли она?

2. Были ли четко определены объекты обучения?

3. Насколько эффективно отражен процесс обучения?

4. Прослеживается ли прогресс в обучении?

5. Очевидна ли способность к самооценке и возрастающая способность к самоорганизации?

6. Насколько отражена выборка работ?

7. Насколько эквивалентны собственно процесс обучения и результаты обучения?

Стендовая сессия: стенд является творческим средством презентации, который позволяет визуализировать информацию (в основном обычно представляются ключевые выводы темы научных исследований). Стендовая сессии может состоять из небольшого по объему доклада по основному содержанию стенда с последующим обсуждением темы участниками мероприятия. В стенде должны быть отражены кратко и лаконично в словах, фотографиях и графиках определенные факты или основная информация из научного исследования. Стенд обычно включает в себя следующие элементы: титул (название должно отражать основное содержание стенда, включать не более 10 слов и легко читаться), по крайней мере, один график (таблицы возможны, но должны иметь не более четырех строк и столбцов), текстовые блоки, состоящих из подзаголовков и пояснительных текстов) и др.

Структурирование стенда должно ориентироваться по возможности на следующие вопросы:

- В чем суть решения проблемы? (Введение)

- Каковы пути были решения? (Методы)

- Какие результаты были достигнуты? (Результаты)

- Что нового, инновационного и будирующего в проблеме? (Обсуждение)

Для оценки качества стендового доклада служат следующие ключевые вопросы:

- Была ли определена постановка проблемы и достигнута ли цель?

- Обладала ли презентация надлежащей логической структурой?

- Соответствие стандартам оформления, структуры, графики стенда?

- Прослеживалась ли логическая связь с предыдущей сессией?

- Насколько успешными были координация и сотрудничество магистрантов, если презентация была групповым проектом?

Таким образом, происходит постепенное превращение обучения в самообучение, когда магистрант поставлен в условия, где он должен самостоятельно осуществлять поиск нужной для выполнения учебных задач информации и творчески ее прорабатывать с тем, чтобы сделать необходимые умозаключения и получить результаты. Самообучение базируется на совместной работе магистрантов над учебными заданиями проблемного характера (например, в выполнении учебных проектов), когда решение достигается путем объединения усилий, то есть через кооперацию магистрантов, когда коллективными усилиями достигается общая цель. Кооперативное обучение способствует объединению знаний, навыков и умений студентов, их способностей и возможностей, что создает условия для взаимообучения.

Эффективное формирование у магистрантов необходимых профессиональных компетенций происходит в результате использования комплекса педагогических форм и методов: проектный метод, метод решения проблемных заданий, метод структурирования и других. Определение критериев умений и использование их магистрантами в процессе изучения учебной дисциплины, позволяют оценить уровень сформированности умений и эффективность комплекса форм и методов. В качестве инструментария целесообразно использовать анкету самооценки сформированности умений, экспертную оценку курсовых проектов, оценку выполнения магистрантами практических заданий и др.

Критериально-ориентированный подход оценивания позволяет:

- выявить освоенные и не освоенные знания, умения, навыки и компетенции,

- построить индивидуальную образовательную траекторию каждого магистранта и повысить индивидуализацию учебного процесса;

- провести развернутый анализ неосвоенных разделов содержания и компетенций.

Сочетание системного и личностно-деятельностного подходов обеспечивает возможность комплексно оценить процесс освоения магистрантами читаемого курса. Показателями, определяющими уровень оценочной шкалы выступают: мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности; совокупность исследовательских знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности; профессионально-значимые личностные качества исследователя.

Таким образом, послевузовское образование по гуманитарным специальностям в первую очередь должно быть ориентировано не на пассивное усвоение пусть даже новейших форм знаний, а на привитие обучающимся органической потребности в продуцировании собственных решений, а также на формирование у них ответственности за результаты обучения в магистратуре. В этой связи от преподавателя требуется такая постановка заданий для магистрантов, чтобы их выполнение обусловливало не простое репродуцирование полученных знаний, а творческое их использования для решения новых задач в новых, нестандартных ситуациях. В этом случае, выполняя учебные задачи, магистранты самостоятельно приобретают новые знания, навыки и умения (в частности, умение анализировать и принимать решения в нестандартных ситуациях), что очень важно для эффективной будущей профессиональной деятельности.