Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INFORMAL ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON THE WAY TO «GREEN ECONOMY»

Khamzina S.S. 1 Kadyrova M.S. 1 Zhumabekova B.K. 2
1 Innovative University of Eurasia
2 Pavlodar State Pedagogical Institute
The article presents relevant issues of informal education development and formation of ecological culture of population in realization of concept on the transition of the Republic of Kazakhstan to ‘green economy’. The reasons of low level of environmental culture of population are revealed. Directions of the system expansion of the actual ecological knowledge through social and non-governmental organizations and mass medium on the base of differential approach to the different groups development are determined. The project of ecoculture formation seminar of Kazakhstan society contributing to realization of the concept on transition of the Republic of Kazakhstan to ‘green economy’ is developed.
environmental education
ecological culture
green economy
environmental enlightenment
formation of ecological culture

Экологическое образование взрослых имеет на современном этапе особенно важное значение. С одной стороны, в их руках находится техника и интенсивные технологии, вся колоссальная мощь которых может оказаться в распоряжении экологически некомпетентных, равнодушных людей, что может привести к непредсказуемым последствиям. С другой – именно взрослые воспитывают новое поколение людей. Воспитание детей начинается с копирования поступков взрослых, формирование экологической культуры происходит путем передачи знаний, опыта, ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку. Поэтому так необходимо всеми возможными средствами поднять культурный уровень народа в целом, ориентировать образование взрослых людей, прежде всего, на формирование нравственных ценностей, на осознание ими своей роли в создании гармоничных отношений между обществом и средой обитания, на воспитание чувства ответственности за будущее своих детей.

Целью исследования является формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе через неформальное экологическое образование, как составной части образования в интересах устойчивого развития Павлодарского региона.

В соответствии с проблемой, предметом и целью работы поставлены следующие задачи:

– выполнить аналитический обзор литературы по теме исследования;

– разработать проект организации и проведения семинара «Неформальное экологическое образование и воспитание взрослого населения»;

– разработать рекомендации по формированию экологической культуры общества как решающего фактора в реализации стратегии Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

Актуальность исследования обусловлена нарастанием локальных экологических проблем, затрагивающих население РК и требующих для своего решения значительных экономических и социальных усилий, а также необходимостью оценки экологической ситуации и выявления уровня информированности населения о прямом и косвенном воздействии на окружающую среду.

Обсуждение. Одним из приоритетных направлений решений задач, определенных Концепцией по переходу РК к «зелёной экономике» является экологическое просвещение. Преодолеть отставание нашей страны от уровня передовых стран по многим направлениям экологии, создать систему экологической безопасности, исключающей экстенсивное природопользование, диктат ведомств, правовой нигилизм и экологическую некомпетентность – один из многих механизмов реализации Концепции.

Ведущим направлением перехода к «зелёной экономике» является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «зелёной экономики» [1].

В экологическом просвещении населения, в реализации национальной стратегии перехода РК к «зелёной экономике» очевидную роль призваны сыграть средства массовой информации. Это, прежде всего, формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, ответственного и экономного отношения к использованию природных ресурсов.

Необходимо расширить сеть экологизированных средств массовой информации, сделать их более доступными широкой общественности, повысить их роль в экологизации общественного сознания.

Немаловажную роль в формировании экологического образования и воспитания населения также играют и общественно-значимые люди – депутаты, работники исполнительных органов власти в проведении широкой коммуникативной кампании по повышению осведомленности населения в вопросах использования ресурсов и экологических проблем [2].

Ключевым механизмом реализации национальной и региональной политики по внедрению принципов «зеленой экономики» должны стать общественные экологические организации. Но, к сожалению, уровень известности НПО, занимающихся экологическими вопросами в нашем регионе низкий, их участие в развитии экологического мышления и сознания, экологической культуры личности и общества незаметное.

