Концепция управления контингентом студентов вуза является многогранной, и её исследование осуществлялось современными учёными с позиций закономерностей различных областей науки: педагогической, политической, демографической, экономической и др. Процесс управления движением контингента студентов вузов, как явление многоаспектное, требует не только личностных и социально-педагогических путей решения. Отмечая значительную ценность исследований, проведённых современными учёными в этой области, следует подчеркнуть, что процесс управления движением контингента вузовских студентов требует дополнительных подходов в исследовании, базирующихся на экономико-управленческих отношениях, возникающих в процессе, как принятия управленческих решений, так и в процессе их реализации под действием информационно-распорядительных актов, включающих эти решения.
Управление движением контингента студентов вуза следует рассматривать в аспекте целенаправленного, системно организованного процесса информационного поведения вузовских структур на базе применения методологии системного подхода и его прикладного аспекта – метода системного анализа. В основе методологии системных исследований использована предложенная в [1, 2, 3, 4, 5] концепция развития, в соответствии с которой процесс управления движением контингента, как объект системного анализа, студентов представлен системой, состоящей из двух компонентов:<принятие решений по управлению движением контингента студентов>↔<реализация управленческих решений под действием информационно-распорядительных актов>. Таким образом, в качестве объекта системного анализа рассматривается единство целевой категории управления и категории средств достижения цели [5,6]. В предложенном объекте системного анализа в роли целевой категории выступает компонента «Принятие решений по управлению движением контингента студентов», а в роли категории средств достижения цеди – компонента «Реализация управленческих решений под действием информационно-распорядительных актов». Рассмотрение такого комплекса взаимосвязанных объектов привело на первом этапе применения методологии системного анализа к сложной управленческой цели, представляющей собой единство подцелей: <повышение качества управленческих решений>↔<повышение эффективности процесса принятия и реализации управленческих решений в ходе информационного поведения вузовских структур>. Требование повышения качества управленческих решений создают условия для постановки новых целей, связанных с применением новых информационных технологий, основанных на функционировании экономико-математических моделей. В результате реализации этих целей создаются новые средства поддержки принятия решений, применение которых обуславливает генерацию новых идей и целей и т.д. Таким образом, то, что было целью в одной сфере деятельности, переходит в средства в другой сфере. При такой трансформации <цели>↔<средства> происходит качественное изменение инфраструктуры системы управления вузовским контингентом. Определим понятия качества управленческих решений и эффективности процессов их реализации. Под качеством принимаемых решений понимается совокупность свойств, определяющих его способность переводить объект управления в состояние, необходимое для достижения поставленной цели [1, 2]. Под эффективностью процесса принятия и реализации управленческих решений в работе понимается свойство действия приводить к нужным результатам, т.е. к нужным целевым эффектам [1, 2, 3]. Применение методологии системного анализа к предложенному сложному объекту исследования обусловило абстрактное представление процесса управления движением контингента студентов в виде двух взаимодействующих, логически связанных подсистем: <подсистема реализации принимаемых решений под действием информационно-распорядительных актов>↔<подсистема принятия решений по управлению движением контингента студентов>.
Процесс управления движением вузовского контингента студентов происходит в условиях неопределённости, вызванных происходящими в стране демографическими процессами, приводящими к вариациям динамики численности студентов, усилением конкуренции между вузами, сокращением бюджетных средств, поступающих от государства и др. В связи с этим ключевой задачей при управлении движением вузовского контингента является прогнозирование численности студентов, напрямую зависящее от динамики рождаемости, динамики выпускников школ и выпускников системы среднего профессионального образования.
Процесс прогнозирования представлен в виде последовательности взаимодействующих динамических систем I=<I1, I2, I3, I4> [5,6,7,8]. При этом системе Ii, , как математической абстракции, предписано выполнение следующих функций:
а) воспроизводить динамику движения контингента студентов посредством генерации значений случайно изменяющихся величин , , , , , характеризующих соответственно количество студентов, переведённых на курс номер i, из других вузов; количество студентов, отчисленных с курса номер i; количество студентов, ушедших в академический отпуск в течение курса номер i; количество студентов, восстановленных после отчисления на курс номер i;
б) воспроизводить динамику численности Wi студентов при переходе на следующие курсы обучения;
в) прогнозировать степень сохранности контингента студентов посредством вычисления оценки вероятности потери и сохранности контингента:
; .
При этом динамической системе Ii, предписана реализация отображения:
,
где Wi – состояние системы, характеризующее количество студентов, успешно закончивших курс с номером i и переведённых на следующий курс i+1. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется посредством учёта возмущений , , , , оказывающих влияние на изменение состояния следующим образом:
.
В течение каждого отрезка времени, в качестве которого может рассматриваться семестр, учебный год и др., в систему Ii поступает входной сигнал Wi–1, который совместно с возмущениями , , , переводит её в состояние Wi, от которого зависят величины выходных сигналов и . Динамическая система Ii, на более высоком уровне детализации представлена имитационной моделью, позволяющей оценить реакцию состояния контингента на возмущения.