Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF ECONOMIC PATRIOTISM IN STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES DURING ECONOMIC SANCTIONS IN RUSSIA

Orinina L.V. 1
1 FGBOU VPO «Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov»
An attempt to analyze the phenomenon of economic patriotism as one of the new concepts, based its relevance and scientific novelty. Powered scientific definition of «economic sanctions». Reasoned attempt to consider the phenomenon of economic patriotism in terms of a systemic approach, involving integrative concepts of «economic patriotism» and the emphasis on the formation of students of technical university system thinking pattern and value perception of the world, associated with the desire to support domestic producers of goods and services. The article also provides a scientific rationale for the formation of economic patriotism among representatives of the youth of today from the standpoint of the crisis in the social and economic sphere.
economic patriotism students
economic sanctions
engineering students
the economic crisis
the economic education of young people

Состояние общественной идеологии большей части населения в России на сегодняшний день определяется динамикой в изменении рынка и показателями экономической эффективности, которые в настоящее время достигли критической отметки. Большинство исследователей в области изучения экономического рынка России однозначно сходятся в оценке того, что этот рынок переживает далеко не лучшие времена, что, в свою очередь, объясняется политикой экономических санкций стран ЕС и США. При этом страны Евросоюза, достаточно четко осознавая, что, поддерживая политику экономических санкций США в отношении России, они терпят колоссальные убытки в сфере туризма, сельского хозяйства, экспорта, тем не менее, не считают нужным изменить вектор своих действий по отношению к РФ, хотя большая часть населения этих государств, по результатам общественного мониторинга, крайне отрицательно относится к проводимой властями экономической политике. Экономическая ситуация в стране, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем уровне жизни населения и приводит к массовым депрессивным настроениям в обществе, а также крайне негативному отношению к странам ЕС и США. С учетом сложившейся ситуации однозначным является вывод о том, что современному обществу, в особенности, её прогрессивной части, которую еще можно оградить от всевозможных стереотипов социально-экономического и геополитического характера молодежи, срочно требуется некий эмоционально-психологический «костыль», который мог бы служить некоей точкой баланса на перипетии глобальных изменений и масштабного международного конфликта, постепенно набирающего оборота. На наш взгляд, такую поддерживающую функцию может выполнять процесс формирования экономического патриотизма у учащейся молодежи.

Известный журнал «Black list» таким образом определяет специфику экономических санкций. Они представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран [1]. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций. Целью санкций является принуждение правительства страны, на которую эти санкции наложены, изменить свою политику в разных сферах: вывод войск с оккупированной территории, прекращение нарушений прав человека, прекращение всех видов поддержки международного терроризма и прочее. В международном праве отсутствует точное определение экономических санкций: каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению. В одностороннем порядке санкции могут быть наложены решением Президента страны, Правительства или законодательного органа. Возможно применение санкций несколькими государствами. Тем не менее, официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН. В теории, они являются самыми действенными, поскольку обязательны для исполнения всеми странами-членами ООН. На практике, действенность таких санкций зависит от конкретных стран, являющихся торговыми партнерами «оштрафованного» государства, поскольку эффективных методов воздействия на нарушителей санкционного режима у ООН нет. Специфику экономических санкций проще всего рассматривать в их исторической ретроспективе. Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н.э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику – Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение. В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили. В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока. Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран. Ярчайшим примером односторонних санкций является введенное США в 1960 году и продолжающееся до сих пор эмбарго в отношении Кубы. Ущерб Кубы от санкций США оценивается в 1 трлн. долларов. Тем не менее, основная цель эмбарго – установление на Кубе демократического режима- так и не достигнуто.

Начиная с 1990 года СБ ООН начинает более активное использование международных экономических санкций против различных стран: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006). Наложенные ООН санкции, в основном, носят частичный характер и направлены на ограничение поставок военного оборудования и оружия в эти страны, а также замораживание активов, размещенных за рубежом. В практике современных международных отношений считается, что наибольший эффект имеют экономические санкции, направленные не на страну в целом, а на ее руководство: замораживание их зарубежных активов, отказ в инвестировании, запрет на въезд в страну. Экономические санкции, имеющие жесткий характер и направленные на подрыв экономики государства, признаны негуманными, так как от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои. Рассмотрев исторические этапы развития экономических санкций, обратимся к анализу рубрик ведущих журналов и наиболее значимых исследователей в области изучения специфики санкций против России.

Так, Шаринова Г.А. считает, что любые экономические кризисы, которые сопровождаются спадом производства и не зависят от причин возникновения кризиса, приводят к снижению покупательского спроса и нехватки у предприятий денежных средств на реализацию различных проектов [5]. В этом случае производители вынуждены экономить и сокращать свое производство, используя один из самых распространенных способов экономии— сокращение рабочего персонала. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость. Российская экономика пребывает в состоянии кризиса. Рыночные взаимоотношения в стране в последние годы вызывают увеличение числа безработных. Большая часть экономически активных граждан не имеют постоянного места работы.

