Учебный процесс в высшей школе – это многообразная система организации, управления и развития познавательной деятельности обучающихся в процессе разностороннего формирования специалиста высшей квалификации. Следует отметить, что происходящая в настоящее время реформа высшего образования предполагает переход от парадигмы обучения к парадигме образования. При этом весь учебный процесс, который состоит из учебных и контрольных мероприятий, должен быть направлен на освоение студентами образовательной программы. Основными принципами современного образования в свете современных реформ являются ориентация на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов и переход от поточного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей. Самостоятельная работа предусматривает самостоятельное выполнение дидактических задач, формирование и развитие интереса к познавательной деятельности и постоянное пополнение знаний в области медицины согласно выбранной специальности.
В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, обучение через исследование – выполнение научных исследовательских работ студентов. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Самостоятельная работа студента (СРС) – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [3, 4, 5].
В Казахском национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова введена кредитная система обучения, которая предполагает выделение на самостоятельную работу студентов 2/3 часов от всего учебного плана, а именно 1/3 аудиторные часы, 1/3 часы самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) и 1/3 часы полностью самостоятельной работы студентов (СРС). Таким образом, при изучении каждой дисциплины самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных форм и подразделяется на внеаудиторную планируемую работу, проводимую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия; аудиторную под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию; и творческую работу, в том числе научно-исследовательскую. Самостоятельная работа в такой концепции, направлена не только на овладение каждой дисциплиной, но и для формирование навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. При правильной организации, СРС способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.
Самостоятельная работа студентов направлена на развитие творческих способностей по предполагаемым заданиям, но требующих нестандартных решений, новых знаний и умений. Самостоятельная работа предполагает отсутствие готовых образцов и способов решений заданий. Повышение качества образования невозможно без грамотной организации самостоятельной работы студентов. Для этого требуется подобрать формы внеаудиторной работы подготовить методическое обеспечение, сформировать цели и задания к каждой работе, составить список литературы. Для успешного выполнения самостоятельной работы должна присутствовать четкая постановка познавательных задач; мотивированность учебного задания; владение студентом методами, способами выполнения работы; четкое определение преподавателем форм объема работы, сроков сдачи работы; предоставление консультационной помощи студенту; четкие критерии оценки; использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах, конференциях и т.д.).
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий (поисковый).
Целью тренировочных самостоятельных работ является закрепление знаний, формирование умений, навыков. Самостоятельные работы данного вида выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем, зарисовка, поиск ответа на поставленные вопросы для подготовки к семинарским/лабораторным/практическим занятиям или для сдачи раздела тем, создание глоссария по терминологии, создание наглядных пособий для занятий, составление учебных таблиц. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Следовательно, тренировочные самостоятельные работы приемлемы для 1–2 курсов.
Целью реконструктивного типа является формирование навыка поиска, решения, обобщения. В ходе выполнения таких работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты; доклады, презентации, написание эссе на заданную тему составление глоссария на 3-языках, кроссвордов, кейс-стадий и ситуационных задач, поиск литературы для будущего научного проекта, изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность больниц, поликлиник, стационаров. Познавательная деятельность студента проявляется в осмыслении, конструировании, логике. Применимы самостоятельные работы реконструктивного типа на 3–4 курсах.
Целью самостоятельных работ творческого или поискового типа является формирование критического мышления, в специфике подготовки врача-специалиста формирование клинического мышления. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы). Например, участие в научном проекте, создание учебного фильма, организация и подготовка доклада по заданной теме для круглого стола или конференции, изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность медицинских работников, аналитическая записка о деятельности подразделения практического здравоохранения, ведение планового или стандартизированного больного под руководством преподавателя. Данный вид работы целесообразно применять на старших курсах медицинских вузов, в интернатуре, резидентуре.
На модуле нормальной физиологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова проходят обучение студенты 3 курса специальности Общая медицина по дисциплине «Физиология-2». Обучение осуществляется по модульной кредитной системе (2 кредита, 90 часов) и включает в себя изучение материала по 8 системам органов: нервная, эндокринная, кроветворная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочеполовая и опорно-двигательная. Согласно рабочего учебного плана 1/3 часов выделена на СРСП и 1/3 часов на СРС.
На СРСП вынесены вопросы тем, которые предполагают возможность самостоятельного разбора, но при необходимости требуется консультативная помощь. К данному виду работ относятся: самостоятельная подготовка по вопросам темы, изучение дополнительной литературы, изучение глоссария на 3-х языках, подготовка 1–2 вопросов на втором языке преподавания (казахский или русский) и на английском, самостоятельный разбор ситуационных задач, кейс-стадий и решение тестовых заданий по MCQ и с множественными ответами, работа с презентациями и компьютерными программами («Basic Heart Sounds», «Mediapak» – биофизика мембран, физиология выделения, «Interactive electrocardiography», «Physiology simulators» и др.). Так же в рамках СРСП студенты самостоятельно работают в Центре практических навыков КазНМУ: отрабатывают методики регистрации электрокардиограммы и спирограммы друг на друге с последующим анализом на практических занятиях под руководством преподавателя [1, 2].
В ГОСО по нормальной физиологии для 3 курса вопросы СРС предполагают самостоятельный разбор особенностей детского возраста по 8 модулям. Студентам предлагается на выбор 2 темы, которые можно подготовить в виде презентации. В рамках реализации 3-х язычного обучения студент должен подготовить презентацию по 1-ой теме на втором языке обучения (для русскоязычных групп на казахском языке, для казахскоязычных групп на русском языке, для иностранных студентов по выбору) и 2-ую презентацию на английском языке. В качестве альтернативы презентациям студент имеет право подготовить глоссарий с подробным описанием каждого термина на 3-х языках по двум из предложенных тем. Так же на модуле нормальной физиологии достаточно широко используется практика обучения через исследование, что предполагает участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) с последующей защитой на I туре НИРС на уровне модуля, на II туре на уровне факультета и на III туре на уровне университета при проведении Дней Науки. Все НИРС в обязательном порядке рецензируются у заведующего кафедрой/модулем и подписываются научным руководителем работы.
Качество и результативность любого вида самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, которые должны быть прописаны в силлабусе: входной контроль знаний и умений студентов по «Физиологии-1» при начале изучения дисциплины «Физиология-2»; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на практических занятиях методов тестирования с включением вопросов на 3-х языках; промежуточный или рубежный контроль по окончании изучения модуля – прием практических навыков, тестирование и знание теоретического материала; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде II этапного экзамена – прием практических навыком по системе ОСКЭ и компьютерное тестирование; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.