Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PRIORITY RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE NEW GENERATION OF GEF

Dekina E.V. 1
1 The Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy
The article analyzes the priorities for research and development, social and age-related aspects of the development of students. The theoretical and practical fundamentals of scientific circles, the possibility of becoming a professional journal, training, structural divisions of the university to enable students in research activities. Presented the value of special seminar to include students in research activities. Relevance of the article is associated with the development of personality of students in educational and professional activities. Much attention is paid to the technological aspect of the search and identification of talented youth: identification, support and development of talented youth. The attention is focused on the process of actualization of the students’ professional self-knowledge and self-development, self-design of individual trajectories. The role of scientific research in the development of personal and professional qualities of students.
research activities
individual student scientific circle
blog professional development
educational and professional activities
talented young people

Одним из действенных путей формирования саморазвивающейся личности современного специалиста является введение его в такие формы познавательной активности, которые содержат элементы научного поиска. Научно-исследовательская деятельность дает простор для инициативных действий, самостоятельных решений, способствует самовыражению личности студента, проявлению индивидуальности, в том числе в будущей профессии. В рамках научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Представляется, что научно-учебное познание может выполнить функции ведущей деятельности в студенческом возрасте. Выполнение исследовательских действий имеет специфическое значение, поскольку позволяет так преобразовать предмет или педагогическую ситуацию, что в них выделяется исходное отношение, которое в особенном случае содержит возможное решение в общем виде целого класса таких ситуаций.

Будущий специалист должен овладеть способностями самостоятельной постановки проблем и выстраиванию путей их решения. Ведущая проблема юности – неопределенность собственного «Я», своего будущего – должна решаться испытанием себя в творчески-преобразующей, социально значимой деятельности, в ходе которой молодой человек изменяет как самого себя, так и окружающий мир, постепенно определяется с тем, что он собой представляет, в чем заключается его индивидуальность. На практике часто происходит включение студентов в разнообразные виды деятельности, но далее не каждый студент способен самостоятельно развивать свои способности, сделав этот процесс профессионально-ориентированным. При этом не все молодые люди умеют рассчитать свои собственные силы, рационально организовать свою работу и проявить себя в учебно-воспитательном процессе вуза. В этот период начинается уточнение своих профессиональных притязаний, намечается принятие роли профессионала. Студенту необходимо понять не только «что я хочу», сколько «почему я этого хочу», увидеть смысл «здесь и сейчас». Привлекая студента к какому-либо виду деятельности, педагогу необходимо организовать ее так, чтобы она возбуждала у него положительные эмоции, внутреннее воодушевление, тем самым, закрепляла положительное отношение к ней. в этом случае у студентов возникает рефлексия на собственную учебно-профессиональную деятельность, направленность на профессиональное самообразование и саморазвитие.

Эффективность жизнедеятельности студентов будет зависеть от того, в какой мере они способны не к одному конкретному виду деятельности, а к различным; понимать принципы функционирования не одной социальной общности, а различных; принимать участие в деятельности различных социальных общностей, но уже с существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей; координировать различные типы своей деятельности и свое «Я» одновременно в различных социальных общностях. В этом случае происходит самореализация студента на основе осознания своей индивидуальности, определение индивидуальных путей своего развития. Участие студентов в научной работе выступает движущей силой их вовлечения в процесс овладения будущей профессией, становления индивидуальности.

Центральной проблемой молодого человека, по мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, – становится «нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и своему времени» [5]. В этом возрасте центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное, является становление индивидуальности. Индивидуальность студента можно охарактеризовать как потребность и способность к профессиональному самопознанию и самовыражению, профессиональному целеполаганию и целереализации. Развитие профессионального самопознания студентов осуществляется через включение в различные виды деятельности и общения, профессиональное целеполагание предполагает постановку проблемы, на решение которой направлена вся учебно-воспитательная деятельность. Профессиональная целереализация характеризуется обращенностью своего индивидуального развития на других, ценностным наполнением избираемых студентом содержания и форм самореализации. Становление индивидуальности студента напрямую зависит от возможностей проявления себя в учебной и внеучебной деятельности, психологического сопровождения индивидуально-личностного развития и воспитания.

