Одной из причин не эффективного развития экономики регионов России являются недостатки в функционировании социально-экономических подсистем кадрового обеспечения, обусловливающие дефицит квалифицированных специалистов. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей более чем половина российских компаний выдвигают в качестве ключевой проблему нехватки квалифицированных кадров, мотивирую это тем, что в современных условиях кризисных явлений в экономики в России нужны не только новая техника и промышленные технологии, но и новые кадры, новая культура труда, новый уровень профессионализма. В связи с этим требует реформирования и сама система профессионального образования с точки зрения подготовки специалистов, конкурентоспособности их на рынке [2, 74].
Пока же структура подготовки кадров по профессиям и специальностям отстает от потребностей рынка труда в регионе. Нарушены пропорции подготовки кадров по уровням образования, специальностям и профессиям. Отсутствует система государственного распределения выпускников образовательных организаций. Взамен ее создана система государственного заказа, который не покрывает реальную потребность региона в специалистах и не имеет достаточного расчетного обоснования.
Это происходит по причине того, что система НПО – СПО пережила несколько трудных трансформаций, включая передачу большинства организаций этой системы от отраслевых органов органам образования и последовавшую затем их передачу на региональный уровень. Потери в ходе таких передач в ряде регионов превысили полезный эффект: значительной части сети просто не стало. Наряду с этим происходила стихийная адаптация системы к новой структуре экономики и новым экономическим реалиям.
Назрела объективная необходимость сопоставления суммарной потребности в рабочей силе с выпуском специалистов по уровням образования с учетом соответствия подготовки рабочей силы реальным изменениям в отраслях экономики региона с учетом негативных тенденций, которые объективно мешают нормальному функционированию региональной системы образования и не позволяет ей обеспечить опережающее воздействие на сферу материального производства и общественного развития.
Это подтверждает проведенный нами анализ развития региональных систем образования разного уровня, который позволил выявить следующие противоречия в существующей системе управления [3, 68]:
– отсутствие координации в деятельности вновь созданных образовательных структур приводит к дублированию, несогласованности действий, направленных на достижение общих целей, к понижению уровня исследовательских работ и другим последствиям, снижающим эффективность управления инновационными процессами в региональном образовании;
– отсутствие структур реализующих системных подход к проектированию образовательной деятельности приводит к низкому уровню проектной документации и, как следствие, к затруднениям в процессе реализации инновационных проектов;
– отсутствие действенной координации деятельности образовательных организаций региона приводит к затруднениям в обмене передовым педагогическим опытом, снижает социальную эффективность результатов инновационных преобразований и др.
Возможным механизмом преодоление противоречий в образовании, на наш взгляд, может стать формирование единой образовательной политики региона в рамках существующего единого образовательного пространства и построение на это основе стратегии управления региональной системой образования и ее развития на основе создания программно-целевой модели.
В настоящее время имеется уже достаточно исследований, посвященных созданию регионального образовательного пространства, построенного в соответствии с определенной научно-педагогической концепцией. Кроме того, ведутся исследования по разработке региональных моделей образования и управления ими в ряде территорий страны: в Алтайском крае, Тульской, Екатеринбургской, Ростовской, Самарской, Курганской, Новосибирской областях и др.
Научно-административные составляющие данной модели базируются на идеях и направлениях регионализации, которые определены важнейшими нормативными правовыми документами Российской Федерации и научными исследованиями, использующих понятия «региональная система образования» (И.И. Проданов), «региональная образовательная политика» (Н.К. Сергеев), «единая образовательная политика» (В.М. Петровичев).
Согласно данных источников одно из приоритетных направлений образования – совершенствование системы профессионального образования для обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся в сфере производства.
