Одним из действенных путей формирования саморазвивающейся личности современного специалиста является введение его в такие формы познавательной активности, которые содержат элементы научного поиска. Научно-исследовательская деятельность дает простор для инициативных действий, самостоятельных решений, способствует самовыражению личности студента, проявлению индивидуальности, в том числе в будущей профессии. В рамках научно-исследовательской деятельности происходит формирование профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Представляется, что научно-учебное познание может выполнить функции ведущей деятельности в студенческом возрасте. Выполнение исследовательских действий имеет специфическое значение, поскольку позволяет так преобразовать предмет или педагогическую ситуацию, что в них выделяется исходное отношение, которое в особенном случае содержит возможное решение в общем виде целого класса таких ситуаций.
Будущий специалист должен овладеть способностями самостоятельной постановки проблем и выстраиванию путей их решения. Ведущая проблема юности – неопределенность собственного «Я», своего будущего – должна решаться испытанием себя в творчески-преобразующей, социально значимой деятельности, в ходе которой молодой человек изменяет как самого себя, так и окружающий мир, постепенно определяется с тем, что он собой представляет, в чем заключается его индивидуальность. На практике часто происходит включение студентов в разнообразные виды деятельности, но далее не каждый студент способен самостоятельно развивать свои способности, сделав этот процесс профессионально-ориентированным. При этом не все молодые люди умеют рассчитать свои собственные силы, рационально организовать свою работу и проявить себя в учебно-воспитательном процессе вуза. В этот период начинается уточнение своих профессиональных притязаний, намечается принятие роли профессионала. Студенту необходимо понять не только «что я хочу», сколько «почему я этого хочу», увидеть смысл «здесь и сейчас». Привлекая студента к какому-либо виду деятельности, педагогу необходимо организовать ее так, чтобы она возбуждала у него положительные эмоции, внутреннее воодушевление, тем самым, закрепляла положительное отношение к ней. в этом случае у студентов возникает рефлексия на собственную учебно-профессиональную деятельность, направленность на профессиональное самообразование и саморазвитие.
Эффективность жизнедеятельности студентов будет зависеть от того, в какой мере они способны не к одному конкретному виду деятельности, а к различным; понимать принципы функционирования не одной социальной общности, а различных; принимать участие в деятельности различных социальных общностей, но уже с существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей; координировать различные типы своей деятельности и свое «Я» одновременно в различных социальных общностях. В этом случае происходит самореализация студента на основе осознания своей индивидуальности, определение индивидуальных путей своего развития. Участие студентов в научной работе выступает движущей силой их вовлечения в процесс овладения будущей профессией, становления индивидуальности.
Центральной проблемой молодого человека, по мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, – становится «нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и своему времени» [5]. В этом возрасте центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное, является становление индивидуальности. Индивидуальность студента можно охарактеризовать как потребность и способность к профессиональному самопознанию и самовыражению, профессиональному целеполаганию и целереализации. Развитие профессионального самопознания студентов осуществляется через включение в различные виды деятельности и общения, профессиональное целеполагание предполагает постановку проблемы, на решение которой направлена вся учебно-воспитательная деятельность. Профессиональная целереализация характеризуется обращенностью своего индивидуального развития на других, ценностным наполнением избираемых студентом содержания и форм самореализации. Становление индивидуальности студента напрямую зависит от возможностей проявления себя в учебной и внеучебной деятельности, психологического сопровождения индивидуально-личностного развития и воспитания.
Включение студентов в научно-исследовательскую работу целесообразно начинать с первого курса. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что первокурсник вступает в вузовскую жизнь с ожиданием чего-то нового и часто с настоящим энтузиазмом. «Если в дальнейшем мотивы его учебной деятельности не сдвигаются на содержание науки, на ее значение в творческом созидании жизни, то он может утратить свой первоначальный энтузиазм и овладение знаниями может превратиться для него только в средство для получения диплома» [4]. Без желания учиться, получить профессию, самореализоваться учение приобретает смысл внешне навязанной работы, которую надо как-то выполнять. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебно-профессиональной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент. Таким образом, возрастающая индивидуальность является ключевой характеристикой учебно-профессиональной деятельности студентов.
