Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Одним из наиболее интересных, сложных в теоретическом плане и одновременно очень важных в прикладном отношении разделов ана­томии человека является возрастная морфология, в частности - эмбриология человека. Знание ос­новных этапов и критических периодов его инди­видуального развития, сроков закладки органов и их систем, основных процессов и механизмов органогенеза безусловно необходимо для буду­щего врача, поскольку без этого невозможно сформировать правильное представление о ста­новлении нормального строения человека во всем разнообразии его индивидуальных вариантов и возникновении врожденных аномалий его орга­нов, планировать и осуществлять эффективную профилактику, диагностику и коррекцию отклонений в развитии человека. Однако вопросам развития на кафедре анатомии человека отводит­ся неоправданно мало учебного времени, глав­ным образом в рамках лекционного курса и самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В существующих учебниках по анатомии человека вопросы развития освещены слабо, нередко с ошибками, многие данные устарели. На кафедрах гистологии и медицинской биологии студенты изучают главным образом вопросы общей эмбриологии и эмбрионального гистогенеза, на кафедре патологической анатомии они знакомятся с проблемами тератологии. Совсем мало времени отводится для освоения анатомии человека в це­лом на факультете высшего сестринского образо­вания, особенно в последнее время, когда обуче­ние на факультете приобрело очно-заочную фор­му. Для восполнения указанного пробела в орга­низации учебного процесса и учебно-методической работы на кафедре анатомии чело­века, а также облегчения усвоения студентами обширного и насыщенного материала по данному разделу мною издано учебное пособие «Эмбрио­логия человека» (СПб, изд-во ДЕАН, 2009, вто­рое издание, 128 с, 75 илл.), рассчитанное на преподавателей и слушателей факультета высше­го сестринского образования в медицинских ву­зах. В этой книге кратко изложены основные све­дения о развитии человека и его органов до рождения. Книга состоит из введения, 7 глав, прило­жений и списка дополнительной литературы. Во введении дается определение эмбриологии, крат­ко описаны ее история и значение. В I главе «На­чальные этапы онтогенеза человека» приведены определение онтогенеза, классификация, опреде­ления и значение его периодов, описаны основ­ные стадии эмбрионального периода развития человека, его внезародышевые органы и оболоч­ки, критические периоды в онтогенезе человека. Следующие 6 глав книги посвящены описанию развития костей и их соединений, скелетных мышц, внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной систем, эндокринных желез, их основ­ных врожденных аномалий. Каждая глава снаб­жена большим количеством иллюстраций. При­ложения обобщают предложенный читателю ма­териал: «Внутриутробное развитие человека (ре­зюме)» - основные стадии и строение организма на каждой из стадий; «Развитие зародышевых листков и осевых органов (инициальный органо­генез)»; «Источники развития органов в эмбрио­генезе»; «Краткий эмбриологический словарь». Список дополнительной литературы включает девять источников. Материал излагается в упро­щенном варианте, что делает книгу доступной для использования на факультете довузовского образования, в школах-лицеях с медико-биологическим уклоном. С этой целью составлен «Краткий эмбриологический словарь», в котором дается толкование 93 ключевым терминам эм­бриологии.

ВВЕДЕНИЕ

Эмбриология - это наука о зародыше, «зачаточном организме». Она изучает строение организма в связи с его функциями от момента его зачатия до того этапа, когда зародыш приоб­ретает внешний вид, сходный со взрослым орга­низмом, и способность к обитанию в видоспецифической среде. Эмбриология позволяет устано­вить сроки и механизмы возникновения индиви­дуальных вариантов нормального строения и аномалий развития человека и животных.

Уже на этапе становления анатомии как самостоятельной науки ученые древних веков обращали внимание на возрастные особенности строения человека, включая внутриутробный период жизни. Знаменитый древнегреческий фи­лософ Аристотель, изучив развитие ряда живот­ных, высказал атеистическую мысль: животное происходит от животного. Его считают основате­лем эмбриологии. Древнегреческий натурфило­соф Анаксагор писал о существовании миниа­тюрных организмов в зародышевом состоянии. Научные исследования эмбрионов по-настоящему стали возможными после изобретения микроскопа. Регнерус де Грааф описал в 1672 году овариальные фолликулы. В 1677 году Антоний Левенгук с помощью микроскопа обнаружил сперматозоиды. Несмотря на открытие половых клеток, длитель­ное время циркулировали разного рода спекуля­ции, превалировали грубые преформистские представления о развитии зародышей. Овисты, например М. Мальпиги, полагали, что в яйце находится миниатюрная особь, а семенная жид­кость только стимулирует ее увеличение в разме­рах. Анималькулисты, например А. Левенгук, напротив, описывали «семенных зверушек», ис­пользующих запасы питательных веществ из яй­цеклетки для своего роста. Гомункулисты вообще утверждали существование микрочеловечков в головках сперматозоидов. В XVIII веке россий­ский ученый Каспар Фридрих Вольф решительно выступил против идей постоянства видов и пре­формизма в развитии. Он утверждал, что органы в эмбриогенезе возникают заново, а не просто вырастают из готовых зачатков. К.Ф. Вольф сформулировал концепцию постформизма или эпигенеза, согласно которой развитие протекает от простого к сложному. К.Ф. Вольф подробно описал развитие кишечного канала и первичных почек (вольфовы тела). В XIX веке российский ученый Карл Максимович Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих, описал хорду. Он сформулиро­вал теорию признаков в эмбриогенезе и закон зародышевого сходства: вначале возникают более общие признаки (типа, класса), а затем - более частные   (рода,   вида,   индивида).  К.Ф. Вольф (1759) первым обратил внимание на существование у эмбрионов животных разных видов сходных топографических пластов. К.М. Бэр (1827) сформулировал учение о «зачатковых листках». Выдающиеся российские ученые А.О. Ковалевский (1865-1871) и И.И. Мечников (1888) создали современную теорию зародыше­вых листков. Они основали эволюционную эм­бриологию на принципах учения о клеточном строении организмов. А.О. Ковалевский описал три зародышевых листка в современном понимании, которым Эрнст Геккель дал известные на­звания - эктодерма, энтодерма, мезодерма (на­ружный, внутренний и средний листки). Первой большой работой, заложившей научные основы для современных представлений о развитии че­ловека, стала «Анатомия эмбрионов человека» Вильгельма Гиса (1880). Капитальным и лучшим трудом в этой области, не потерявшим своего важного значения по сей день, является «Эм­бриология человека» Брэдли М. Пэттена (1959). Несколько позднее Б. Карлсон написал «Основы эмбриологии по Пэттену» (1983), в которой ос­новные положения знаменитой работы дополне­ны данными современных исследований по экспериментальной эмбриологии.

Сегодня эмбриология - это обширная об­ласть научных знаний, в которой однако остается еще немало загадочного, необъяснимого, неиз­вестного. Читателю предлагается краткое изло­жение основных сведений о развитии человека, главным образом до рождения и анатомического плана. Они необходимы для понимания целого ряда особенностей строения и положения органов и сосудов взрослого человека, а следовательно -и его жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своих лекциях по анатомии человека я обращаю внимание студентов на необходимость знаний именно по эмбриологии человека для понимания нормального и аномального строения взрослых людей. К сожалению, немало сведений по гистологии и физиологии, полученных исследователями на животных, без учета видовых осо­бенностей строения переносится на человека. Предлагаемая читателю книга рассматривается автором как первый шаг на тернистом пути ос­воения сложной научной дисциплины.