Включение студентов в научно-исследовательскую работу целесообразно начинать с первого курса. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что первокурсник вступает в вузовскую жизнь с ожиданием чего-то нового и часто с настоящим энтузиазмом. «Если в дальнейшем мотивы его учебной деятельности не сдвигаются на содержание науки, на ее значение в творческом созидании жизни, то он может утратить свой первоначальный энтузиазм и овладение знаниями может превратиться для него только в средство для получения диплома» [4]. Без желания учиться, получить профессию, самореализоваться учение приобретает смысл внешне навязанной работы, которую надо как-то выполнять. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебно-профессиональной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент. Таким образом, возрастающая индивидуальность является ключевой характеристикой учебно-профессиональной деятельности студентов.

Готовность к научно-исследовательской деятельности предполагает: знание основ методологии научного исследования, умение формулировать исследовательскую задачу, выбирать необходимые методы и методики исследования, осуществлять опытно-экспериментальную исследовательскую деятельность, обрабатывать и анализировать полученные результаты, представлять результаты работы в виде отчета на научном кружке, статей на конференции, проекта на конкурсе и т.д.

На протяжении обучения студент может принять участие в следующих индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы: предметные кружки и проблемные группы, семинары, конференции, «круглые столы», фестивали, форумы, состязательные мероприятия – олимпиады, выставки, конкурсы проектов и др., самостоятельный научный поиск в рамках курсовых, выпускных квалификационных работ и др. Для более эффективной научно-исследовательской работы студентов в вузах функционируют студенческие научные общества.

Мотивы участия в научно-исследовательской деятельности зарождаются на первом курсе. Организация научного кружка «Познай себя» направлена на приобщение студентов-первокурсников к научно-исследовательской деятельности. Цель: профессиональное самоопределение студентов, проектирование программ профессионального самообразования и самовоспитания, осознание и развитие индивидуальности будущего специалиста. К проведению программы кружка привлекаются студенты старших курсов по следующим направлениям: адаптация студента-первокурсника к учебно-воспитательному процессу вуза, к условия проживания в общежитии, психолого-педагогическая поддержка студента-первокурсника, творческая самореализация студента-первокурсника, становление индивидуальности студента, профессиональное самоопределение студента, особенности студенческой группы первого курса и др. По данным направлениям студенты старших курсов проводят мини-исследования, деловые игры, «круглые столы». По материалам работы с первокурсниками готовятся публикации на конференцию «Проблемы молодежи глазами студентов», выполняют на базе кружка курсовые и выпускные квалификационные работы. Программа научного кружка «Познай себя» предусматривает девять тем (17 занятий), каждая тема включает теоретический и практический блоки. Тематика научного кружка: «Профессиональное самопознание», «Самореализация студента-первокурсника в учебно-воспитательном пространстве вуза», «Индивидуальность студента», «Психолого-педагогические условия становления индивидуальности студента», «Профессиональное самообразование и самовоспитание», «Психолого-педагогическая поддержка студента-первокурсника в учебно-воспитательном процессе вуза», «Особенности профессионально-личностного становления студентов», «Представления студентов о профессиональной карьере», «Подведение итогов работы научного кружка» [1].

Участие в научном кружке позволяет определить сферу применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, повысить уверенность студентов в своих способностях. Новые знания, умения и навыки формируются на основе опыта самих студентов в ходе сотрудничества с преподавателем, куратором, студентами старших курсов. В рамках научного кружка происходит индивидуальное включение студента в научно-исследовательскую деятельность.

На протяжении первого-второго курсов студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы, развивают профессиональные качества. Дневник профессионального становления служит ориентировочной основой для профессионального самообразования и саморазвития студента, его самоопределения в будущей профессии, в учебно-воспитательном процессе вуза. Дневник ставит своей целью научить студентов самостоятельно ставить и решать вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности в процессе освоения профессии. Дневник – это способ, посредством которого можно проработать возникшую проблему, осознать свои чувства, прийти к нужному решению. Дневник профессионального становления состоит из пяти разделов: «Кто Я?», «Я и моя группа», «Я и моя будущая профессия », «Я и моя карьера», «Я и учебно-воспитательный процесс» [2]. Каждый раздел заканчивается сравнительным анализом изменений, которые произошли со студентом. Дневник можно использовать в работе куратора студенческой группы, научных кружков и проблемных групп, в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студентами старших курсов.