Готовность к научно-исследовательской деятельности предполагает: знание основ методологии научного исследования, умение формулировать исследовательскую задачу, выбирать необходимые методы и методики исследования, осуществлять опытно-экспериментальную исследовательскую деятельность, обрабатывать и анализировать полученные результаты, представлять результаты работы в виде отчета на научном кружке, статей на конференции, проекта на конкурсе и т.д.
На протяжении обучения студент может принять участие в следующих индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы: предметные кружки и проблемные группы, семинары, конференции, «круглые столы», фестивали, форумы, состязательные мероприятия – олимпиады, выставки, конкурсы проектов и др., самостоятельный научный поиск в рамках курсовых, выпускных квалификационных работ и др. Для более эффективной научно-исследовательской работы студентов в вузах функционируют студенческие научные общества.
Мотивы участия в научно-исследовательской деятельности зарождаются на первом курсе. Организация научного кружка «Познай себя» направлена на приобщение студентов-первокурсников к научно-исследовательской деятельности. Цель: профессиональное самоопределение студентов, проектирование программ профессионального самообразования и самовоспитания, осознание и развитие индивидуальности будущего специалиста. К проведению программы кружка привлекаются студенты старших курсов по следующим направлениям: адаптация студента-первокурсника к учебно-воспитательному процессу вуза, к условия проживания в общежитии, психолого-педагогическая поддержка студента-первокурсника, творческая самореализация студента-первокурсника, становление индивидуальности студента, профессиональное самоопределение студента, особенности студенческой группы первого курса и др. По данным направлениям студенты старших курсов проводят мини-исследования, деловые игры, «круглые столы». По материалам работы с первокурсниками готовятся публикации на конференцию «Проблемы молодежи глазами студентов», выполняют на базе кружка курсовые и выпускные квалификационные работы. Программа научного кружка «Познай себя» предусматривает девять тем (17 занятий), каждая тема включает теоретический и практический блоки. Тематика научного кружка: «Профессиональное самопознание», «Самореализация студента-первокурсника в учебно-воспитательном пространстве вуза», «Индивидуальность студента», «Психолого-педагогические условия становления индивидуальности студента», «Профессиональное самообразование и самовоспитание», «Психолого-педагогическая поддержка студента-первокурсника в учебно-воспитательном процессе вуза», «Особенности профессионально-личностного становления студентов», «Представления студентов о профессиональной карьере», «Подведение итогов работы научного кружка» [1].
Участие в научном кружке позволяет определить сферу применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, повысить уверенность студентов в своих способностях. Новые знания, умения и навыки формируются на основе опыта самих студентов в ходе сотрудничества с преподавателем, куратором, студентами старших курсов. В рамках научного кружка происходит индивидуальное включение студента в научно-исследовательскую деятельность.
На протяжении первого-второго курсов студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы, развивают профессиональные качества. Дневник профессионального становления служит ориентировочной основой для профессионального самообразования и саморазвития студента, его самоопределения в будущей профессии, в учебно-воспитательном процессе вуза. Дневник ставит своей целью научить студентов самостоятельно ставить и решать вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности в процессе освоения профессии. Дневник – это способ, посредством которого можно проработать возникшую проблему, осознать свои чувства, прийти к нужному решению. Дневник профессионального становления состоит из пяти разделов: «Кто Я?», «Я и моя группа», «Я и моя будущая профессия », «Я и моя карьера», «Я и учебно-воспитательный процесс» [2]. Каждый раздел заканчивается сравнительным анализом изменений, которые произошли со студентом. Дневник можно использовать в работе куратора студенческой группы, научных кружков и проблемных групп, в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студентами старших курсов.
