Повод описать модель формирования культурной идентичности в молодежной среде для автора кажется достаточно важным по нескольким причинам. Формирование культурной идентичности человека дает возможность развития необходимых позитивных потенций и созидательных условий жизнедеятельности общества. Современные реалии все чаще показывают картину не совсем благополучной ситуации с реализацией культурного потенциала молодых людей с легкостью примеряющих сегодня новые социальные роли и образы. Иногда это быстрая перемена ведет и к потере жизненных ориентиров, но меняющийся новый мир не оставляет выбора. Становится нормой освоение новых профессий, переход с работы на работу, смена интересов и проектов, переосмысление семьи, изменение тела и пола, переоценка смыслов и ценностей, границы жизненных ресурсов плавно растекаются по когда – то начерченной карте.
За последнее пятилетие мы наблюдаем, как меняется мироощущения социума, кардинальные видоизменения происходят в основе правовых, политических, общественных и культурных норм. Самую масштабную атаку на главные смысло – образующие позиции в обществе нанес интернет, появилось глобальное виртуальное пространство для обсуждения и высказывания полярных мнений в отношении человеческих ценностей. Сегодня разные по сути потребности и запросы можно осуществлять через кибер-пространство, имея при этом обратную связь и конкретные отзывы, но оставаясь наедине с личными размышлениями. Психологические издержки «такой» личной свободы ведут к постепенному отчуждению, дефициту межчеловеческого общения и культурной коммуникации, а расширение межчеловеческих связей в глобальном масштабе нивелирует культурное наследие. С кем сравнивать себя в виртуальном мире, какие культурные ценности выбрать за основу своей жизнедеятельности, по каким параметрам определять себя как персонального индивидуума, если нет опыта взаимодействия с реальными социальными группами? Поиск ответа на вопрос «кто я?» становится важнейшей проблемой в культуре постмодерна.
Поиски «себя» в этом бесконечно меняющемся мире перестали ограничиваться какими-то определенными рамками. Актуальность темы «идентичности» сегодня имеет другую доминанту. Можно ли говорить, что мы формируем, развиваем, ищем «свою» идентичность? Ведь «идентичность отражает результат идентификации, сочетающий определенность и схематизацию с выбором места для себя… Идентичность определяет соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного Я и окружающего мира… Идентичность – это результат процесса, точка в развитии» [3].Культурные ориентиры общества затрагивают многие сферы жизни человека – учебу, работу, отдых, развлечения, хобби, кухню, моду и др. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в само отождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. [8] Очевидно, что сегодня формирование культурной идентичности важный процесс для разнонаправленных творческих групп, объединений, сообществ, которые определяют и инспирируют новые культурные смыслы в социум. Особенно этот процесс характерен для творческих людей с креативным мышлением, как дизайнеры, художники, актеры и др. Проявление индивидуализма в творчестве важная и необходимая потребность. Граница, которая разделяет собственное «я» от другого человека создается на основе выработке новых личностных категорий, уникальные способности не стимулируют на объединение. Но сосуществование индивидуальности и идентичности в определенной студенческой среде возможны. В большинстве психологических трудов «индивидуальность» (от лат. individuum – неделимое, особь) определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности» [10]. «Индивидуальность… противоположность общего, типичного, в социальной психологии – коллективного (группового)» [4]. Молодой человек, имеющий выраженную индивидуальность, с одной стороны пытается показать уникальность качеств и своеобразие своей творческой натуры, с другой обязательно будет искать группу людей, где все качества творческой личности будут оценены по достоинству, правильно приняты, адекватно восприняты. Граница между индивидуальностью и идентичностью стирается в силу необходимости того, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Здесь можно усмотреть тонкую грань взаимосвязи индивидуальности и идентичности. Можно представить себе положение, когда формирование идентичности как само – идентичности протекает в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и, тем самым, сознательно отказываясь от прочих. Мода выступает как важнейшая форма приобщения индивида к социальному и культурному опыту, как форма самоидентификации людей в коллективе. Человек в современном обществе формирует индивидуальное мироощущение себя, личностных культурных образцов и транслирует это через модные стандарты. Человек становится интерпретатором в процессе эстетического смыслообразования и модного события. Однако, если искусство прежде всего одухотворяет человека через возвышение его над нуждами и проблемами биофизического свойства, то модная индустрия часто обращается именно к такому уровню восприятия, когда первичные потребности человека являются центральными. Воспроизведение модных образцов стереотипированного сознания вступает в противоречие с эстетическими смыслами. Эстетическая функция в модных показах играет важную стабилизирующую роль: найти грани соприкосновения и объединения художественных ценностей костюма с модными стандартами в современной одежде.
