Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS AND PATRIOTISM OF THE STUDENT YOUTH

Dzhilkishieva M.S.  1
1 Taraz State Pedagogical Institute
In this article the modern methodological approaches to forming the student youth’s civil spirit and patriotism are analysed. The author considers the activity-axiological approach as the point of the methodological principle which promotes the creation of structural and rich in content model of the civil and patriotic upbringing in the high school. The article presents a model of civil-patriotic education of student’s youth of Kazakhstan. On the basis of the author’s concept the goal, objectives, principles, directions, and also the content of the formation of civic and patriotic qualities of youth, based on unity of three components are defined: cognitive, value-motivational and social-activity. The model contains the forms, methods, tools, pedagogical skills, stages of organization of educational work, as well as the criteria for civil-patriotic education of future professionals.
activity-axiological approach
model
citizenship
patriotism
civic and patriotic education

Национальная политика Республики Казахстан в области образования за годы независимости принесла свои позитивные плоды, позволив сохранить образовательное пространство и придать ему поступательное движение с учетом мировых тенденций. Синергетический, цивилизационный, волновой и другие подходы в изучении развития человеческого общества вызывают необходимость новых подходов в научных исследованиях, связанных с проблемой гражданско-патриотического воспитания. В условиях продолжающейся модернизации всей системы общественных отношений в Казахстане проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде обретает особую актуальность, новое звучание и значимость.

Разработка конкретной научной методологии потребовала вполне правомерного, на наш взгляд, обобщения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) с аксиологическим, наряду с личностно-ориентированным, компетентностным, программным, диалектическим, системным и другими подходами, что представляется необходимым при подготовке студентов педагогических специальностей к гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Как считает казахстанский исследователь А.К. Мынбаева, деятельностный подход при подготовке студентов к их профессиональному становлению продуцирует условия для развития их жизненной активности и деятельностной позиции; способствует уяснению, что нравственные качества личности формируются именно в жизненных ситуациях, этической системе человеческих отношений. В ходе педагогической практики студенты, взаимодействуя с учащимися, учатся самодисциплине, толерантности, проявляя при этом социальную активность на основе осознанной гражданской позиции. Осознание личностью процесса своего становления и развития, понимание и принятие ответственности за эти процессы, знание закономерностей своего развития, возможностей и способностей личностного самосовершенствования и роста является важной составляющей личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств, в том числе патриотизма и гражданственности [4, с.42].

По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова, роль механизма связи между теорией и практикой выполняет аксиологический подход, который «позволяет изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей общества и решать задачи гуманизации общества» [5, с. 65]. Данный подход создает условия для нравственного самосовершенствования будущего учителя, развития его ценностных ориентаций в формате гуманистической аксиологии, необходимой для современного патриотизма и гражданственности.

Как показал анализ различных систем ценностей, многие ученые подразделяют в отдельные блоки общечеловеческие, общественные (социальные) и личностные ценности, при этом по-разному группируя их. Так, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, И.А. Зимняя, Н.Е. Щуркова и др. в качестве базовых рассматривают общечеловеческие ценности, которые отличаются своей абстрактностью, служат нравственными ориентирами человеческой жизнедеятельности, так как являются идеалами, передаваемыми из поколения в поколение.

Интерес представляет иерархизация ценностей общественного сознания, предлагаемая исследователем И.А. Зимней, которая при анализе основных трудностей в реализации общей стратегии воспитания подчеркивает необходимость определения общенародной совокупности жизненных ценностей. Автор приводит три категории ценностей, «в основе иерархии которых лежат сквозные инварианты ее высшего плана» [3, с.157]: 1) бытийные ценности: Жизнь, Бытие, Созидание; 2) нравственные ценности (как отношение к высшей реальности): Добро, Истина, Свобода, Вера, Красота; 3) моральные ценности (как отношения между людьми): Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность и др.

В. Матвеев, П.Р. Игнатенко, Е. Захарова и др. подчеркивают приоритетность общественных (социальных) ценностей в определенной области: ценности гражданского общества, политические, религиозные, национальные, государственные, демократические и др. При этом фундаментальной основой аксиологической системы современного гражданского общества провозглашается Свобода, дополняемая плюрализмом, толерантностью, равенством и социальной справедливостью.

