Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CULTURAL IDENTITY OF STUDYING YOUTH

Vasilyeva E.V. 1
1 Omsk State Institute of Service
The article applies to the features of the formation of cultural (artistic) identity of the student community, the impact of the professional design environment on the creative part of socio-cultural space. The author analyzes individual capabilities of each person and their role in the process of interaction between the society members. Young people engaged in such creative activity as fashion industry, are always striving to create new aesthetic values. Being a part of fashion projects gives unique abilities, motivation to change, overcome inertia, it integrates individual goals in the society.
 cultural identity
cultural patterns
fashion environment
fashion culture
motivation
fashion images
fashion shows
youth
creativity

Повод описать модель формирования культурной идентичности в молодежной среде для автора кажется достаточно важным по нескольким причинам. Формирование культурной идентичности человека дает возможность развития необходимых позитивных потенций и созидательных условий жизнедеятельности общества. Современные реалии все чаще показывают картину не совсем благополучной ситуации с реализацией культурного потенциала молодых людей с легкостью примеряющих сегодня новые социальные роли и образы. Иногда это быстрая перемена ведет и к потере жизненных ориентиров, но меняющийся новый мир не оставляет выбора. Становится нормой освоение новых профессий, переход с работы на работу, смена интересов и проектов, переосмысление семьи, изменение тела и пола, переоценка смыслов и ценностей, границы жизненных ресурсов плавно растекаются по когда – то начерченной карте.

За последнее пятилетие мы наблюдаем, как меняется мироощущения социума, кардинальные видоизменения происходят в основе правовых, политических, общественных и культурных норм. Самую масштабную атаку на главные смысло – образующие позиции в обществе нанес интернет, появилось глобальное виртуальное пространство для обсуждения и высказывания полярных мнений в отношении человеческих ценностей. Сегодня разные по сути потребности и запросы можно осуществлять через кибер-пространство, имея при этом обратную связь и конкретные отзывы, но оставаясь наедине с личными размышлениями. Психологические издержки «такой» личной свободы ведут к постепенному отчуждению, дефициту межчеловеческого общения и культурной коммуникации, а расширение межчеловеческих связей в глобальном масштабе нивелирует культурное наследие. С кем сравнивать себя в виртуальном мире, какие культурные ценности выбрать за основу своей жизнедеятельности, по каким параметрам определять себя как персонального индивидуума, если нет опыта взаимодействия с реальными социальными группами? Поиск ответа на вопрос «кто я?» становится важнейшей проблемой в культуре постмодерна.

Поиски «себя» в этом бесконечно меняющемся мире перестали ограничиваться какими-то определенными рамками. Актуальность темы «идентичности» сегодня имеет другую доминанту. Можно ли говорить, что мы формируем, развиваем, ищем «свою» идентичность? Ведь «идентичность отражает результат идентификации, сочетающий определенность и схематизацию с выбором места для себя… Идентичность определяет соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного Я и окружающего мира… Идентичность – это результат процесса, точка в развитии» [3].Культурные ориентиры общества затрагивают многие сферы жизни человека – учебу, работу, отдых, развлечения, хобби, кухню, моду и др. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в само отождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. [8] Очевидно, что сегодня формирование культурной идентичности важный процесс для разнонаправленных творческих групп, объединений, сообществ, которые определяют и инспирируют новые культурные смыслы в социум. Особенно этот процесс характерен для творческих людей с креативным мышлением, как дизайнеры, художники, актеры и др. Проявление индивидуализма в творчестве важная и необходимая потребность. Граница, которая разделяет собственное «я» от другого человека создается на основе выработке новых личностных категорий, уникальные способности не стимулируют на объединение. Но сосуществование индивидуальности и идентичности в определенной студенческой среде возможны. В большинстве психологических трудов «индивидуальность» (от лат. individuum – неделимое, особь) определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности» [10]. «Индивидуальность… противоположность общего, типичного, в социальной психологии – коллективного (группового)» [4]. Молодой человек, имеющий выраженную индивидуальность, с одной стороны пытается показать уникальность качеств и своеобразие своей творческой натуры, с другой обязательно будет искать группу людей, где все качества творческой личности будут оценены по достоинству, правильно приняты, адекватно восприняты. Граница между индивидуальностью и идентичностью стирается в силу необходимости того, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Здесь можно усмотреть тонкую грань взаимосвязи индивидуальности и идентичности. Можно представить себе положение, когда формирование идентичности как само – идентичности протекает в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и, тем самым, сознательно отказываясь от прочих. Мода выступает как важнейшая форма приобщения индивида к социальному и культурному опыту, как форма самоидентификации людей в коллективе. Человек в современном обществе формирует индивидуальное мироощущение себя, личностных культурных образцов и транслирует это через модные стандарты. Человек становится интерпретатором в процессе эстетического смыслообразования и модного события. Однако, если искусство прежде всего одухотворяет человека через возвышение его над нуждами и проблемами биофизического свойства, то модная индустрия часто обращается именно к такому уровню восприятия, когда первичные потребности человека являются центральными. Воспроизведение модных образцов стереотипированного сознания вступает в противоречие с эстетическими смыслами. Эстетическая функция в модных показах играет важную стабилизирующую роль: найти грани соприкосновения и объединения художественных ценностей костюма с модными стандартами в современной одежде.

