Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 --- 2 --- 3 --- 3 --- 2 --- 2
1 not set work
2 ---
3 ---

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. В современной школе должны быть созданы условия для учащихся, где они смогут проявить свои способности и индивидуальность; способствовать их развитию по разным предметам; формировать у них навыков и умений практической деятельности [1].

Проектная деятельность может проводиться как во время урока, так и во внеурочное. Сложность реализации нашего проекта во время урока связана с большим объемом исследовательской работой вне школы.

Поэтому рассмотрим организацию проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Школьникам нравится работать с тем биологическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни [2,3].

Рассмотрим методику организации проекта «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО» на занятиях кружка.

Думаем, что целесообразно осуществлять проектную деятельность поэтапно. На первом этапе организуется подготовительная работа, цель которой познакомить школьников с целью и задачами проектной деятельности, ее методами исследования.

На втором этапе происходит непосредственная работа над школьным проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО».

На заключительном этапе представляются результаты выполненного проекта.

Цели проекта

Образовательная: способствовать формированию умения применять биологические знания в решении практических задач.

Развивающая: способствовать развитию анализа и синтеза: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к биологии, формированию умения работать в группе.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка и стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Результаты исследования и их обсуждение. Организации проектной деятельности школьников во внеурочное время осуществлялось на базе биологического кружка в №15 школе-лицее им. Д.И. Менделеева.

Разработанная программа проекта «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО» была нами апробирована на занятиях секции «Энтомолог» биологического кружка и рассчитана на учащихся 7 – 9 классов. Секцию посещало 14 учеников. Занятия проводились один раз в неделю.

Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.

Планируемый результат: научить учащихся распознавать вредителей картофеля и томатов на собственном земельном участке, огороде, даче, познакомиться с мерами борьбы с ними, применять биологические знания для решения задач практического характера.

Этап планирования. Учащиеся с помощью руководителя кружка определились с актуальностью, целью и задачами исследования, практической значимостью выполняемой работы.

Актуальность темы. Овощеводство и картофелеводство являются одними из ведущих отраслей сельского хозяйства Республики, производство овощей сосредоточено, в основном в Южно-Казахстанской области. Среди овощных культур большое народно-хозяйственное значение имеют томаты. Ни одна из овощных культур не используется так широко и многообразно, как томаты. Кроме потребления в свежем виде, они служат высококачественным сырьем для консервной промышленности. Почвенно-климатические условия Южно-Казахстанской области благоприятны для выращивания этой ценной по своим качественным и вкусовым показателям культуры томатов, а также картофеля. Однако, существенным фактором, снижавшим урожайность и качество плодов томатов, картофеля является вредная деятельность многих видов насекомых.

Целью работы поставили изучение видового состава фауны вредителей пасленовых в условиях Южно-Казахстанской области. Определили следующие задачи исследования:

1) изучение видового состава вредителей пасленовых;

2) изучение сезонной динамики популяций наиболее вредоносных видов насекомых.

Ознакомились с методами исследования: стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследований по изучению фауны вредителей пасленовых окажут помощь в разработке рекомендаций «Системы защиты культуры томатов, картофеля от вредителей и болезней в условиях Южно-Казахстанской области».

Аналитический этап. Школьники разделились на две группы, которые провели аналитический обзор литературы по исследуемой теме. Первая группа сделала аналитический анализ литературы по исследованиям фауны насекомых, обитающих в агробиоценозах пасленовых. Вторая группа сделала аналитический анализ литературы по биоэкологическим особенностям основных вредителей картофеля и томатов.

Анализируя информацию, ребята отметили, основными вредителями пасленовых являются переносчики вирусных болезней – разные виды тлей, а также гусеницы хлопковой совки повреждают томаты, тогда как колорадский жук-вредитель картофеля.

Этап обобщения информации. После того, как все учеты насекомых проведены, определена их видовая принадлежность, настает самый ответственный момент – обработка полученных данных.

Участники проектной деятельности представили свои работы членам кружка и учителям.

Первая группа представила вредителей картофеля, вторая предложила вниманию вредителей томатов, обе работы сопровождались комментариями и описанием вредителей пасленовых. От каждой группы выступал один ученик, который рассказал о проведенной работе, о трудностях, с которыми встретились на пути создания проекта. Все участники высказали свое отношение к проведенному проекту. По окончанию выступления каждой группе задавались вопросы по ходу организации, проведению работы, по теоретическому разделу курса.

Были предложены варианты продолжения работы над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО».

Результаты оценивания проектной деятельности показали, что учащиеся ответственно и серьезно подошли к работе над проектом.

Заключительный этап – определить насколько сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.

Учащееся самостоятельно провели все этапы работы над предложенным проектом, оформили свои мысли в письменном виде, представили результат своей работы остальным участникам.

Затруднений на этом занятии не возникло, ребята еще раз повторили и закрепили свои знания по проектной деятельности, осуществили все этапы работы над проектами.

В ходе обсуждения, школьники высказали свою заинтересованность предложенной деятельностью.

Анализируя деятельность каждого ученика в этом проекте, можно говорить о достижении поставленных целей и задач курса.

Выводы

1. Проведенный анализ занятий и результатов кружка показал, что проведенная работа на биологическом кружке «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО» дала положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.

2. Результаты школьного научного проекта по изучению видового состава фауны насекомых агроценоза пасленовых показали, что растения заселяются 21 видами насекомых, относящихся к 5 отрядам, важнейшими вредителями томатов являются гусеницы хлопковой совки, колорадский жук.

3. Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.