Однако в определении системы гражданских и демократических ценностей отсутствует единство: авторы лишь перечисляют отдельные ценности, не обобщая их. Так, Б.С. Гершунский рассматривает Свободу и Мир в качестве глобальных цивилизационных идеалов, которые могут стать «базисом грядущего всеединства человечества» [1]. Как отмечает исследователь, глобальные цивилизационные идеалы носят лишь фоновый характер и способствуют интегративному взаимодействию социумов, но не личностных устремлений. Поэтому автор включает в свою систему и личностные ценности, среди которых – «полноценная жизненная самореализация личности».

Личностные ценности большинством ученых определяются как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности.

На наш взгляд, основу системы образовательных ценностей должна составлять та система ценностей, которая отражает отношения личности к общечеловеческим и общественным (социальным) ценностям, к демократическим идеалам гражданского общества. В связи с этим мы выделяем среди общественных (социальных) ценностей государственные (государственные символы, Конституция Республики Казахстан, государственный язык); национальные (национальная культура, родной язык, историческое прошлое своего народа, природа родного края); демократические ценности (экономические и политические права и свободы, демократические принципы, гражданский мир и национальное согласие).

В основу разработанной нами концепции положен деятельностно-аксиологический подход к проблеме гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, который направлен на формирование ценностных ориентаций студентов в условиях высокой степени активности их участия в различных видах социально значимой деятельности. Процесс формирования гражданско-патриотических ценностных ориентаций представляется результативным лишь при условии интеграции общечеловеческих и общественных ценностей в личностно значимые. Особое значение эта задача имеет в системе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей, так как им предстоит выступать активными носителями идей гражданственности и патриотизма в процессе школьной работы.

Без активной творческой деятельности студента, в которой проявляется его собственная позиция по отношению к окружающим, обществу и государству, не представляется возможным формирование его позитивной гражданской позиции. Результаты проведенного нами педагогического эксперимента подтвердили эффективность включения молодежи в общественные отношения и коллективную социально-полезную деятельность посредством организации их участия в историко-краеведческой и поисковой работе, в деятельности по охране природы и культурно-исторических памятников, в оказании социальной взаимопомощи (помощь детским домам, домам престарелых), в проведении акций милосердия, толерантности, в деятельности молодежных и общественных организаций и объединений по проведению патриотических акций и др. Таким образом, гражданско-патриотические ценности формируются при активном участии каждого студента в творческой деятельности в вузе и социально-полезной деятельности вне его.

В предлагаемой педагогической модели [2,6] формирования гражданско-патриотических качеств будущих специалистов реализована ведущая идея об эффективности деятельностно-аксиологического подхода на основе единства когнитивного, ценностно-мотивационного и социально-деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания студенчества. Модель экспериментально апробирована, на основе проведенного анализа и статистической обработки данных (метод математико-статистической гипотезы исследования – метод х2 – критерия Пирсона) получены положительные результаты.

Модель включает следующие структурные блоки: целевой; содержательный; технологический; оценочно-результативный. Цель, задачи, принципы и направления процесса формирования личности гражданина-патриота составляют целевой блок представляемой модели.

Необходимость представления содержательного блока модели в таких аспектах, как информационный, аксиологический и социальный, обусловлена единством трех основных компонентов: когнитивного; ценностно-мотивационного; социально-деятельностного, которые составляют структуру содержания гражданско-патриотического воспитания.

Когнитивный компонент, отражающий информационный аспект содержания, включает в себя систему методологических, общественно-политических, психолого-педагогических, поликультурных и специальных знаний, способствующих формированию гражданско-патриотического мировоззрения.

Ценностно-мотивационный компонент, представляемый с точки зрения аксиологии, отражает отношение обучаемых к общечеловеческим, государственным, национальным, демократическим ценностям через призму личностно-значимых ценностей и мотивов; основан на интеграции личного и социального опыта; соответствует нравственным ценностным ориентирам, что определяет выбор в процессе деятельности, ориентирует на гражданско-патриотическую деятельность.

