Качество товаров, поступающих в настоящее время на отечественный рынок, вызывает особое беспокойство. Обязательная сертификация, введенная в нашей стане, на некоторые группы товаров, является определенным барьером проникновения на рынок некачественных товаров. Однако отсутствие развитой инфраструктуры контроля качества и, прежде всего, отсутствие независимых экспертных лабораторий, позволяющих проконтролировать качество товара не только продавцу, но и любому потенциальному покупателю, не дает возможности в полной мере гарантировать качество товаров на рынке.
Рынок нефтепродуктов, к сожалению, тоже не составляет исключения.
Автомобильные бензины относятся к числу товаров, подлежащих обязательной сертификации. На бензозаправочные станции поступают бензины следующих марок: А-72, А-76 (этилированный и неэтилированный), АИ-93 (этилированный и неэтилированный) и др.
По физико-химическим и эксплуатационным характеристикам автомобильные бензины должны соответствовать определенным качественным показателям, таким как октановое число, фракционный состав, содержание серы, содержание свинца, кислотное число и другие.
Нами проведена выборочная экспертиза автомобильных бензинов, которые поступают на бензозаправочные станции города. Экспертиза бензинов проводилась только по некоторым показателям качества, содержащимся в стандарте – фракционный состав, содержание свинца, кислотное число, содержание механических примесей.
Установлено, что почти все контролируемые бензинные марки А-76 АИ-93 не соответствуют стандарту по фракционному составу. Так для бензина марки А-76 (неэтилированный) фракционный состав должен соответствовать следующим требованиям: 10 % бензина должно перегоняться при температуре не выше 70°С, 50 % – не выше 100°С, 90 % – при температуре не выше 160°С.
Результаты анализа показали, что до 70°С перегоняется 6 % бензина, до 100°С – 36 % бензина и до 160°С – 75 % бензина, остальное составляет высокомолекулярный остаток углеводородов, который может возникать за счет добавки в бензины более высокомолекулярных видов топлива.
Аналогичная картина наблюдается и для бензина марки АИ-93 (неэтилированного). Фракционный состав этого бензина не соответствует стандарту и близок к показателям фракционного состава бензина марки А-76. При этом октановое число бензина марки АИ-93 оказалось близким к требованиям стандарта – 93. Одновременно с этим в бензине наблюдается значительное содержание свинца, в то время как он должен отсутствовать. Подобные результаты можно объяснить, сделав предположение, что с целью получения бензинов высоких марок, в бензины с низким октановым числом добавляется тетраэтилсвинец, за счет которого значительно увеличивается октановое число, в то время как другие показатели качества не соответствуют стандарту. Значительно увеличить октановое число можно и используя другие октаноповышающие добавки: пироконденсант гидростабилизированный, являющийся побочным продуктом в производстве полиэтилена, метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), трет-бутанол (фэтерол), N-метиланилин. Путем добавления ферроцена можно довести октановое число бензина до 92 и 95. К тому же, в существующей нормативно-технической документации не указывается, какие конкретно высокооктановые добавки и в каком количестве разрешено вводить в автомобильный бензин.
Контроль за содержанием в бензинах металлоорганических добавок на основе свинца, также как и других октаноповышающих добавок, к сожалению, не ведется в экспертных лабораториях, занимающихся контролем качества бензинов, а именно эти добавки являются одним из возможных и главных источников фальсификации бензинов.
Проведенные нами исследования показали неудовлетворительные результаты и по некоторым другим показателям качества бензинов: кислотное число, содержание механических примесей и др.
Для эффективного решения проблемы ограничения производства и реализации фальсифицированных автомобильных бензинов необходимо четко регламентировать в нормативно-технической документации допустимые к применению антидетонационные добавки и методы контроля их количественного содержания.