В современных условиях маркетинг в международном бизнесе предусматривает отношение фирмы-производителя к мировому рынку как к сфере производственно-сбытовой деятельности и источник плановой прибыли [1].
В международном бизнесе маркетинг может выступать как:
– маркетинг товаров и услуг, реализуемый за пределами определенных национальных границ или маркетинг, осуществляемый международной компанией [2];
– система, обеспечивающая стратегическое взаимодействие компании с мирохозяйственной сферой с целью решения ее собственных задач;
– вполне самостоятельная область деятельности фирмы, характеризующаяся трансформацией и усложнениемзадачи функций маркетинга.
– логика предпринимательского мышления, рассматривающая весь мировой рынок в качестве источника получения прибыли [3].
Появление и развитие международного маркетинга можно связать со следующими изменениями в развитии производственных отношенийипроизводительных сил:
а) интернационализация хозяйственной жизни;
б) воздействие научно-технического прогресса на экономические процессы;
в) изменения в характере поставляемых на внешние рынкитоваров, интенсивное перемещение лицензий, «ноу-хау», научных разработок, интернационализация НИОКР [4];
г) одновременное сокращение жизненного цикла и возрастание требований покупателей к параметрам импортируемых товаров: степень новизны, качество, дизайн, упаковка и т.д.;
д) обострение на мировых рынкахконкурентной борьбы.
При этом, международный маркетинг обладает большей степенью риска, предъявляет более высокие требования к конкурентоспособности товара, предполагает трудности в изучении рынка вследствие особенностейстран-экспортеров, необходимость учета международного ведения дел [5].
Цели маркетинга в международном бизнесе определяются целесообразностью выхода на рынок определенной страны, определением вида, количества и цены продвигаемого товара, особенностями маркетинговой программы выхода, желаемыми результатами, возможностями разработки адаптивной стратегии выхода на международный рынок [6].
Специфика маркетинга в международном бизнесе, сложившаяся вследствие особенностей функционирования внешних рынков и условий маркетинговой деятельности, позволяет выделить в международном маркетингеследующие черты, которые национальные компанииобязаны учитывать:
– на внешних рынках необходимо прилагать более значительные и целенаправленные усилия [7];
– изучение не только непосредственно зарубежных рынков, их возможностей и требований, а также политические риски, связанные с выходом на рынок определенной страны, валютные курсы, таможенное регулирование, баланс международных расчетов и др.
– необходимо использовать различные маркетинговые процедуры с учетом колебаний и прогнозов развития зарубежных рынков, торговых обычаев, коммерческой практики, особенностей окружающей маркетинговой среды [8].
– необходимо следовать требованиям потенциальных иностранных покупателей, при этом существенноезначение приобретает как разработка, так и коммерческое производство так называемых «товаров рыночной новизны», которыетаковыми останутся даже спустя несколько лет после выхода на зарубежный рынок.
Выбор маркетинговой стратегии является ключевым фактором эффективной деятельности компании в международном бизнесе [9]. Можно использовать как стратегию индивидуального маркетинга для каждой страны, так и стратегию общего маркетинга для всех, но тогда уникальным должно быть товарное предложение. Наиболее ярким примером успеха во втором случае является компания Apple, у которой дифференциация продукта осуществляется только по ценовому параметру (модель iPhone 5s и ее более дешевый аналог iPhone 5с), а общая стратегия продаж строится на таких человеческих слабостях, как радость обладания продуктом, принадлежность к «избранным» [10].
Таким образом, маркетинг в международном бизнесе может, с одной стороны, укрепить конкурентоспособность фирмы-производителя, уменьшить риски и степень неопределенности, увеличить прибыль и расширить границы сбыта, а с другой стороны, ослабить позиции компании из-за неправильной маркетинговой стратегии.