Известны основные последствия низкой занятости населения:

– снижение прибыльности предприятий;

– медленная активность работника после длительной безработицы;

– низкое развитие экономической стороны жизни людей;

– снижение уровня психического комфорта граждан;

– недоверие правительству страны;

– потеря уровня квалификации специалистов;

– снижение ВВП государства [2].

Исследователь и экономический обозреватель Мансурова А.Ф. рассматривает социально-экономический характер причин, которые способствовали внедрению политики экономических санкций Европы и США по отношению к РФ, а также логически обусловленные результаты введения данных санкций для экономики, политики и массового сознания жителей России. Так, автор статьи указывает на то, что многочисленные санкции со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов Америки негативно отражаются в среднесрочной и долгосрочной перспективе развития России. В краткосрочном контексте санкции не столь заметны и значимы, но на определенном этапе может возникнуть кумулятивный эффект, что может нанести серьезный ущерб ряду секторов российской экономики [3]. Данный факт может негативно повлиять на российскую экономику, привести к потере доверия международных инвесторов к инвестициям в РФ и, как следствие, к снижению цен на акции Газпрома. Так же есть риск невозможности привлекать заемный или акционерный капитал на международных рынках. Таким образом, цель санкций не столько личное наказания политической элиты России, сколько фактическое разрушение некоторых ключевых отраслей экономики страны в долгосрочном периоде.

Яна Хлюстова считает, что санкции не являются эффективным средством разрешения международных конфликтов ни в экономическом, ни в политическом плане. Их использование можно объяснить желанием лидера вводящей санкции страны повысить свой авторитет в глазах населения, утвердить положение государства на международной арене, ухудшить политическую ситуацию и дестабилизировать общество подвергающейся санкциям страны. При этом основная цель санкций – вынудить государство-нарушителя международных норм изменить линию поведения – скорее всего, останется не достигнутой [4].

Под экономическим патриотизмом на нынешний момент в науке и практике понимают стремление защитить национального производителя предпочесть отечественные товары импортным. Проблематика экономического патриотизма полностью совпадает с проблематикой соотношения краткосрочных и долгосрочных последствий протекционизма как экономической политики. Остановимся на экономической составляющей данного понятия.

Экономический патриотизм потребителя представляет собой отношение человека к реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов близкого ему сообщества в процессе потребления материальных благ, а также соответствующее этому отношению поведение. Результатом чрезмерного, гипертрофированного развития экономического патриотизма является экономический эгоизм – отношение человека к реальности, для которого характерным является крайнее стремление к продвижению своих собственных экономических интересов, а также интересов близкого ему сообщества, как правило, сопровождающееся нарушением норм морали и права, а также соответствующее этому отношению поведение. Состояние отсутствия чувства экономического патриотизма определяется как экономический нигилизм. Для него свойственно такое отношение человека к реальности, в основе которого лежит отсутствие осознания человеком собственных экономических интересов и/или интересов близкого ему социума, отсутствие стремления к защите и продвижению этих интересов и соответствующее этому отношению поведение [2].

В целях определения уровня сформированности экономического патриотизма у представителей современной молодежи на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет» было проведено анкетирование, в котором приняло участие 65 человек – студентов ВПО технических и гуманитарных специальностей, из которых: 35 – девушек, 30 – юношей в возрасте от 18 до 21 года (студенты 1–2 курсов).

Ориентируясь на результаты мониторинга относительно уровня сформированности адаптивных копинг-стратегий в ответ на различные экономические провокации современного общества можно отметить следующее:

1. Студенты ВПО осведомлены о феномене экономического патриотизма, интерпретируют его корректно, при этом смешения с другими понятиями не происходит.

2. Все без исключения респонденты оценивают явление экономического кризиса как негативное или крайне негативное и отмечают, что в 90 % случаев оно затронуло их собственную семью.

3. Большая часть студентов считают, что данный феномен произошел в большей степени вследствие напряженного международного конфликта, нежели вследствие близорукости властей или политической «безграмотности» административных органов и населения.

4. Студенты способны трезво оценивать сложившуюся экономическую ситуацию в современной России, особо ярких случаев того, как их знакомые или родственники смогли не только «выжить», но и «подняться» в условиях экономического кризиса – не приводят, но при этом отмечают, что справиться с кризисом можно и нужно, для этого необходимо, во-первых, время для стабилизации уровня жизни населения, который резко понизился, во-вторых, активное проведение мер по изменению международной динамики со стороны руководства государства. Актуальность рассмотрения вопроса формирования экономического патриотизма у студентов технического университета через призму их вхождения в процесс профессиональной адаптации предполагает и определенный механизм реализации социального партнерства между организациями высшего профессионального образования и организациями-работодателями [2].

В этой связи формирование экономического патриотизма у учащейся молодежи, составляющей огромный сектор будущих потребителей экономических ресурсов России, будет способствовать реализации главной цели молодежной политики – более эффективному процессу социализации студенчества и разработки адаптивных механизмов выживания в условиях введения экономических санкций в России.