Изменения, происходящие в последние годы в обществе, обусловливают необходимость переключения системы образования на новую парадигму, которая предполагает отказ от модели образования «знаниевой» и переход на модель образования, ориентированную на творческое, целостное развитие личности учащихся [17].
Современному выпускнику школы уже недостаточно иметь набор знаний, умений и навыков, он должен быть готов к решению различных социально значимых и профессиональных задач и проблем, поэтому ему необходимо обладать определенным набором компетенций, формирование которых прописывается в стандарте нового поколения (ФГОС) [6].
Системообразующей составляющей ФГОС общего образования стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется на предметные, метапредметные и личностные результаты, формирование которых должно происходить на каждом уроке [15].
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС второго поколения необходимо решать следующие задачи:
– формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами;
– формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы [7, 8];
– формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне [6].
Для решения обозначенных задач необходима организация обучения на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
– ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий (УУД));
– учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост их творческого потенциала;
– достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности, способствует формированию творческой личности [1, 12, 20].
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности каждого школьника, а также на формирование его творческого потенциала. Так как основной формой организации обучения является урок, то проектирование учебного занятия необходимо осуществлять, используя современные приёмы, методы и технологии обучения, включая инновационные, которые будут способствовать достижению результата [3, 10, 11]. Проектирование урока строится на основе следующих дидактических принципов [4, 5]:
– принцип деятельности (ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности);
– принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся);
– принцип целостности (формирование обобщенного системного представления о природе, обществе, самом себе и своём месте в этом мире);
– принцип психологической комфортности (создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения);
– принцип вариативности (формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора);
– принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности).
Урок – это основная форма организации образовательного процесса и от того, как он построен, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО).
При современном подходе к образовательному процессу проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Для построения модели современного урока нами были использованы: структурно-процессуальная организация процесса обучения; разнообразные средства активизации умственной деятельности школьников; комплекс традиционных и нетрадиционных форм учебных занятий; психологический механизм творчества (единство интуитивного и логического в процессе учебного познания); научная организация умственного труда [2, 13, 14].
Структура модели современного урока отражает закономерности процесса учения, усвоения, закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся как способ его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, а также специфику обучения, виды деятельности учителя и учащихся, которые являются внешними формами проявления сущности педагогического процесса.
В основу построения модели инновационного урока положены принципы системности, гуманизации, объективности, а также принцип развивающего эффекта обучения и принцип комплексирования деятельности.
Модель современного урока включает инвариативную дидактическую структуру, а также вариативную технологическую и деятельностную подструктуры.
В дидактической структуре отражены адаптация и актуализация знаний учащихся; овладение содержанием и строением учебной деятельности; совершенствование опыта применения способов учебно-познавательной деятельности. Элементы дидактической структуры остаются постоянными, так как являются важнейшими составляющими процесса обучения и отражают его содержательную сторону.
Дидактическая структура содержательно раскрывается и конкретизируется в технологической и деятельностной подструктурах урока, элементы которых изменяются в зависимости от целей, задач, методов и средств обучения, так как являются компонентами учения и отражают его процессуальную сторону.
К технологической подструктуре относятся различные виды деятельности, проектируемые учителем и выполняемые учащимися на различных этапах урока, такие как эвристическая разминка, беседа, поиск, блиц; формулирование темы урока учащимися; исследование объекта, явлений; поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях недостатка информации; работа по постановке домашних опытов, создание учебных проектов, макетов, моделей изделий; восстановление утерянной информации и т.д.
Связующим звеном между дидактической структурой и технологической подструктурой является внутренняя деятельностная подструктура урока, которая состоит из логико-психологических элементов, отражающих учебно-познавательный процесс: воспроизведение прежних и усвоение новых знаний; мотивация и целеполагание деятельности; обнаружений противоречий; осознание недостатка знаний, информации по изучаемой проблеме; выдвижение и доказательство предположений; установление взаимосвязи между элементами знания, а также рефлексия и самооценка деятельности, которые выступают как виды управленческой деятельности во взаимосвязи: оценки «меня» другими, самооценки и «оценки оценок» – соотнесения внешних оценок с внутренним наблюдением, с внутренними ценностными установками учащихся. Рефлексия является важнейшим элементом проектирования, так как позволяет обнаружить проблемы (противоречия и затруднения) в своей деятельности; её сильные и слабые стороны.
Логико-психологическая подструктура связана с деятельностью ученика. Учитель же организует, направляет, помогает, подсказывает, излагает дополнительную информацию, то есть управляет учебно-познавательной деятельностью и оказывает педагогическую поддержку учащимся.
Проективно-эвристическая деятельность, составляющая основу инновационного урока, меняет функцию учащегося в образовательном процессе [14, 16, 19]. В традиционной педагогике он – объект, на который направлена обучающая активность учителя, и в этом качестве обречён на пассивное участие в процессе, воспроизводя в основном действия по образцу, а проективно-эвристическая деятельность делает учащегося субъектом процесса обучения, позволяет создавать ситуации свободного выбора, доверия, сотрудничества в поисках решений проблем и задач, вовлекает школьников в рефлексивную деятельность, которая, являясь элементом управленческой деятельности, способствует формированию и развитию управленческих знаний и умений, необходимых учащимся для реализации управленческих функций в дальнейшей профессионально-практической деятельности [9, 11, 18].
Таким образом, в условиях введения новых стандартов возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности. В связи с этим творческое развитие школьников является одной из актуальных проблем современного образования и её разработка выступает одной из основных задач практической подготовки учащихся к продолжению образования и вступлению их в трудовую деятельность в условиях социально-экономических реформ, постоянного преобразования и развития науки, техники и производства. В этих условиях проектирование современного урока должно строиться на основе и принципах системно-деятельсностного подхода, нацеленного на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ с использованием в образовательном процессе современных приёмов, методов и технологий обучения.