В начале XXI века в Казахстане во всех сферах общественной жизни происходят значительные изменения. Кардинальным образом они коснулись разработки соответствующих стратегий развития системы образования. При этом приоритетная роль отводится развитию концепций воспитания, опирающихся на национальные культурные традиции.
Работы Т.А. Касимова, Т.В. Имангулова, А.В. Барабанщикова, JI.А. Бублика, В.А. Крутецкого, Н.И. Монахова, А.М. Столяренко, В.А. Сухомлинского доказывают, что основной задачей современных концепций воспитания является воспитание гражданственности и патриотизма, ядром которого выступает необходимость подготовки юношей к защите родины, к военной службе. Анализ современной ситуации позволяет констатировать, что система общего и начального профессионального образования является основным источником пополнения Вооруженных Сил Республики Казахстан, в частности ее рядового состава.
На сегодняшний день в учебную программу по начальной военной подготовке приняты регламентирующие документы по обучению начальным знаниям в сфере обороны и подготовки выпускников к военной службе. В этой связи возникает потребность обращения и критического осмысления историко-педагогического опыта и традиций начальной военной подготовки в системе общего и начального профессионального образования, существовавших в Казахстане, что позволит взять наиболее передовое для дальнейшего развития современной педагогической научной мысли, совершенствования системы образования в регионе и стране в целом.
Анализ литературных данных. Вместе с тем обзор и анализ исторической и педагогической литературы свидетельствует, что до сих пор нет ни одной исследовательской работы по истории становления и развития начальной военной подготовки в системе общего и начального профессионального образования Казахстана на протяжении XX века.
Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его наций и сохранение государственности. Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать потомкам.
Казахстан, как суверенное государство, считает поддержание своей обороноспособности одной из важнейших государственных функций, делом всего его народа и до создания всеобъемлющей системы международной безопасности будет вести военное строительство совместно с другими государствами, пожелавшими войти с ним в оборонительный союз [1].
Одной из важнейших задач обучения и воспитания и подготовки молодёжи к службе является мероприятия военно-патриотического характера.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания включает совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д.
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие [2].
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонета: материально-технический, образовательный и организационный.
Для успешного выполнения ответственной задачи подготовки молодежи к защите Отечества военный руководитель должен обладать не только глубокими военными знаниями, высокими морально-политическими качествами, но и уметь передать знания своим питомцам, владеть методикой обучения школьников. Без педагогических знаний и методических навыков трудно рассчитывать на успешное осуществление обучения и воспитания молодежи.
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота Республики Казахстан обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем казахстанского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития очень трудно переоценить.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: теоретический анализ философской, исторической, военно-исторической, военно-технической литературы по проблеме исследования, сбор и анализ архивных материалов, изучение нормативных документов в системе образования и в военно-технической сфере, научное обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Тактическая подготовка является важнейшим разделом начальной военной подготовке молодежи. Знания, умения и навыки, полученные обучаемыми при изучении Уставов ВС РК, на занятиях по огневой и строевой подготовке, военной топографии, гражданской обороне и физической культуре, совершенствуются в ходе тактической подготовки.
Теоретические занятия проводятся в классе, военном кабинете с использованием макета местности, плакатов, схем. Практические и тактико-строевые занятия проводятся на оборудованных учебных городках и тактических полях. Основными методами обучения на занятиях являются практический образцовый показ руководителя занятий (помощника руководителя) с кратким объяснением, повторение обучаемыми показанного приема, действия, проверка правильности их выполнения и последующая тренировка до полного усвоения.
Тактическая обстановка создается в таком объеме, который необходим для сознательного усвоения изучаемого приема, действия. Обозначение действий противника может осуществляться заранее подготовленными обучаемыми. При этом используются мишени и макеты огневых средств и техники.
При проведении занятий с учащимися средних учебных заведений учебные вопросы отрабатываются одновременно со всеми обучаемыми или поочередно с каждым отделением, а на занятиях со студентами высших учебных заведений – одновременно со всеми отделениями под руководством командиров отделений.
При подготовке обучаемых к занятиям на учебном городке или тактическом поле необходимо ознакомить их с положениями Боевого устава, напомнить им обязанности солдата и меры безопасности. Для этого используют плакаты, макет местности, учебные диафильмы и кинофильмы. Рекомендуется дать задание обучаемым прочитать литературу, которая способствовала бы углублению их теоретических знаний и повысила бы интерес к изучаемому вопросу.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания [3]..
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям.
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РК, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста [4].
Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений адекватного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания [5].
Заключение
Начальная военная подготовка – составная часть системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах РК рассматривает защиту Отечества укрепление обороны страны и обеспечение государственной безопасности как одну из важнейших функций государства.
Сегодня, когда новейшие открытия науки быстро находят применения в военном деле, возрастает значение подготовки к защите Родины. Новая техника приводит к коренным изменениям в характере и способах боевых действий бой стал намного маневрённее, скоротечнее, увеличился его пространственный размах, что предъявляет новые, более высокие требования к психологической, физической и специальной подготовке война требует от него умения быстро ориентироваться в обстановке, умело оценивать ее и принимать правильные решение координировать свои действия, с действиями подразделения. Это значит что теперь у пультов боевых машин в танках у штурвалов боевых самолетов, зенитно-ракетных комплексов должны находится люди, более подготовленные в военном и специальном отношении, чем это было в прошлом.
В успешном решении этих задач важную роль играет, и начальная военная подготовка Она является обязательной государственной формой военного обучения учащейся молодежи
Военная подготовка занимает важное место в военно-патриотическом воспитании и по всем направлениям школьной работы. Вместе с тем многократно возрастает ответственность военного руководителя за состояние военно-патриотической работы, за учебно-материальную базу. В 1980-х годах все школы области имеют комнаты хранения оружия, оборудованные по всем требованиям того времени.
Таким образом, анализ этапов становления и развития начальной военной подготовки и подготовки учителей начальной военной подготовки в системе общего и начального профессионального образования в XX и XXI веке позволил констатировать, что основными ее тенденциями являются:
– усиление социальной роли общего образования;
– повышение роли и места начальной военной подготовки в системе общего и начального профессионального образования;
– совершенствование содержания военной подготовки, форм, методов и средств обучения;
– совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов по начальной военной подготовке.
– как следствие вышесказанного, высокая значимость и роль в решение этих вопросов учителя начальной военной подготовки.