На втором-третьем курсе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Студенты работают по индивидуальным научным темам, результаты исследований представляют на студенческих научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. На третьем-четвертом курсах важна практическая работа на экспериментальной площадке, разработка проектов для получения грантов, участие в исследовательской работе по заказу определенной организации. Волонтерская деятельность, стажировка, практика на базе психологической службы вуза, конкурс проектов способствуют введению студентов в сложности профессиональной ситуации, как бы «погружая» в них для непосредственного действия.
Метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. Метод проектов предполагает владение определенной суммой знаний и позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Во время стажировки студенты могут попробовать себя в различных видах психолого-педагогической деятельности, лучше понять и развить свои интересы, в том числе в будущей профессии. Стажировка осуществляется в целях приобретения опыта самостоятельной профессиональной деятельности студентом, дальнейшего трудоустройства. При выборе кандидатур стажеров учитывают такие моменты как успеваемость и качество знаний стажера, умение самостоятельно решать поставленные задачи, персональные качества студента-стажера – активность, целеустремленность, ответственность, нацеленность на результат и т.д.
Участие в деятельности психологической службы позволяет определить сферу применения полученных знаний в будущей профессии, повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессионально важные качества [3]. Для этих целей активно используется проектная, научно-исследовательская деятельность, учебное экспериментирование, которые способствуют постановке студента в позицию самоисследователя. Задания, выполняемые студентами, касаются наблюдений за поведением учеников в различных ситуациях, психологического анализа обучения и успехов при решении конкретных учебных задач, выявления причин трудностей в учебе, проведения контрольных заданий для последующего определения продвижения ученика в овладении им учебной деятельностью. Интерес вызывают задания, связанные с изучением социально возрастных особенностей студенческого периода жизни. Индивидуальные темы связаны с проблемами адаптации к студенческому периоду жизни, творческой самореализацией в учебно-воспитательном процессе вуза, выбором профессии и т.д.
Участвуя в волонтерском движении, студент имеет возможность получать новые знания, необходимые для своей будущей профессии, развивать свой личностный и творческий потенциал. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя, свою индивидуальность, осознать свою востребованность в будущей профессии, в обществе. Ведущими идеями волонтерского движения являются: помощь в профессиональном и личностном самоопределении, воспитание активной личности, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Участие в добровольческой деятельности поможет решить задачу повышения профессиональной компетентности молодых людей, формирования личностных и социальных компетенций. Добровольчество позволяет решать сопутствующие учебно-воспитательные задачи: профориентация молодежи, получение опыта работы по специальности и направлению подготовки, развитие навыков самоорганизации, самореализации, становление индивидуальности студентов, формирование кадрового потенциала, участие студентов в научно-исследовательской работе, социальных программах, проведение практик и стажировок на добровольческой основе и т.д.
Участие в конкурсах по направлению подготовки способствует развитию самостоятельного видения проблем и путей их решения; умения перенести знания в новую ситуацию, выстроить перспективы собственного саморазвития и т.д. Например, конкурс может включать следующие задания: самопрезентация, презентация социально значимого проекта, организация мастер-класса, участие в деловой игре, дебатах, анализ результатов эмпирического исследования по определенной проблеме детей и молодежи с последующей формулировкой рекомендаций и др.
Составление портфолио позволяет проанализировать, обобщить и систематизировать результаты обучения, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по достижению более высоких результатов профессионального саморазвития. С помощью портфолио можно продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: представленные и реализованные проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, деловых играх, тренингах, проведенные исследования, представленные на конкурс эссе и т.д. Портфолио можно рассматривать как маркер индивидуального профессионального развития студента. Портфолио позволяет самому студенту и работающим с ним преподавателям проанализировать, обобщить и систематизировать результаты работы, спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Портфолио предназначено для последующего анализа собранных материалов, всесторонней количественной и качественной оценки уровня сформированности компетенций студента и направлений дальнейшего развития в процессе обучения.
