Эпоха глобализации в сфере образовательных услуг определяет новые пути совершенствования управления процессом обучения в высшей школе. Инновационный поиск в образовании должен начинаться с создания или принятия фундаментальной научной концепции, изменения парадигмы воспитания и обучения.
В современной педагогической науке существует проблема эффективности инновационной деятельности – это во многом следствие непонимания термина «инновация». Инновация – это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы образования, переход её в качественно новое состояние в условиях кризиса.
Необходимо постоянно помнить и об особенностях национальной культуры. Задача образования заключается не только в подготовке специалиста, способного хорошо выполнять свою работу, но и в формировании его как гражданина, ответственно и компетентно участвующего в общественных процессах, способного жить в пространстве культуры, плодотворно участвовать в воспитании нового поколения.
В статье рассматривается проблема инноваций в гуманитарной сфере, опыт зарубежных университетов в области образования для повышения эффективности последнего, с опорой на культурологические особенности студентов высшей школы США.
Новая модель образования направлена на формирование этнокультурной компетентности, которая предоставляет объективную информацию о другом народе, введение обучающегося изначально в родную для него, а затем и иные культуры, в том числе страны изучаемого языка. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у студентов выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Необходимость понимания других культур, и в частности американской, сегодня присутствует и в европейском сознании.
Американскую и российскую общественность волнуют общие вопросы: сколько вузов должно быть в стране? Нужно ли обществу всеобщее высшее образование? В чем состоят цели высшей школы?
Думаем, что реформаторам отечественного образования будут интересны данные об иностранных студентах в американской высшей школе. Международный рынок образовательных услуг становится в последние десятилетия ареной конкурентной борьбы, поскольку выгоды от притока иностранных учащихся очевидны. Естественно, приток иностранных студентов налагает на вузы ответственность за качество образования и создание благоприятных условий для обучения и проживания, за отсутствие дискриминации на этнической основе. В этом отношении США, где поликультурность является одним из доминирующих принципов и утверждается государственной политикой и деятельностью общественных организаций, наиболее конкурентоспособны.
Самая главная особенность американской системы высшего образования, которую граждане этой страны не без гордости считают своим демократическим завоеванием, – ее децентрализация, принцип, положенный в основу управления этой важной социальной сферы и исторически связанный с развитием федерализма, основанного на значительной самостоятельности штатов. Особый интерес, на наш взгляд, представляют сто лучших вузов, сведения о которых печатаются ежегодно в порядке их рейтинга. Считается, что они обеспечивают наивысшее качество обучения и дают возможность лучшего трудоустройства своим выпускникам ввиду престижности их дипломов. Как правило, эти вузы обладают наиболее развитой материально-технической базой, назначают более высокую стоимость обучения, привлекают самых одаренных выпускников средних школ, устанавливая высокие балы для вступительных тестов абитуриентов, имеют отличные условия для проведения научных исследований, внедрения новых технологий в обучении и их апробации на практике.
Поликультурное образование рассматривается его теоретиками (Р.Л. Гарсиа, К.А. Грант, А. Фрайзир. Ж. Гэй, Б.Р. Барбер), как идея, научная концепция, философия, [1] прежде всего, как средство формирования многогранного целостного видения мира, способности оценить явление с позиции другого человека, стремления к сотрудничеству, к взаимодействию и взаимопониманию. Большое внимание в рамках поликультурного образования уделяется межкультурной компетентности (грамотности). Осуществление этой идеи возможно в рамках такого педагогического процесса, в котором:
– изучаются, четко выделенные фрагменты учебного материала (работу над лексическим материалом следует нацелить на формирование образа слова; грамматические схемы народа-носителя языка следует соотнести с грамматическими феноменами родного языка);
– для содержания учебного материала характерна последовательность и взаимосвязь;
– предметное содержание не предполагает проблемного обучения и ориентировано на средний уровень познавательной деятельности;
На основе вышеизложенных идей о поликультурном образовании в высшей школе США можно сделать вывод, что знания и распространение в России получили два направления поликультурного образования со своими целями, содержанием, инновациями.
Освоение учащимися собственной этнической культуры. Значительное внимание уделяется изучению истории, культурного наследия этнических меньшинств. Важное значение уделяется изучению родного языка.
Подготовка учащихся к жизни в поликультурной среде. Суммирование знаний о разных этнических группах общества, формирование межкультурной компетентности учащихся. Большое внимание в этой связи принадлежит предметам историко-обществоведческого цикла, им отводится ведущая роль в процессе социализации.
Отечественные и зарубежные (американские) специалисты в области поликультурного образования и внедрения в процесс подготовки специалистов инновационных технологий, достаточно объективно оценивают, как достигнутый результат, так и недостатки. Важно помнить о том, что поликультурное образование – научная концепция, которая будет трансформироваться, с тем, чтобы отвечать потребностям постоянно меняющегося общества.
Высшее образование перестаёт быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры. Моделируя целостный образ выпускника вуза – интеллигента, учёные едины в том, что выпускник, прежде всего, должен быть человеком культуры, то есть свободной, гуманной, духовной личностью, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, способной к творческой самореализации в мире культурных ценностей, к нравственной адаптации, в изменяющейся социокультурной среде [2].
Содержание образования есть отражение культуры определённой эпохи. В то же время существующая система образования во многом построена на культурных доминантах прошлого. Поиски моделей образования, адекватных определённому типу культуры и отвечающих новому типу развития цивилизации составляют одну из актуальных проблем современной педагогики. Одна из проблем образования – повышение качества функционирования любой образовательной системы и гарантированность этого качества – тесным образом связана с инновациями.
Культура образования сегодня – главное средство целенаправленного и инновационного выхода всех стран из кризиса в сфере образования и всечеловеческой культуры.