Исследуя уровни развитости методологической компетентности адъюнктов [4] мы пришли к выводу, что высшим уровнем развитости ее есть методологическая культура. Положив в концепции исследования [2] толкование А.М. Новикова понятия «Методологии» – учения об организации деятельности [7]. Следовательно, общим для адъюнктов всех научных специальностей есть методология. Поэтому во время профессиональной подготовки адъюнктов следует уделить внимание развитию методологической культуры.
Анализ последних исследований и публикаций, у которых основано решение данной проблемы. Изучая множество исследований и публикаций, у которых раскрываются учебные планы и программы дисциплин подготовки научных и научно-педагогических работников, аспирантов заслужило внимание работа О.Л. Ануфриева и О.С. Снисаренко [1]. Они построили дорожную карту молодого ученого по основным этапам диссертационного исследования. Цель учебной программы Школы молодого научного работника является: создание условий для формирования у аспирантов навыков и умений самостоятельной работы из реализации индивидуального исследовательского потенциала и повышения эффективности научной деятельности; углублённое изучение методологических и теоретических основ одной из отраслей науки; создание дополнительных условий для предоставления научно методической помощи молодым научным работникам, которые обеспечивают повышение качества диссертационных исследований, развитие научного мировоззрения, профессиональный рост и эффективную подготовку конкурентоспособного современного научного работника. Как видим, авторы не ставят за цель развитие именно методологической культуры адъюнктов.
Цель исследования. Вопросу проектирования учебной программы по развитию методологической культуры адъюнктов, авторами ранее не было уделено внимания, а потому есть актуальным направлением в данного исследования.
Формулировка целей статьи. Целью статьи является рассмотреть проект учебной программы факультатива «Развитие методологической культуры адъюнктов».
Результат исследования. Поскольку главной целью подготовки адъюнктов есть всесторонне профессиональное развития, поэтому рассматривая развития отдельной какой-либо компетентности во время планового учебно-воспитательного процесса есть не объективностью. Практика показывает, что в целях расширения и углубления научных и прикладных знаний, развития способностей и удовлетворения личных интересов целесообразно применять факультативный курс. Согласно определения В.А. Юдина, факультативный курс есть необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, и общеобразовательных школ (старшие классы) в целях расширения и углубления научных и прикладных знаний, развития способностей и удовлетворения личных интересов.
Следуя этим умозаключениям, подтвержденных практикой, целесообразно развивать методологическую культуру адъюнктов по факультативной учебной программе. Кроме того, какое-либо изменения организации учебно-воспитательного процесса в системе высшего военного образования есть проблематичным в следствие существующей нормативно-правовой базы и традиций. Поэтому учебная программа факультативного курса есть находкой, применения которой упрощает как процесс изменения учебной программы подготовки адъюнктов, так и повысить воспитательную составляющую. Культура может принимать материальную и духовную форму в зависимости от конечного результата. Методологическая культура адъюнктов есть духовной формой. Вследствие этого, акцент в развитии методологической культуры адъюнктов следует уделить на воспитательной составляющей. Примером воспитательного процесса может быть использована модель общения научного руководителя и адъюнкта [3]. Решением первой дополнительной задачи предполагается с помощью учебной программы факультатива «Развитие методологической культуры адъюнктов».
Содержание учебной программы разработано в соответствии с Законом «О высшем образовании»; Закону «О научной и научно-технической деятельности»; Положение «О подготовке научно-педагогических и научных кадров».
Учебная программа «Развитие методологической культуры адъюнктов» предусматривает ознакомление адъюнктов с важнейшими вопросами, которые касаются теоретических принципов организации научных исследований, их подготовку к написанию диссертационной исследование, приобретение знаний методологии, формирования навыков методологической и методической рефлексии. Для того, чтобы самостоятельно ставить и творчески решать разные сложные проблемы, адъюнкт должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и методологией научных исследований, информационными технологиями, уметь использовать в работе все новое, что появляется в науке и практике, быстро адаптироваться к новым условиям, постоянно совершенствовать собственную квалификацию.
Изучение факультативного курса по учебной программе «Развитие методологической культуры адъюнктов» направленно на более полное и глубокое осмысления методологических основ будущей деятельности.
Целью учебной программы является:
- создание положительных условий формирования у адъюнктов навыков и умений культуры самостоятельной организации индивидуальной исследовательской работы, и как следствия реализации – повышения эффективности научной деятельности;
- обеспечение надлежащей научно-методической помощи адъюнктам, которая способствует повышению качества диссертационных исследований, развитие научного мировоззрения, профессиональный рост и эффективной подготовке адъюнктов;
- воспитание у адъюнктов чувства ответственности и необходимости в накоплении и добывании новых знаний для потребностей общества;
- организация учебно-воспитательной деятельности адъюнктов;
- формирование методологической компетентности у адъюнктов нацеленной в дальнейшем на развитие личной культуры.
Описание программы. Учебная программа факультатива «Развитие методологической культуры адъюнктов» предусматривает достаточно широкий спектр тематик, объединенных четырьмя модулями, с возможностью гибкого реагирования на запросы адъюнктов, с обеспечением мобильности выбора проблематики и форм учебных занятий. Кредитный модуль включает лекции, практические (семинарские) занятия, тренинги, индивидуальную и самостоятельную работу адъюнктов. Примерная структура факультативного курса (табл. 1).