На наш взгляд подобный научно-педагогический опыт должен быть востребован системно, а именно каждый регион должен иметь собственную образовательную стратегию и программу развития региональной системы образования соответствующие социально-экономическим, географическим, национально-культурным и другим особенностям. При этом в значительной степени определяется роль управления образования региона, которое должно обеспечивать оптимальный переход системы из одного качественного состояния в другое при минимизации затраченных сил, времени, ресурсов. В сою очередь стратегия управления региональной системой образования должна выдвигать на первый план:
– проблему сохранения единства образовательного пространства;
– решения в необходимости разработки региональных программ в сфере образования, которые должны соответствовать единой образовательной политике региона;
– программы развития образования, которые должны конкретизировать основные направления развития регионального образования и решать вопрос перехода региональной системы образования в качественно новое состояние.
К работе по созданию стратегия управления региональной системой образования необходимо привлекать все заинтересованные стороны, сконцентрировать внимание на изменении структуры региональной образовательной системы, содержания образования, укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала в интересах развития личности, гуманизации учебного процесса и усиления социальной защиты учащейся молодежи и работников образования [1, 85].
Представляется целесообразным, не раскрывая детально содержания основных направлений концепции модернизации профессионального образования на региональном уровне выделить ее три основных ресурса развития.
Первый ресурс – сетевой. Он предусматривает разработку и внедрение в практику управления нормативное правовое обеспечение создания и развития многоуровневой многофункциональной образовательной организации, реализующей широкий спектр программ профессионального образования.
Полагаем, что это будет не новый тип или вид образовательной организации, а действующая ведущая профессиональная образовательная организация в которой концентрируются материальные и кадровые ресурсы, или, говоря другими словами (часто используемый в настоящее время термин), – ресурсный многофункциональный центр.
Во-первых, как уже отмечено, новая модель нацелена на концентрацию ресурсов, укрепление и развитие материально-технической базы, а также кадрового потенциала образовательной организации. Это обусловлено тем, что моральный либо физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, по экспертным оценкам, колеблется от 70 до 90 процентов. Сегодня ежегодный рост оснащенности новым оборудованием за счет всех источников финансирования составляет лишь 0,75 % от общей его стоимости. Таким образом, проблема материально-технического оснащения становится одной из центральных.
Кроме того, в условиях передачи профессиональных образовательных организаций в ведение субъектов Российской Федерации, а также складывающихся демографических тенденций и вытекающих из этих условий объективной избыточности образовательных организаций и, соответственно, активизации процессов их интеграции как «по вертикали», так и «по горизонтали» (укрупнение образовательной единицы). А затем – на основе тщательно проработанных взвешенных региональных программ развития сети образовательных организаций – их оптимизации (реструктуризации) путем присоединения, слияния, объединения на основе внедрения принципа тесного сетевого взаимодействия. Представляется, что не менее важной составляющей такой реструктуризации будет являться пересмотр инфраструктуры конкретной образовательной организации профессионального образования, как с точки зрения совершенствования ее системы управления, штатного расписания и т. д., так и с точки зрения построения ее хозяйственной структуры.
Также реализация данного ресурса предусматривает освобождение образовательных организаций от объектов, находящихся на их балансе, не связанных с образовательными целями (жилые дома, общежития, заселенные не обучающимися, дороги, осветительные сети и т. д.).
Во-вторых, предоставление ресурсным центром образовательных услуг путем реализации программ различных уровней профессионального образования, включая программы повышения квалификации и переподготовки, что позволит существенно сократить затраты на содержание профильных образовательных учреждений, увеличив при этом доступность образования для различных категорий населения.
Одновременно, также данный центр будет создавать оптимальные условия для реализации интегрированных программ профессионального образования и, следовательно, сокращать сроки обучения. А в последнем – крайне заинтересованы работодатели, обучающиеся и их родители.
В-третьих, ресурсный многофункциональный центр может стать точкой «роста качества» образовательных услуг в регионе, экспериментальным полигоном для отработки инновационных подходов к подготовке кадров востребованных квалификаций, а также подготовке кадров по особо сложным профессиям рабочих.
