Современный подход к изучению проблем здоровья молодежи окончательно сложился в последние 2–3 десятилетия. Если ранее ее признавали более или менее здоровой частью населения, то в исследованиях наших дней систематически подчеркиваются и анализируются тенденции роста хронической патологии и функциональных нарушений у подростков [4]. Действительно, большая часть патологии взрослого населения формируется именно в подростковом и юношеском возрасте, поэтому адекватное медицинское обеспечение молодого поколения актуально не только с медико-социальной и экономической точек зрения, но и с учетом потребности укрепления обороноспособности и национальной безопасности государства посредством полноценного комплектования Вооруженных сил [1, 2].
Согласно Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р, усилия органов здравоохранения должны быть направлены на улучшение состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу. Как следствие, ставится задача снижения количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, к 2016 г. – до 20 % и к 2020 г. – до 10 %, увеличения показателя годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, соответственно на 15 и 28 %. Отсюда важнейшими задачами органов практического здравоохранения является разработка и внедрение системы мероприятий по улучшению состояния здоровья молодежи и повышению качества медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В настоящей работе проведена оценка эффективности действующей в Краснодарском крае системы медицинского обеспечения подготовки допризывников и призывников к военной службе для обоснования направлений и мероприятий по ее повышению. Основная цель данной системы заключается в снижении количества подростков и юношей, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, увеличении показателя годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии. Достижение поставленной цели возможно путем постановки двух основных задач: улучшения здоровья молодежи и повышения качества медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу [3, 6].
На первом этапе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе подростки 15-16-летнего возраста проходят профилактические медицинские осмотры в организациях здравоохранения, подлежат диспансерному наблюдению за состоянием здоровья и физическим развитием с выполнением необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий. По достижении 17-летнего возраста начинается второй этап: в призывных комиссиях муниципальных образований края юноши проходят медицинское освидетельствование. На этом же этапе краевая призывная комиссия осуществляет освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от военной службы по состоянию здоровья с целью контроля правомочности вынесенных ранее заключений. Кроме того, в течение всего этого периода в лечебно-профилактических организациях лицам с момента первоначальной постановки на воинский учет (ППВУ) до достижения ими 18-летнего возраста (до призыва на военную службу) выполняются соответствующие лечебно-оздоровительные мероприятия. Третий этап предусматривает проведение медицинского осмотра призывников на краевом сборном пункте перед направлением их к месту службы.
Эффективность действующей системы медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе должна оцениваться на основе анализа мероприятий каждого этапа. В частности, оценка эффективности первого этапа выполнялась на основе анализа динамики показателей перевода подростков 15-16-летнего возраста из III во II группу и снятых с диспансерного учета. При этом не было установлено выраженных тенденций динамики исследуемых показателей. Доля подростков, переведенных из III во II группу, выросла в 2013 г. в сравнении с 2009 г. на 0,5 %, но различия статистически не достоверны (p>0,05). Аналогичным образом выглядит ситуация в категории 16-летних подростков, доля которых, напротив, сократилась на 0,5 % (p>0,05). Также статистически не значимо (p>0,05) уменьшилась доля 16-летних подростков, снятых с диспансерного учета (с 5,7 % в 2009 г. до 5,0 % в 2013 г.). Исключение составил рост показателя снятых с диспансерного учета 15-летних подростков (p>0,05) – 1,1 % (с 3,7 % в 2009 г. до 4,8 % в 2013 г.).
Юношам до 18 лет с момента их ППВУ и до призыва на военную службу осуществлялся большой объем лечебно-оздоровительных мероприятий. Так, доля юношей, которым проводилось лечение, почти в каждом году превышала 92,0-93,0 % (средний показатель за период наблюдения составил 92,1±0,8 %) (табл.). 100 % юношей из числа нуждавшихся в обследовании ежегодно обследовались. Доля обеспеченных корригирующими очками составляла от 96,4 % в 2012 г. до 100 % в 2009 г. (средний показатель – 98,7±0,7 %). При этом отмечается недостаточный охват юношей стоматологической помощью: несмотря на то, что доля лиц, которым было проведено зубопротезирование, выросла в 2013 г. в сравнении с 2009 г. на 3,7 % (p>0,05), все же оставалась на недостаточном уровне (в среднем 92,4±1,2 %); санирование полости рта выполнено у 89,9 % (2011) – 93,4 % (2009) нуждавшихся в ней юношей (в среднем 92,0 %).
