Актуальность. В имеющейся литературе по интернету мы не встретили описание случаев интравагинального заворота с дистопией яичка у ребенка младшего возраста при ущемлении врожденной паховомошоночной грыжи, поэтому считаем наше наблюдение актуальным и представляет научной и практической интерес для врачей.
Цель исследования. Интравагинальный заворот с дистопией яичка одно из самых тяжелых заболеваний органов мошонки у детей, но наблюдаемое от 12,4 до 42,2 % [1, 2], а у детей младшего возраста практически не встречается.
Материалы и методы. На нашем примере представлен больной ребенок Е.1год 6 мес , который экстренно поступил в железнодорожную клинику города Актобе с жалобами со слов матери на рвоту, невысокую температуру и беспокойство ребенка. Мама считает больным его в течении 6-7 часов, с погрешностями питания не связывает, так как он на грудном кормлении. В анамнезе отмечается, со слов матери с рождения у ребенка яичка в правой половине мошонке нет и периодически замечала увеличение ее в размере, в положении «сна» уменьшается за счет самостоятельного вправления петли кишечника. При локальном осмотре больного ребенка в правой паховомошоночной области определялась припухлость плотноэластической консистенции, размером 2х2,5х1,5 см, резко болезненная при пальпации, кожа над припухлостью не изменена. Правое яичко в мошонке не определяется, выслушивается перистальтика кишечника, и в области правого паха имелось плотное образование округлой формы, размером 5х5х3см., резко болезненное, кожа над ним умеренно гиперемирована. Образование в области паха мама заметила с рождения, но ранее было в виде небольшого безболезненного, умеренно подвижного уплотнения. Предварительный диагноз: ущемленная врожденная правосторонняя паховомошоночная грыжа и острое воспаление дистопированного яичка с перепроцессом на паховую область.К хирургам с ребенком мама ранее не обращалась.
С согласия матери, с учетом сочетания патологических процессов больной ребенок по экстренным показаниям под наркозом взят на операцию. Косым разрезом 4см в правой паховой области рассечены мягкие ткани до грыжевого мешка, последний вскрыт, грыжевая вода прозрачная с геморрагическим оттенком. Ущемленная петля подвздошной кишки после вскрытия наружного пахового кольца признана жизнеспособной и блокады корня брыжейки 0,25 % – 7 мл раствором новокаина погружена в брюшную полость. Грыжевой мешок прошит у основания, перевязан и отсечен.Затем тупо раздвинуты мягкие ткани по ходу дистального конца семенного канатика после вскрытия его влагалища, методом осторожного подавливания на образование в области правого влагалища семенного канатика выведена в рану яичко размером 1х1,5х0,5 см сине- серого цвета. Определялся интравагинальный заворот яичко вокруг оси правого семенного канатика на 360º.Выполнена блокада семенного канатика тем же раствором новокаина и после деторсии яичко признано жизнеспособным и погружено (низведено) в правую половину мошонки и фиксировано ко дну кетгутом (как при крипторхизме). Наложены швы на влагалище семенного канатика и паховый канал ушит по способу Мартынова, а ход в область дистопированного яичка ушит наглухо. Послойные швы, после гемостаза, асептическая наклейка. Послеоперационный период протекал без осложнений. Носил суспензорий,швы сняты на 6-7-е сутки, заживление per prima. Выписан в удовлетворительном состоянии, через 3-6 месяцев пациент здоров, развитие соответствует возрасту.Локальный статус: правое яичко идентично размерам левого, мошонка безболезненная, отека нет, кожный покров обычного цвета.
Заключение. Данное наше наблюдение, хотя единственное, но уникальное демонстрирует возможность интравагинального заворота яичка вокруг семенного канатика у детей младшего возраста при его дистопии и ущемлении врожденной пахово- мошоночной грыжи.