Второй ресурс развития системы профессионального образования – квалификационный, напрямую связан с повышением качества образования. Планируется реализация общесистемных мероприятий, связанных с разработкой российской национальной системы квалификаций по образованию, профессиональных стандартов, которые задают основные требования работодателей к выпускнику. При РСПП уже действует Национальное агентство развития квалификаций, которое стало одной из ведущих структур, нацеленных на развитие профессиональных стандартов и сертификации квалификаций. Таким образом, уже запущен совместный проект в этой области между сферой образования и сферой труда, в который реально может вписаться предлагаемый ресурсный центр.
Третий ресурс развития – кадровый, на наш взгляд, это совершенствование системы переподготовки и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для профессионального образования, поскольку проблема старения кадрового корпуса остается достаточно острой.
В тоже время для использования потенциала системы профобразования в современных условиях бюджетных ограничений и импортозамещения возможны и оперативные структурные решения переходного периода реализации модели ресурсного многофункционального центра:
– формирование двух типов организаций СПО: специализированных колледжей, связанных с крупными работодателями и обеспечивающих их долгосрочные кадровые стратегии, и многопрофильных колледжей с гибкими программами, учитывающими все многообразие спроса на квалификации рабочих и техников со стороны предприятий и домохозяйств;
– развитие на базе организаций СПО программ прикладного бакалавриата для подготовки по перспективным высокотехнологичным профессиям (что, в свою очередь, предполагает интеграцию коллежей в профильные вузы);
– стимулирование взаимодействия компаний и профессиональных образовательных организаций для совместной реализации образовательных программ и внешней оценки образовательных результатов;
– расширение интеграции вузов с однопрофильными средними специальными учебными заведениями, техникумами или колледжами, которые представляют первую ступень профессионального образования, что обеспечить более высокую преемственность, улучшить профориентацию и отбор будущих студентов;
– рационализация внутривузовской структуры, перепрофилизация рядя факультетов, передачу отдельных вузов в региональную собственность;
– перемещение центра координации развитием высшим образованием на региональный уровень путем взаимодействия и распределения функций органов управления образованием на региональном уровне, региональных Советов ректоров и ректоратов вузов;
– качественное обновление состава преподавателей;
– наряду со сложившимися формами соединения учебного процесса с наукой, создание и развитие новых формы межвузовской и региональной интеграции обучения с наукой и производством, вузовских учебно-научных комплексов и межвузовских центров;
– создание регионального научно-технического центра с банком современной научной информации, программ автоматизированных исследований и проектирования, информационными технологиями и формирование портфеля научно-исследовательских заказов вузам, базирующийся на актуальных проблемах производства, открытых тематических конкурсах НИР, прямых связях с производством по договорам.
Таким образом, сейчас профессиональное образование находится в определенном смысле на переломе, когда возможны кардинальные изменения по его реформированию, в результате которых обучающиеся смогут получать такое образование, которое будет способствовать их успешности в жизни, а значит, будет сильным и конкурентоспособным государство. Поэтому актуализируется необходимость формирования региональной модели управления образовательным процессом во взаимосвязи с системой стратегических целей, ключевых направлений и механизмов реализации промышленной региональной политики и программ социально-экономического развития. Становится очевидным, что эффективность системы образования России напрямую зависит от эффективности ее компонентов, важнейшим из которых является региональная система образования. Именно взаимодействие и взаимосвязь составных частей системы позволит говорить о формировании единой образовательной политики в рамках единого образовательного пространства региона.
В заключении стоит отметить, что не смотря на большое число исследований различных аспектов социально-психологической теории педагогического управления, управления профессиональной подготовкой кадров, общей теории обучения, которые, безусловно, вносят существенный вклад в теорию и практику образования, сегодня необходимо найти собственные теоретические подходы к решению проблемы разработки прежде всего концепции региональной системы образования и модели управления как этой системой, так и учебными заведениями, рассматриваемыми в качестве элементов системы, а также принципов формирования механизма ее реализации [4, 70].