Социально-деятельностный компонент, включающий социальный аспект, составляет единство сознания и поведения; предполагает развитие социальной компетентности будущих специалистов, их профессиональную социализацию, включенность в творческую деятельность в вузе и социально-полезную деятельность вне его при условии активизации студенческого социального функционирования, ведущего к сформированности гражданской позиции личности, ее патриотического сознания.

Технологический блок представляемой модели включает в себя формы, педагогические умения и навыки; этапы формирования гражданско-патриотической компетентности.

Оценочно-результативный блок включает в себя критерии гражданско-патриотической воспитанности студенческой молодежи, в том числе будущих учителей. Объективной основой критериев является активное участие молодежи в общественно-полезной деятельности, субъективной – мотивационная направленность. Согласно целевому и содержательному блокам модели выделяем следующие основные критерии гражданско-патриотической воспитанности студенчества: 1) когнитивный: наличие системы знаний гражданско-патриотического содержания; 2) ценностно-мотивационный: приверженность к ценностям казахстанской ментальности; 3) социально-деятельностный: готовность и способность к активной социально-направленной деятельности.

Для оценки результатов гражданско-патриотического воспитания, проектирования и осуществления этого процесса необходимо знание уровней сформированности гражданско-патриотической компетентности будущих специалистов. С этой целью определена система уровней (высокий, средний, низкий, нулевой), которые характеризуются следующими показателями (таблица).

Критериальный аппарат гражданско-патриотической компетентности будущих специалистов

Критерии

Высокий уровень/

показатели

Средний уровень/ показатели

Низкий

уровень/

показатели

Нулевой уровень/

показатели

1. Когнитивный: наличие системы знаний гражданско-патриотического содержания

глубокое овладение системой знаний гражданско- патриотического содержания

знание и понимание сущности патриотизма и гражданственности

поверхностное знание базовых понятий

отсутствие соответствующих знаний,

меркантильные интересы

знание истории, культуры этносов, составляющих народ Казахстана

проявление социальной толерантности по отношению к другим культурам

поверхностное знание историко-культурных ценностей других этносов

проявление признаков ксенофобии

2. Ценностно-мотивационный:

приверженность к ценностям казахстанской

ментальности

осознание личной ответственности за судьбу Родины, желание служить ее интересам

понимание необходимости защиты интересов Родины

отвлеченное понимание необходимости защиты интересов Родины

космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной

наличие правовой, политической культуры

готовность к восприятию прогрессивных политических идей и правовых законов

посредственная осведомленность в правовых и политических вопросах

отсутствие правовой, политической культуры

3. Социально-деятельностный: готовность и способность к активной социально-направленной деятельности

активная гражданская позиция (признак гражданской зрелости личности)

наличие гражданской позиции

незрелость гражданской позиции

отрицание гражданской позиции на основе отказа от участия в жизни общества

социальная активность, гуманитарная, общественно-полезная деятельность, направленная на позитивное преобразование окружающей среды

проявление активности в массовых патриотических мероприятиях

пассивное выполнение общественных поручений

недисциплинированность при выполнении общественных поручений или их игнорирование

Отметим, что нулевой уровень, представленный в оценочно-результативном блоке разработанной нами модели, в стандарт измерения не был включен, так как студентов с данным уровнем компетентности в ходе эксперимента не выявлено.

Итак, только через эмоциональные переживания и внутренние противоречия усвоенные студентом знания гражданско-патриотического содержания могут приобрести форму личных взглядов и убеждений, определяющих принципы и установки его поведения. А устоявшиеся, прочные взгляды и убеждения будущего специалиста по вопросам патриотизма и гражданственности уже говорят о степени зрелости его нравственного сознания, мировоззрения. Чтобы достичь таких результатов, необходимо выполнение определенных педагогических условий, среди которых особое место занимает следующее положение: необходима координация усилий вузовских преподавателей социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин для эффективного методологического обеспечения процесса формирования гражданско-патриотической компетентности будущих учителей в целостном педагогическом процессе вуза.