На втором-третьем курсе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Студенты работают по индивидуальным научным темам, результаты исследований представляют на студенческих научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. На третьем-четвертом курсах важна практическая работа на экспериментальной площадке, разработка проектов для получения грантов, участие в исследовательской работе по заказу определенной организации. Волонтерская деятельность, стажировка, практика на базе психологической службы вуза, конкурс проектов способствуют введению студентов в сложности профессиональной ситуации, как бы «погружая» в них для непосредственного действия.

Метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. Метод проектов предполагает владение определенной суммой знаний и позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время стажировки студенты могут попробовать себя в различных видах психолого-педагогической деятельности, лучше понять и развить свои интересы, в том числе в будущей профессии. Стажировка осуществляется в целях приобретения опыта самостоятельной профессиональной деятельности студентом, дальнейшего трудоустройства. При выборе кандидатур стажеров учитывают такие моменты как успеваемость и качество знаний стажера, умение самостоятельно решать поставленные задачи, персональные качества студента-стажера – активность, целеустремленность, ответственность, нацеленность на результат и т.д.

Участие в деятельности психологической службы позволяет определить сферу применения полученных знаний в будущей профессии, повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессионально важные качества [3]. Для этих целей активно используется проектная, научно-исследовательская деятельность, учебное экспериментирование, которые способствуют постановке студента в позицию самоисследователя. Задания, выполняемые студентами, касаются наблюдений за поведением учеников в различных ситуациях, психологического анализа обучения и успехов при решении конкретных учебных задач, выявления причин трудностей в учебе, проведения контрольных заданий для последующего определения продвижения ученика в овладении им учебной деятельностью. Интерес вызывают задания, связанные с изучением социально возрастных особенностей студенческого периода жизни. Индивидуальные темы связаны с проблемами адаптации к студенческому периоду жизни, творческой самореализацией в учебно-воспитательном процессе вуза, выбором профессии и т.д.

Участвуя в волонтерском движении, студент имеет возможность получать новые знания, необходимые для своей будущей профессии, развивать свой личностный и творческий потенциал. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя, свою индивидуальность, осознать свою востребованность в будущей профессии, в обществе. Ведущими идеями волонтерского движения являются: помощь в профессиональном и личностном самоопределении, воспитание активной личности, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Участие в добровольческой деятельности поможет решить задачу повышения профессиональной компетентности молодых людей, формирования личностных и социальных компетенций. Добровольчество позволяет решать сопутствующие учебно-воспитательные задачи: профориентация молодежи, получение опыта работы по специальности и направлению подготовки, развитие навыков самоорганизации, самореализации, становление индивидуальности студентов, формирование кадрового потенциала, участие студентов в научно-исследовательской работе, социальных программах, проведение практик и стажировок на добровольческой основе и т.д.

Участие в конкурсах по направлению подготовки способствует развитию самостоятельного видения проблем и путей их решения; умения перенести знания в новую ситуацию, выстроить перспективы собственного саморазвития и т.д. Например, конкурс может включать следующие задания: самопрезентация, презентация социально значимого проекта, организация мастер-класса, участие в деловой игре, дебатах, анализ результатов эмпирического исследования по определенной проблеме детей и молодежи с последующей формулировкой рекомендаций и др.

Составление портфолио позволяет проанализировать, обобщить и систематизировать результаты обучения, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по достижению более высоких результатов профессионального саморазвития. С помощью портфолио можно продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: представленные и реализованные проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, деловых играх, тренингах, проведенные исследования, представленные на конкурс эссе и т.д. Портфолио можно рассматривать как маркер индивидуального профессионального развития студента. Портфолио позволяет самому студенту и работающим с ним преподавателям проанализировать, обобщить и систематизировать результаты работы, спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Портфолио предназначено для последующего анализа собранных материалов, всесторонней количественной и качественной оценки уровня сформированности компетенций студента и направлений дальнейшего развития в процессе обучения.