Сегодня мода и культура, культурные и модные образцы имеют много общего, определяют новые культурные направления. Модные показы, как одна из форм культурных событий современного социума может занять лидирующую позицию для коммуникации и объединения в креативные сообщества студенческой молодежи. Событийные коммуникации имеют проективный характер, которые заставляют молодого человека интерпретировать, экспериментировать, совершенствовать визуальную информацию, что отражает и характеризует сегодня социокультурную реальность. Продуцируемая глобализмом тенденция к однородности использует полистилизм моды в формировании индивидуалистических модных эстетик в современном обществе. Социокультурная реальность становится интерактивной в различных контекстах, подвластной «креативным проективным стратегиям» и технологиям коммуникации [2]. Благодаря «проживанию» культурного модного события в новом сообществе, интерпретируя некие визуальные образы и смыслы, молодой человек находит аргументы для саморазвития и самосовершенствования. Если человек в этих визуальных посылах отмечает характерные черты своей культурной идентичности, есть вероятность увидеть развитие его исключительности в данном сообществе. Мотивация для социализации и непосредственной личной коммуникации у молодого человека должна быть в современном обществе интринсивной (внутренней) и устойчивой. «Просто информации недостаточно, важно, что актуально именно сейчас и интересно и именно для меня, то, что даст мне новые ощущения и новый уникальный опыт» подчеркивает А.Г. Ясинский [12]. Важным становится и сохранение внутреннего духовного опыта человека, когда происходит становление культурной идентичности в новом сообществе. Человек не может быть анонимным, главное «показать в делах и словах, кем он является в своем уникальном отличии» [11].

Студенческая аудитория всегда более остро чувствует актуальные проблемы времени, как совокупность реальных возможностей обновления в культуре. Особенности культурной идентичности молодежи, которая формируется в профессиональной дизайнерской среде, очевидны, они выстраиваются на взаимосвязи традиций и новаторства, и предполагает осмысление прошлых ценностей для инспирирования их в будущие идеи новых смыслов. М.И. Килошенко отмечает: «мода – это из тех явлений, в котором наиболее ярко отражается уровень активности личности, а точнее уровень владения ею способами разрешения противоречий между желаемым и требуемым, между индивидуальным и типичным для личности» [6, с. 84]. Именно модный образ дает возможность удовлетворять потребность в различии, выделении индивида из общей массы. Мода помогает идентифицировать себя с той группой, принадлежность к которой воспринимается, как особая ценность. Образование молодежных креативных сообществ, коллективов, групп, происходит на почве разных возможностей, ценностей, смыслов. Огромное разнообразие субкультур и стилей жизни в постиндустриальном обществе представляет исключительное значение и авторитет моды у молодежи.

