В настоящее время метод проектов в методической и педагогической литературе освещен достаточно, но возможность его реализации в процессе обучения биологии рассмотрено только некоторыми авторами.
Так Н.Ю. Пахомова, М.Б. Романовская, Л.В. Ляхова, Е.С. Полат и др. выделяют следующие требования:
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез и их решение; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Метод проектов дает учащимся возможности проявить свои способности и индивидуальность; способствует их развитию по разным предметам; формированию у них навыков и умений практической деятельности [1].
Цель: анализ применения метода проектов в педагогической и методической литературе и применение этого метода в общеобразовательной практике школы на уроках биологии.
Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организации метода проектов.
Результаты исследования и их обсуждение. В методической литературе и на сайтах Интернет есть информация о применении метода проектов в общеобразовательной практике школы на уроках биологии. Нами проведен анализ литературы, содержащую эту информацию. Тяглова Е.В. и Е.А. Якушкина подчеркивают, что наибольшие проблемы внедрения метода проектов возникают в преподавании биологии [1, 2]. По мнению М.В.Высоцкой, использование метода проектов на уроках биологии позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Она предлагает разработку урока проекта по биологии в школе по теме «Охрана окружающей среды».
Б.А. Татьянкиным предлагается применять проектную деятельность на уроках зоологии. Им разработан проект «Охрана исчезающих видов животных». Данный проект автор относит к разряду краткосрочных проектов. Задание на проект – разработка плаката (наглядного пособия по зоологии) «Исчезающие виды животных». В качестве требований выделяется: плакат должен быть не только красивым и удобным для чтения, но и доказательным с точки зрения изученного материала. Так, по теме «Исчезающие виды животных» целесообразно предложить школьникам подготовить проект по изучению местного материала по окончании изучения всего курса зоологии в 7-м классе. При выполнении данной работы у учащихся систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, развивается внимание [3].
Вышеперечисленные проекты можно использовать непосредственно на самих уроках биологии и во внеурочное время.
Л.Ю. Ганич предлагает применять метод проектов для организации внеклассной работы. В статье описана подготовка к проекту «Биология +» и представляет сценарий. В ходе проекта проверяются знания учащихся не только по биологии, но и по русскому языку, математике, истории, литературе [4].
В методической литературе имеется материал, где даются рекомендации для организации проектной деятельности, или описаны проекты, в которых опущены некоторые этапы их прохождения. В этих статьях авторы делятся собственным опытом проведения проектной деятельности.
Нами организована проектная деятельность школьников во внеурочное время, которая осуществлялось на базе биологического кружка в №15 школе-лицее им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.
Разработанная программа проекта «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО» была нами апробирована на занятиях секции «Энтомолог» биологического кружка и рассчитана на учащихся 7 – 9 классов. Занятия проводились один раз в неделю.
Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.
Планируемый результат: научить учащихся распознавать вредителей картофеля и томатов на собственном земельном участке, огороде, даче, познакомиться с мерами борьбы с ними, применять биологические знания для решения задач практического характера.
Разработанный и внедренный в учебный процесс наш другой проект посвящен изучению видового состава птиц, обитающих на территории г. Шымкента. Выполнение даннного проекта активизировала школьников и реализовала исследовательский потенциал, привила самостоятельность, учащиеся приобретают новые знания и умения.
Выполнение научно-исследовательской работы дало положительные результаты. Школьники знакомились с основами научно-исследовательской работы, научились выделять цель и задачи исследования, составлять план исследования. При помощи орнитологического метода школьники провели исследования видового состава птиц, обитающих в городе Шымкент.
Данная исследовательская работа школьников была связана с природоохранной работой и просвещением населения.
Учащиеся приобрели навыки и умения проведения исследовательской работы, обобщения полученных результатов и самостоятельно делать выводы.
Темы уроков, на материале которых можно осуществить проектную деятельность
Тема урока |
Деятельность учащихся |
Экологические факторы |
Знакомство с методами измерения факторов окружающей среды. Провести экологические исследования воды, почвы, воздуха |
Многообразие сообществ |
Знакомство с биотическим анализом. Провести оценки размеров популяции |
Изменчивость |
Изучение фенетической изменчивости окраски насекомых под влиянием антропогенного фактора |
Пищевые цепи |
Изучение взаимоотношений организмов разного трофического уровня |
Мониторинг |
Изучение состояния водоема при помощи биоиндикации. |
Разнообразие птиц |
Изучение биоразнообразия синантропных птиц города Н |
Здоровый образ жизни |
Изучение состава газированных напитков |
В таблице нами приводятся темы, на материале которых можно успешно осуществлять подготовку учащихся по биологии к проектной деятельности.
Мы считаем, что можно совместить традиционный и личностно ориентированный подход в обучении через включение элементов проектной деятельности в обычный урок. Практика показывает, что существует противоречие между уровнем подготовки выпускника средней школы в соответствии с программой по экологии и требованиями, предъявляемыми к абитуриенту при поступлении в ВУЗы по теме «Решение экологических задач». Учебный проект по теме: «Экологические проблемы нашего города», предлагаемый нами, создан для решения данного противоречия.
Выводы
1. В настоящее время метод проектов в методической и педагогической литературе освещен достаточно, но возможность его реализации в процессе обучения биологии рассмотрено только некоторыми авторами.
2. Наибольшие проблемы внедрения метода проектов возникают в преподавании биологии.
3. Организация научно-исследовательской работы активизирует школьников и реализует исследовательский потенциал, прививает самостоятельность, учащиеся приобретают новые знания и умения.
4. Выполнение научно-исследовательской работы дало положительные результаты. Школьники ознакомились с основами научно-исследовательской работы, научились выделять цель и задачи исследования, составлять план исследования.