Оценка качества медицинского обеспечения молодых людей до 18 лет с момента первоначальной постановки на воинский учет до призыва
Показатель |
Годы наблюдения |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Нуждалось в лечении |
абс. (чел.) |
16644 |
16232 |
15797 |
14457 |
14229 |
Проведено лечение |
абс. (чел.) |
15362 |
14544 |
14644 |
13488 |
13176 |
% |
92,3 |
89,6 |
92,7 |
93,3 |
92,6 |
|
Нуждалось в обследовании |
абс. (чел.) |
16644 |
16232 |
15797 |
14457 |
14229 |
Обследовано |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Нуждалось в санации полости рта |
абс. (чел.) |
1514 |
1523 |
879 |
856 |
891 |
Полость рта санирована |
абс. (чел.) |
1414 |
1404 |
790 |
776 |
827 |
% |
93,4 |
92,2 |
89,9 |
90,7 |
92,8 |
|
Нуждалось в зубопротезировании |
абс. (чел.) |
1194 |
1039 |
659 |
623 |
612 |
Проведено зубопротезирование |
абс. (чел.) |
1103 |
938 |
605 |
578 |
588 |
% |
92,4 |
90,3 |
91,8 |
92,8 |
96,1 |
|
Нуждалось в коррекции зрения |
абс. (чел.) |
274 |
216 |
124 |
137 |
146 |
Обеспечены корригирующими очками |
абс. (чел.) |
274 |
214 |
122 |
132 |
143 |
% |
100,0 |
99,1 |
98,4 |
96,4 |
97,9 |
Следует отметить, что в целом отсутствует выраженная положительная динамика показателей. Однако, с другой стороны, есть достаточно возможностей для активизации работы в повышении эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.
В качестве третьего этапа исследована динамика показателя качества медицинского освидетельствования граждан Краснодарского края на предмет годности к военной службе. Критериями оценки служат: возврат призванных на военную службу граждан со сборного пункта для дообследования (лечения) или в связи с пересмотром заключения о категории годности к военной службе; досрочное (в первые 3 месяца) увольнение военнослужащих из Вооруженных сил по состоянию здоровья.
В процессе исследований установлена неблагоприятная тенденция обоих показателей, особенно четко проявившаяся к концу периода наблюдения. По возврату граждан со сборного пункта показатели 2011–2013 гг. достоверно превышают показатели 2009–2010 гг. на 0,9-0,25 % (p<0,05), по досрочному увольнению военнослужащих – на 0,01-0,04 % (p<0,05). Несмотря на то, что упомянутые показатели на порядок ниже приведенных в литературе [5], тем не менее, неблагоприятные тенденции закономерно определяют необходимость повышения качества медицинского освидетельствования призывных контингентов.
Таким образом, в результате проведенных исследований установлено следующее. Результативность лечебно-оздоровительных мероприятий среди подростков подтверждается высоким их охватом профилактическими медицинскими осмотрами (в среднем 94,5 и 95,7 % за период наблюдения соответственно 15- и 16-летнему возрасту). Вместе с тем по ряду показателей эффективность остается низкой: нуждаемость в лечении превышает охват им в 1,6 и 2,1 раза, в оздоровлении – в 2,0 и 2,1 раза и в санации полости рта – в 1,8 и 1,6 раза соответственно 15- и 16-летнему возрасту.
Не обнаружено заметной динамики распределения юношей по спискам наблюдения при ППВУ. Снизилась доля временно не годных к военной службе (на 1,8 %), а также годных, но нуждающихся в санации полости рта, протезировании зубов и коррекции зрения (на 1,2 %). Увеличилась доля годных с незначительными ограничениями (на 4,8 %). Аналогичная динамика отмечена и в их распределении по категориям годности, за исключением признанных ограниченно годными к военной службе (снижение в 2,0 раза).
Увеличение выявляемости патологии, вызвавшее рост числа подлежащих контрольному медицинскому освидетельствованию призывников (в 1,4–4,6 раза к концу периода наблюдения) свидетельствует об эффективности этой программы контроля здоровья. Результатом проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий явился рост доли признанных годными к военной службе при призыве (на 4,6 %) и годных с незначительными ограничениями (на 5,3 %), что привело к увеличению показателя общей годности к военной службе на 9,9 %.