Научно-исследовательская деятельность может усиливаться творческой составляющей (творческая работа, моделирование ситуаций, групповое выступление и др.). Речь также должна идти о таких формах работы со студенческой молодежью, как их участие на паритетных началах с преподавателем в научно-исследовательских, проектных видах деятельности по решению социально значимых проблем, в творческих, научных коллективах по разработке проектов в различных областях научной, будущей профессиональной деятельности. В результате формируется инновационная позиция будущего специалиста, осуществляется становление индивидуальности, формирование способности выявлять, формулировать, анализировать и решать профессиональные задачи. В результате повышается ответственность студента за выстраивание собственной образовательной траектории и освоение необходимыми компетенциями.
Научно-исследовательская деятельность студентов, как особый вид познавательной деятельности, направлена на получение новых объективных научных знаний. К приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности студентов можно отнести следующие: использование задач исследовательского типа на занятиях семинарско-практического типа, вовлечение студентов в различные формы научно-исследовательской работы (конференции, олимпиады, конкурсы и т.д.), развитие коллективных форм научно-исследовательской деятельности студентов (студенческие научные общества, включение студентов в научные коллективы под руководством преподавателя и др.).
Свою эффективность показал специсеминар по включению студентов в научно-исследовательскую деятельность, который дает представления об основных формах, методах и направлениях научно-исследовательской работы. В рамках семинара осуществляется подготовка докладов и выступлений на студенческие научные конференции; участие в олимпиадах и конкурсах по направлению подготовки, в деловых играх; выполнение заданий по индивидуальной научно-исследовательской теме (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников; количественный и качественный анализ результатов исследования; разработка и презентация проекта по проблеме исследования и др.). Семинар направлен на выявление наиболее продуктивных идей, способов, направлений работы со студенческой молодежью для обобщения и непосредственного применения положительного опыта создания «социальных лифтов» для нее в различных сферах деятельности. По мнению студентов, значение семинара видится в «развитии научных центров с современным оборудованием», «разработке проектов для поддержки талантливой молодежи», «создании благоприятных условий для научной деятельности молодого поколения», «разработке дополнительных факультативов, мастер-классов, семинаров для талантливой молодежи», «информированности молодежи о проводимых научных мероприятиях», «развитии олимпиадного движения, системы научных конкурсов, проведении конференций и других мероприятий» и др.
Семинар включает теоретический и практико-ориентированный модули. Практико-ориентированный модуль предусматривает анализ материалов из реальной воспитательной практики по работе с талантливыми детьми и молодежью: день науки, научно-исследовательские и творческие проекты, мастер-классы, деловые игры, научные экспедиции, школы при вузах, слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары, выставки, научные публикации, дискуссионные клубы, акции, интеллектуальные конкурсы, олимпиады и др. Данные мероприятия способствуют повышению интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности. Положительной оценки заслуживает акцент на необходимости приобретения студентами конкретного опыта участия в направлениях научно-исследовательской деятельности. Технологический компонент включает следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, информационно-аналитические, сторителлинговые, технологии бриколлажа, событийное образование и др.
В рамках семинара осуществляется подготовка исследовательского портфолио, в котором содержатся лучшие работы или начинания студента по научно-исследовательской деятельности. Из группы студентов выделяются такие, для которых становится актуальной задача формирования себя как исследователя, экспериментатора. Их отличает максимальная активность, самостоятельность, творческий подход к решению современных проблем детей и молодежи. Дальнейшая вузовская работа со студентами включает традиционные и инновационные формы: студенческие научные общества, научные кружки и проблемные группы, участие в проектах, конкурсах студенческих работ, научных конференциях, семинарах, публикация результатов исследования, работа во временных творческих коллективах студентов, магистрантов, аспирантов; научных кружках, руководимых магистрантами, молодыми учеными, организация научных объединений, в состав которых входят талантливые студенты; работа клуба одаренных студентов – победителей олимпиад, конкурсов, выставок и т.д.