Художественная среда профессиональных дизайнеров моды подразумевает развитие культурного самосознания и необходимость осмысления собственного пути в переходные для развития культуры моды периоды; исключает одномерность в культуре; формирует креативные направления социокультурного пространства общества. В данной среде существование локального сообщества с собственной культурной идентичностью закономерно и гармонично. Можно считать, что студенческий театр мод «Образ», как молодежное сообщество имеет все признаки культурной идентичности [1]. В качестве ее следует определить: культурную историческую память, профессиональные локальные традиции, эстетические достояния и формы их осознания. Культурная историческая память в данном контексте – это сохранение и продвижение творческих традиций омской школы дизайна в течение трех десятилетий, которые прослеживаются на этапах проектирования и создания коллекций моделей одежды. Каждую коллекцию отличает индивидуальная дизайн – разработка, каждая идея автора подразумевает нестандартное, авангардное, образное, радикальное или актуально модное решение коллекции одежды, несомненно, отражающее связь с прошлым или трансформирующее традиции. Представители Омской школы дизайна отличаются поисками самоопределения в многообразии источников вдохновения и их активизации в массовой культуре. В методике преподавания Омской школы, основными проектными задачами являются: развитие ассоциативного мышления, приобретение собственного культурно-ценностного опыта, преобразование предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические и материальные поиски решений объекта. Творчество – это рождение новых идей. Инновация – это претворение этих идей в жизнь. Новая идея в костюме – новая комбинация, а креативность часто определяет способность индивида составить уникальную комбинацию из отдельных идей или создать новый вид связи между ними. Костюм получает новый смысл как объект, существующий в определённых контекстах, усиливается его коммуникативная функция, активно развивается тема индивидуальности. Человек ищет костюм, способный вместить его личность, отражающий его мировоззрение, его представление о само-презентации. Зритель во время модного показа и потребитель в повседневной жизни наделяет костюм множеством контекстов, помимо вложенных в него дизайнером. Ему нужна одежда, не только соответствующая утилитарным требованиям, но и наделённая смыслом. Поэтому дизайн костюма на современном этапе становится всё более интеллектуальным, в нем художественно-эстетическое ощущение объекта и ассоциативное творчество всё больше дополняется или заменяется интеллектуальным осмыслением. Привычка к высоким стандартам создаёт привлекательную культуру, культура привлекает заинтересованных людей, человеческий ресурс формирует «территории инноваций» в социокультурном пространстве. Обладая отличительными особенностями в подаче культуры образа, цветовой гармонии, определенными эстетическими смыслами, творческим потенциалом дизайнеры создают актуальные нематериальные символы, которые находят свое воплощения в конкретной модной одежде. Индивидуальное творчество дизайнеров, их приверженность к определенной профессиональной идентичности дают возможность большому классу потребителей модной одежды найти желаемое решение для укрепления своего статуса и определенного культурного диалога в обществе. Дизайнер демонстрирует на подиуме определенную эстетику, форму своего бытия и творчества. Посыл зрелищного образа моды зрителям это некое приглашение следовать новым идеям и вопрос дизайнера к зрителю на согласие или несогласие этого приглашения. В постановке модного дефиле учитываются всевозможные варианты более выразительного решения стилистики авторской коллекции. Профессиональные локальные традиции закладываются уже в самом сообществе и просматриваются в разработках различных форм модных показов, имеющих единый стилистический подчерк, особую черту, признак принадлежности к зрелищному виду искусства. Модный показ студенческого театра мод «Образ» – это многовариантное конструктивное взаимодействия молодежи, выстроенное на общей мотивационной идеи и творческой ориентации; организации процесса взаимодействия и коллективном созидании; совместном действии и общем результате творческого процесса, а также имеющее концептуальные особенности интеллектуальной мысли, способности самостоятельного мышления, генерацию новых эстетических смыслов. Такое взаимодействие в событии перестраивает самого человека, раскрывает и использует потенциальные способности каждого. В постановках модных показах студенческого театра мод «Образ» можно увидеть сложнейшие синтезированные формы зрелищного искусства и разнообразные форматы модного дефиле: традиционная демонстрация модных образцов, спектакль-сновидение, авангардный спектакль, перфоманс, хепенинг, концептуальный спектакль, шоу спектакль, спектакль акция, футуристический спектакль, спектакль мистерия и др. По утверждению И.В. Кондакова: «как правило, каждое социокультурное событие семантически многослойно: в нем есть пласт естественный и социальный, культурный и эмоционально-психологический» [7]. Модные дефиле студенческого театра мод «Образ» не являются исключением. Перечисленные формы постановок моды проверены историческим опытом, а также имеют современную доминату – новизну поиска. В логике моды требование новизны, в том числе и к модным событиям, это один из маркеров нового модного образа жизни современного социума [9]. Общее определение эстетических ценностей и форм их осознания участником определенного сообщества является важным источником трансляции смыслов в процессе подготовки общего события. Молодежное студенческое сообщество способно аккумулировать новые культурные категории для своей целевой аудитории, используя актуальные формы взаимодействия. Каверина Е.А. подчеркивает совокупность компонентов события: «в специальных событиях наблюдается игра с идеей, игра со смыслом, игра с пространством, игра с образом и, в конечном счете, игра с человеком, зачастую перерастающая в игру человеком» [5]. Эстетическая значимость модного показа непосредственно связана с субъективной стороной творческого эксперимента и его доминирующей образной идеей. Однозначного ответа на определение ценностных категорий в модном событии через формулировки – это «прекрасное», «красивое» «возвышенного», а это «безобразное», «трагичное», «комичное» не может быть получено в связи со сложным переплетением многих смысловых контекстов. В каждой модной постановке, как в любом другом культурном событии закладывается свой образ и своя формула гармонии.

Концептуальный подход, отличающий творческие поиски студенческого коллектива театра мод «Образ» – это новизна идей показов, творческая способность к выбору точности и «чистоты» смысла модного действия, симоволическая значимость происходящего, мотивация зрителей к ассоциативному мышлению и образному восприятию. Данная модель культурной идентичности студенческого сообщества имеет признаки синтеза интеллектуального дизайна и креативных смыслов, эстетизации зрелища и художественного вкуса публики, а главным следствием становится групповая рефлексия всех участников на происходящее модное культурное событие. Модные постановки со сложным синтезированным подходом молодежного события являются главным фактором развития и будущих новых культур. Важно отметить, что социальное взаимодействие и культурное взаимовлияние участников модных событий становится инструментом построения культурных кодов студенческих сообществ в социокультурном пространстве.