Сегодня мода и культура, культурные и модные образцы имеют много общего, определяют новые культурные направления. Модные показы, как одна из форм культурных событий современного социума может занять лидирующую позицию для коммуникации и объединения в креативные сообщества студенческой молодежи. Событийные коммуникации имеют проективный характер, которые заставляют молодого человека интерпретировать, экспериментировать, совершенствовать визуальную информацию, что отражает и характеризует сегодня социокультурную реальность. Продуцируемая глобализмом тенденция к однородности использует полистилизм моды в формировании индивидуалистических модных эстетик в современном обществе. Социокультурная реальность становится интерактивной в различных контекстах, подвластной «креативным проективным стратегиям» и технологиям коммуникации [2]. Благодаря «проживанию» культурного модного события в новом сообществе, интерпретируя некие визуальные образы и смыслы, молодой человек находит аргументы для саморазвития и самосовершенствования. Если человек в этих визуальных посылах отмечает характерные черты своей культурной идентичности, есть вероятность увидеть развитие его исключительности в данном сообществе. Мотивация для социализации и непосредственной личной коммуникации у молодого человека должна быть в современном обществе интринсивной (внутренней) и устойчивой. «Просто информации недостаточно, важно, что актуально именно сейчас и интересно и именно для меня, то, что даст мне новые ощущения и новый уникальный опыт» подчеркивает А.Г. Ясинский [12]. Важным становится и сохранение внутреннего духовного опыта человека, когда происходит становление культурной идентичности в новом сообществе. Человек не может быть анонимным, главное «показать в делах и словах, кем он является в своем уникальном отличии» [11].
Студенческая аудитория всегда более остро чувствует актуальные проблемы времени, как совокупность реальных возможностей обновления в культуре. Особенности культурной идентичности молодежи, которая формируется в профессиональной дизайнерской среде, очевидны, они выстраиваются на взаимосвязи традиций и новаторства, и предполагает осмысление прошлых ценностей для инспирирования их в будущие идеи новых смыслов. М.И. Килошенко отмечает: «мода – это из тех явлений, в котором наиболее ярко отражается уровень активности личности, а точнее уровень владения ею способами разрешения противоречий между желаемым и требуемым, между индивидуальным и типичным для личности» [6, с. 84]. Именно модный образ дает возможность удовлетворять потребность в различии, выделении индивида из общей массы. Мода помогает идентифицировать себя с той группой, принадлежность к которой воспринимается, как особая ценность. Образование молодежных креативных сообществ, коллективов, групп, происходит на почве разных возможностей, ценностей, смыслов. Огромное разнообразие субкультур и стилей жизни в постиндустриальном обществе представляет исключительное значение и авторитет моды у молодежи.
Художественная среда профессиональных дизайнеров моды подразумевает развитие культурного самосознания и необходимость осмысления собственного пути в переходные для развития культуры моды периоды; исключает одномерность в культуре; формирует креативные направления социокультурного пространства общества. В данной среде существование локального сообщества с собственной культурной идентичностью закономерно и гармонично. Можно считать, что студенческий театр мод «Образ», как молодежное сообщество имеет все признаки культурной идентичности [1]. В качестве ее следует определить: культурную историческую память, профессиональные локальные традиции, эстетические достояния и формы их осознания. Культурная историческая память в данном контексте – это сохранение и продвижение творческих традиций омской школы дизайна в течение трех десятилетий, которые прослеживаются на этапах проектирования и создания коллекций моделей одежды. Каждую коллекцию отличает индивидуальная дизайн – разработка, каждая идея автора подразумевает нестандартное, авангардное, образное, радикальное или актуально модное решение коллекции одежды, несомненно, отражающее связь с прошлым или трансформирующее традиции. Представители Омской школы дизайна отличаются поисками самоопределения в многообразии источников вдохновения и их активизации в массовой культуре. В методике преподавания Омской школы, основными проектными задачами являются: развитие ассоциативного мышления, приобретение собственного культурно-ценностного опыта, преобразование предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические и материальные поиски решений объекта. Творчество – это рождение новых идей. Инновация – это претворение этих идей в жизнь. Новая идея в костюме – новая комбинация, а креативность часто определяет способность индивида составить уникальную комбинацию из отдельных идей или создать новый вид связи между ними. Костюм получает новый смысл как объект, существующий в определённых контекстах, усиливается его коммуникативная функция, активно развивается тема индивидуальности. Человек ищет костюм, способный вместить его личность, отражающий его мировоззрение, его представление о само-презентации. Зритель во время модного показа и потребитель в повседневной жизни наделяет костюм