Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS AN BASIC ELEMENT OF COGNITIVE ACTIVITY STUDYING

1
1 Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov
Independent work of students – students’ work is planned, performed on the instructions of and with guidance of the teacher, but without the direct involvement of independent work of students is aimed at the development of creative abilities of prospective assignments, but require non-standard solutions, new knowledge and skills. Independent work suggests a lack of ready-made patterns and ways of solving problems. Improving the quality of education is not possible without a competent organization of independent work of students. This requires a form to choose extracurricular work to prepare methodological support, create goals and tasks for each work, a list of literature. As the students’ independent work is the final stage of all learning activities, the teacher from the need to control the execution of the work and organize the monitoring of the work performed student.
Education
students’ independent work

Учебный процесс в высшей школе – это многообразная система организации, управления и развития познавательной деятельности обучающихся в процессе разностороннего формирования специалиста высшей квалификации. Следует отметить, что происходящая в настоящее время реформа высшего образования предполагает переход от парадигмы обучения к парадигме образования. При этом весь учебный процесс, который состоит из учебных и контрольных мероприятий, должен быть направлен на освоение студентами образовательной программы. Основными принципами современного образования в свете современных реформ являются ориентация на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов и переход от поточного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей. Самостоятельная работа предусматривает самостоятельное выполнение дидактических задач, формирование и развитие интереса к познавательной деятельности и постоянное пополнение знаний в области медицины согласно выбранной специальности.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, обучение через исследование – выполнение научных исследовательских работ студентов. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Самостоятельная работа студента (СРС) – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [3, 4, 5].

В Казахском национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова введена кредитная система обучения, которая предполагает выделение на самостоятельную работу студентов 2/3 часов от всего учебного плана, а именно 1/3 аудиторные часы, 1/3 часы самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) и 1/3 часы полностью самостоятельной работы студентов (СРС). Таким образом, при изучении каждой дисциплины самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных форм и подразделяется на внеаудиторную планируемую работу, проводимую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия; аудиторную под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию; и творческую работу, в том числе научно-исследовательскую. Самостоятельная работа в такой концепции, направлена не только на овладение каждой дисциплиной, но и для формирование навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. При правильной организации, СРС способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа студентов направлена на развитие творческих способностей по предполагаемым заданиям, но требующих нестандартных решений, новых знаний и умений. Самостоятельная работа предполагает отсутствие готовых образцов и способов решений заданий. Повышение качества образования невозможно без грамотной организации самостоятельной работы студентов. Для этого требуется подобрать формы внеаудиторной работы подготовить методическое обеспечение, сформировать цели и задания к каждой работе, составить список литературы. Для успешного выполнения самостоятельной работы должна присутствовать четкая постановка познавательных задач; мотивированность учебного задания; владение студентом методами, способами выполнения работы; четкое определение преподавателем форм объема работы, сроков сдачи работы; предоставление консультационной помощи студенту; четкие критерии оценки; использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах, конференциях и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий (поисковый).

Целью тренировочных самостоятельных работ является закрепление знаний, формирование умений, навыков. Самостоятельные работы данного вида выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем, зарисовка, поиск ответа на поставленные вопросы для подготовки к семинарским/лабораторным/практическим занятиям или для сдачи раздела тем, создание глоссария по терминологии, создание наглядных пособий для занятий, составление учебных таблиц. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Следовательно, тренировочные самостоятельные работы приемлемы для 1–2 курсов.

Целью реконструктивного типа является формирование навыка поиска, решения, обобщения. В ходе выполнения таких работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты; доклады, презентации, написание эссе на заданную тему составление глоссария на 3-языках, кроссвордов, кейс-стадий и ситуационных задач, поиск литературы для будущего научного проекта, изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность больниц, поликлиник, стационаров. Познавательная деятельность студента проявляется в осмыслении, конструировании, логике. Применимы самостоятельные работы реконструктивного типа на 3–4 курсах.

Целью самостоятельных работ творческого или поискового типа является формирование критического мышления, в специфике подготовки врача-специалиста формирование клинического мышления. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы). Например, участие в научном проекте, создание учебного фильма, организация и подготовка доклада по заданной теме для круглого стола или конференции, изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность медицинских работников, аналитическая записка о деятельности подразделения практического здравоохранения, ведение планового или стандартизированного больного под руководством преподавателя. Данный вид работы целесообразно применять на старших курсах медицинских вузов, в интернатуре, резидентуре.

На модуле нормальной физиологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова проходят обучение студенты 3 курса специальности Общая медицина по дисциплине «Физиология-2». Обучение осуществляется по модульной кредитной системе (2 кредита, 90 часов) и включает в себя изучение материала по 8 системам органов: нервная, эндокринная, кроветворная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочеполовая и опорно-двигательная. Согласно рабочего учебного плана 1/3 часов выделена на СРСП и 1/3 часов на СРС.

На СРСП вынесены вопросы тем, которые предполагают возможность самостоятельного разбора, но при необходимости требуется консультативная помощь. К данному виду работ относятся: самостоятельная подготовка по вопросам темы, изучение дополнительной литературы, изучение глоссария на 3-х языках, подготовка 1–2 вопросов на втором языке преподавания (казахский или русский) и на английском, самостоятельный разбор ситуационных задач, кейс-стадий и решение тестовых заданий по MCQ и с множественными ответами, работа с презентациями и компьютерными программами («Basic Heart Sounds», «Mediapak» – биофизика мембран, физиология выделения, «Interactive electrocardiography», «Physiology simulators» и др.). Так же в рамках СРСП студенты самостоятельно работают в Центре практических навыков КазНМУ: отрабатывают методики регистрации электрокардиограммы и спирограммы друг на друге с последующим анализом на практических занятиях под руководством преподавателя [1, 2].

В ГОСО по нормальной физиологии для 3 курса вопросы СРС предполагают самостоятельный разбор особенностей детского возраста по 8 модулям. Студентам предлагается на выбор 2 темы, которые можно подготовить в виде презентации. В рамках реализации 3-х язычного обучения студент должен подготовить презентацию по 1-ой теме на втором языке обучения (для русскоязычных групп на казахском языке, для казахскоязычных групп на русском языке, для иностранных студентов по выбору) и 2-ую презентацию на английском языке. В качестве альтернативы презентациям студент имеет право подготовить глоссарий с подробным описанием каждого термина на 3-х языках по двум из предложенных тем. Так же на модуле нормальной физиологии достаточно широко используется практика обучения через исследование, что предполагает участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) с последующей защитой на I туре НИРС на уровне модуля, на II туре на уровне факультета и на III туре на уровне университета при проведении Дней Науки. Все НИРС в обязательном порядке рецензируются у заведующего кафедрой/модулем и подписываются научным руководителем работы.

Качество и результативность любого вида самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, которые должны быть прописаны в силлабусе: входной контроль знаний и умений студентов по «Физиологии-1» при начале изучения дисциплины «Физиология-2»; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на практических занятиях методов тестирования с включением вопросов на 3-х языках; промежуточный или рубежный контроль по окончании изучения модуля – прием практических навыков, тестирование и знание теоретического материала; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде II этапного экзамена – прием практических навыком по системе ОСКЭ и компьютерное тестирование; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.