Научно-исследовательская деятельность может усиливаться творческой составляющей (творческая работа, моделирование ситуаций, групповое выступление и др.). Речь также должна идти о таких формах работы со студенческой молодежью, как их участие на паритетных началах с преподавателем в научно-исследовательских, проектных видах деятельности по решению социально значимых проблем, в творческих, научных коллективах по разработке проектов в различных областях научной, будущей профессиональной деятельности. В результате формируется инновационная позиция будущего специалиста, осуществляется становление индивидуальности, формирование способности выявлять, формулировать, анализировать и решать профессиональные задачи. В результате повышается ответственность студента за выстраивание собственной образовательной траектории и освоение необходимыми компетенциями.

Научно-исследовательская деятельность студентов, как особый вид познавательной деятельности, направлена на получение новых объективных научных знаний. К приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности студентов можно отнести следующие: использование задач исследовательского типа на занятиях семинарско-практического типа, вовлечение студентов в различные формы научно-исследовательской работы (конференции, олимпиады, конкурсы и т.д.), развитие коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов (студенческие научные общества, включение студентов в научные коллективы под руководством преподавателя и др.).

Свою эффективность показал специсеминар по включению студентов в научно-исследовательскую деятельность, который дает представления об основных формах, методах и направлениях научно-исследовательской работы. В рамках семинара осуществляется подготовка докладов и выступлений на студенческие научные конференции; участие в олимпиадах и конкурсах по направлению подготовки, в деловых играх; выполнение заданий по индивидуальной научно-исследовательской теме (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников; количественный и качественный анализ результатов исследования; разработка и презентация проекта по проблеме исследования и др.). Семинар направлен на выявление наиболее продуктивных идей, способов, направлений работы со студенческой молодежью для обобщения и непосредственного применения положительного опыта создания «социальных лифтов» для нее в различных сферах деятельности. По мнению студентов, значение семинара видится в «развитии научных центров с современным оборудованием», «разработке проектов для поддержки талантливой молодежи», «создании благоприятных условий для научной деятельности молодого поколения», «разработке дополнительных факультативов, мастер-классов, семинаров для талантливой молодежи», «информированности молодежи о проводимых научных мероприятиях», «развитии олимпиадного движения, системы научных конкурсов, проведении конференций и других мероприятий» и др.

Семинар включает теоретический и практико-ориентированный модули. Практико-ориентированный модуль предусматривает анализ материалов из реальной воспитательной практики по работе с талантливыми детьми и молодежью: день науки, научно-исследовательские и творческие проекты, мастер-классы, деловые игры, научные экспедиции, школы при вузах, слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары, выставки, научные публикации, дискуссионные клубы, акции, интеллектуальные конкурсы, олимпиады и др. Данные мероприятия способствуют повышению интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности. Положительной оценки заслуживает акцент на необходимости приобретения студентами конкретного опыта участия в направлениях научно-исследовательской деятельности. Технологический компонент включает следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, информационно-аналитические, сторителлинговые, технологии бриколлажа, событийное образование и др.

В рамках семинара осуществляется подготовка исследовательского портфолио, в котором содержатся лучшие работы или начинания студента по научно-исследовательской деятельности. Из группы студентов выделяются такие, для которых становится актуальной задача формирования себя как исследователя, экспериментатора. Их отличает максимальная активность, самостоятельность, творческий подход к решению современных проблем детей и молодежи. Дальнейшая вузовская работа со студентами включает традиционные и инновационные формы: студенческие научные общества, научные кружки и проблемные группы, участие в проектах, конкурсах студенческих работ, научных конференциях, семинарах, публикация результатов исследования, работа во временных творческих коллективах студентов, магистрантов, аспирантов; научных кружках, руководимых магистрантами, молодыми учеными, организация научных объединений, в состав которых входят талантливые студенты; работа клуба одаренных студентов – победителей олимпиад, конкурсов, выставок и т.д.