Совместная работа всего перечисленного в принципе должна быть ориентирована не столько на овладевание населением, определенным объемом информации по проблемам взаимоотношения человека и окружающей среды, сколько на формирование экологического мировоззрения у населения Павлодарской области. Только мировоззренческий подход к проблемам отношения человека и окружающей среды позволит изменить отношение к ней государственных чиновников, законодателей, природопользователей, граждан, т.е. всех нас, поскольку это отношение станет элементом культуры, без восприятия которой человек не может считаться цивилизованным на современном этапе эволюции человеческого общества [3].

Для реализации Концепции «зелёной экономики» на региональном уровне необходимы:

1. Усиление информационно-экологического просвещения населения;

2. Расширение экологических образовательных программ подготовки и повышения квалификации различных групп населения;

3. Разработка и внедрение интерактивных методов экообразования для работников государственных и исполнительных органов (семинары, круглые столы и др.);

4. Разработка и внедрение организационных основ осуществления мониторинга общественного экологического сознания;

5. Создание системы доступа к экологической информации через современные информационные технологии.

Для развития сотрудничества государства и общественности рассмотрена возможность организации и проведения семинара «Неформальное экологическое образование и воспитание взрослого населения». Под неформальным образованием в области охраны окружающей среды подразумевается образование людей, различных по возрастному цензу, образованию, профессиональной деятельности, т.е. всех членов общества, не охваченных системой среднего, специального и высшего образования.

Целью данного семинара является развитие системы распространения актуальных экологических знаний через общественные и неправительственные организации и средства массовой информации на основе дифференциального подхода к различным группам.

Обсуждаемые вопросы:

1. Поиск новых эффективных форм пропаганды знаний в области охраны окружающей среды.

2. Формирование экологического мировоззрения у населения региона.

3. Развитие сотрудничества государства и общественности для решения экологических проблем при переходе к «зелёной экономике».

4. Роль исполнительных и выборных органов власти в экологическом просвещении населения.

Ожидаемый результат:

1. Обеспечение экологической информированности населения и государственных органов.

2. Улучшение экологической подготовки (грамотности) сотрудников СМИ для эффективной пропаганды экологических знаний.

3. Повышение роли населения в экологизации общественного сознания.

Основной целью неформального экологического просвещения является экологическая компетентность всех слоев населения. Одной из причин низкого уровня экологической культуры является низкий уровень информированности населения о своем прямом и косвенном воздействии на окружающую среду [3]. Таким образом, существующая в условиях города система экологического воспитания и просвещения не отвечает в полной мере требованиям современной ситуации.

Необходимо отметить, что для формирования общественного мнения в защиту окружающей среды и обеспечения оперативного информирования об экологическом состоянии региона необходимо:

1. Расширить сеть экологизированных средств массовой информации, сделать их более доступными широкому кругу общественности, повысить их роль в экологизации общественного сознания;

2. Усилить контроль со стороны органов власти за деятельностью промышленных предприятий;

3. Соблюдение промышленными предприятиями норм экологической безопасности;

4. Проведение информационной и обучающей компании общественно-значимых людей (журналисты, депутаты, работники исполнительных органов власти);

5. Ключевым механизмом реализации национальной и региональной экологической политики должны стать общественные экологические: движения;

6. Депутатам маслихатов активизировать деятельность по решению острых социально-экологических проблем жителей региона.

Разработанный проект семинара формирования экокультуры казахстанского общества будет способствовать реализации концепции по переходу РК к «зелёной экономике».

Реализация данного семинара позволит:

– сформировать систему просветительской работы среди населения, получить широкий доступ граждан к информации экологического характера;

– неограниченно использовать потенциал дополнительного образования и социально-культурной сферы;

– повысить уровень экологической культуры населения.

Заключение. Экологизация социума должна являться мощным импульсом развития экологической сознательности и грамотности населения, которое будет способствовать скорейшему переходу РК к «зелёной экономике».

Экологическое просвещение по своему содержанию должно быть и региональным, т.е. должно побуждать человека познавать окружающий мир и совершать экологически целесообразные действия там, где он живет, работает, отдыхает (экономить воду, электроэнергию и т.д.).