множеством контекстов, помимо вложенных в него дизайнером. Ему нужна одежда, не только соответствующая утилитарным требованиям, но и наделённая смыслом. Поэтому дизайн костюма на современном этапе становится всё более интеллектуальным, в нем художественно-эстетическое ощущение объекта и ассоциативное творчество всё больше дополняется или заменяется интеллектуальным осмыслением. Привычка к высоким стандартам создаёт привлекательную культуру, культура привлекает заинтересованных людей, человеческий ресурс формирует «территории инноваций» в социокультурном пространстве. Обладая отличительными особенностями в подаче культуры образа, цветовой гармонии, определенными эстетическими смыслами, творческим потенциалом дизайнеры создают актуальные нематериальные символы, которые находят свое воплощения в конкретной модной одежде. Индивидуальное творчество дизайнеров, их приверженность к определенной профессиональной идентичности дают возможность большому классу потребителей модной одежды найти желаемое решение для укрепления своего статуса и определенного культурного диалога в обществе. Дизайнер демонстрирует на подиуме определенную эстетику, форму своего бытия и творчества. Посыл зрелищного образа моды зрителям это некое приглашение следовать новым идеям и вопрос дизайнера к зрителю на согласие или несогласие этого приглашения. В постановке модного дефиле учитываются всевозможные варианты более выразительного решения стилистики авторской коллекции. Профессиональные локальные традиции закладываются уже в самом сообществе и просматриваются в разработках различных форм модных показов, имеющих единый стилистический подчерк, особую черту, признак принадлежности к зрелищному виду искусства. Модный показ студенческого театра мод «Образ» – это многовариантное конструктивное взаимодействия молодежи, выстроенное на общей мотивационной идеи и творческой ориентации; организации процесса взаимодействия и коллективном созидании; совместном действии и общем результате творческого процесса, а также имеющее концептуальные особенности интеллектуальной мысли, способности самостоятельного мышления, генерацию новых эстетических смыслов. Такое взаимодействие в событии перестраивает самого человека, раскрывает и использует потенциальные способности каждого. В постановках модных показах студенческого театра мод «Образ» можно увидеть сложнейшие синтезированные формы зрелищного искусства и разнообразные форматы модного дефиле: традиционная демонстрация модных образцов, спектакль-сновидение, авангардный спектакль, перфоманс, хепенинг, концептуальный спектакль, шоу спектакль, спектакль акция, футуристический спектакль, спектакль мистерия и др. По утверждению И.В. Кондакова: «как правило, каждое социокультурное событие семантически многослойно: в нем есть пласт естественный и социальный, культурный и эмоционально-психологический» [7]. Модные дефиле студенческого театра мод «Образ» не являются исключением. Перечисленные формы постановок моды проверены историческим опытом, а также имеют современную доминату – новизну поиска. В логике моды требование новизны, в том числе и к модным событиям, это один из маркеров нового модного образа жизни современного социума [9]. Общее определение эстетических ценностей и форм их осознания участником определенного сообщества является важным источником трансляции смыслов в процессе подготовки общего события. Молодежное студенческое сообщество способно аккумулировать новые культурные категории для своей целевой аудитории, используя актуальные формы взаимодействия. Каверина Е.А. подчеркивает совокупность компонентов события: «в специальных событиях наблюдается игра с идеей, игра со смыслом, игра с пространством, игра с образом и, в конечном счете, игра с человеком, зачастую перерастающая в игру человеком» [5]. Эстетическая значимость модного показа непосредственно связана с субъективной стороной творческого эксперимента и его доминирующей образной идеей. Однозначного ответа на определение ценностных категорий в модном событии через формулировки – это «прекрасное», «красивое» «возвышенного», а это «безобразное», «трагичное», «комичное» не может быть получено в связи со сложным переплетением многих смысловых контекстов. В каждой модной постановке, как в любом другом культурном событии закладывается свой образ и своя формула гармонии.
Концептуальный подход, отличающий творческие поиски студенческого коллектива театра мод «Образ» – это новизна идей показов, творческая способность к выбору точности и «чистоты» смысла модного действия, симоволическая значимость происходящего, мотивация зрителей к ассоциативному мышлению и образному восприятию. Данная модель культурной идентичности студенческого сообщества имеет признаки синтеза интеллектуального дизайна и креативных смыслов, эстетизации зрелища и художественного вкуса публики, а главным следствием становится групповая рефлексия всех участников на происходящее модное культурное событие. Модные постановки со сложным синтезированным подходом молодежного события являются главным фактором развития и будущих новых культур. Важно отметить, что социальное взаимодействие и культурное взаимовлияние участников модных событий становится инструментом построения культурных кодов студенческих сообществ в социокультурном пространстве.