Таблица 1
Структура факультативного курса
Нормативные данные |
||||
Курс |
Всего, ч |
Аудиторные занятия, ч |
Внеаудиторные занятия, ч |
|
Лекции |
Практические |
Самостоятельная работа |
||
1 год |
1690 |
212 |
424 |
920 |
Преобладающие лекционные занятие проводятся во время планового аудиторного обучениея. На факультативное изучение отводится мотивационный курс, самостоятельные занятия, выполнения индивидуальных заданий по направлению своего научного исследования и углубленная практика под контролем научного руководителя. Безусловно отведенное Положением «О подготовке научно-педагогических и научных кадров» время на руководство адъюнктами есть недостаточным. В этом и заключается сущность недостаточного воспитательного развития методологической культуры.
Основным заданием теоретической части программы является ознакомление молодых ученых с современными концепциями научного творчества, с основами методологии научного познания и методикой научных исследований.
Практическая часть программы являет собой методологическую рефлексию по результату исследовательской деятельности. Основные задачи практической части – развитие способностей к самообразованию, освоению навыков формирования и использования осознанной методологической позиции научного исследования.
Самостоятельная работа адъюнкта состоит из: выполнение заданий кредитного модуля; самостоятельного изучения отдельных тем под методическим руководством научного руководителя; подготовки научных выступлений, тезисов, статей, диссертационной работы их содержание предварительно обсуждая во время научно-методического семинара.
Образовательно-квалификационные требования. Образовательно-квалификационные требования к выпускнику адъюнктуры в независимости от научной специальности подготовка должна осуществлялась таким образом, чтобы обеспечивалось уверенное развитие методологической культуры.
Структура содержательных модулей учебной программы «Развитие методологической культуры адъюнктов» без излишних комментариев представлено в табл. 2.
Таблица 2
Структура содержательных модулей учебной программы «Развитие методологической культуры адъюнктов»
Содержание модуль |
Количество часов |
ПТх |
|||
Всего |
аудиторные |
СР |
|||
Л |
ПЗ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Модуль 1. «Подготовительная фаза» |
448 |
56 |
112 |
140 |
|
Содержательный модуль 1. «Подготовительно-мотивационный» |
192 |
24 |
48 |
120 |
|
Тема 1.Вступительный мотивационный курс |
80 |
10 |
20 |
50 |
|
Тема 2. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.4) – развития мотивации |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 3. Психология научного творчества |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема 4. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.5) – развития творчества |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 2 «Нормативно-правовые основы деятельности адъюнкта» |
256 |
32 |
64 |
160 |
|
Тема 1. Нормативно-правовые основы научной и научно-технической деятельности адъюнкта |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема 2. Изучение методики научно-педагогического сопровождения адъюнктов (М1) |
32 |
4 |
8 |
20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тема 3. Изучение методики развития методологической культуры |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 4. Изучение методики научно-организационной деятельности (М2) |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 5. Изучение методики научно-исследовательской деятельности (М3) |
112 |
14 |
28 |
70 |
|
Модуль 2 «Фаза проектирования» |
416 |
52 |
104 |
260 |
|
Содержательный модуль 3. «Концептуальная стадия» |
144 |
18 |
36 |
90 |
|
Тема 1. Алгоритм поиска задачи (проблемы) диссертационного исследования |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 2. Формулирование проблемы |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 3.Определение цели исследования |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 4. Определение объекта, предмета исследования |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 5. Определение задач исследования |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 6. Выбор критериев достоверности исследования |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Содержательный модуль 4. «Стадия моделирования» |
64 |
8 |
16 |
40 |
|
Тема 1. Стадия (моделирования) построение гипотез |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 2. Уточнение (конкретизация) гипотезы. Построение частных гипотез |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 5. «Стадия конструирование исследования» |
96 |
12 |
24 |
60 |
|
Тема 1. Структурная композиция диссертационной работы |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема 2. Агрегирование |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 3. Исследование условий (ресурсных возможностей) |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 6 «Стадия построение программы исследования» |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема1. Построение программы исследования |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Содержательный модуль 7. «Стадия технологической подготовки» |
64 |
8 |
16 |
40 |
|
Тема 1. Стадия технологической подготовки |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 2. Автореферат диссертационной работы. Сущность написания рабочего автореферата – концепции исследования |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Модуль 3. «Технологическая фаза» |
762 |
96 |
192 |
480 |
|
Содержательный модуль 8. «Стадия проведения исследования» |
192 |
24 |
48 |
120 |
|
Тема 1. Стадия проведения исследования |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 2. Теоретический этап исследования |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 3. Анализ и систематизация источников литературы |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 4. Изучение методики информационно-аналитической деятельности (М6) |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 5. Обработка понятийного аппарата |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 6. Построение логической структуры теоретической части исследования |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 7. Эмпирический этап исследования |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 9 «Стадия оформления результатов исследования» |
32 |
4 |
8 |
20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тема 1. Оформление результатов исследования в виде диссертации, автореферата диссертации |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 10 «Апробация результатов исследования» |
330 |
42 |
84 |
210 |
|
Тема 1. Апробация результатов исследования на научных мероприятиях |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 2 Изучение методики научно-просветительской деятельности (М5) |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 3. Изучение педагогической технологии (ПТх 5.1) – редакционно-издательского дела |
96 |
12 |
24 |
60 |
|
Тема 4 Изучение педагогической технологии (ПТх 5.2) – научно-методического семинара |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема 5. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.9) – коммуникативных способностей |
96 |
12 |
24 |
60 |
|
Тема 6. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.8) – взаимного обучения |
26 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 11 «Публикация результатов исследования в научных изданиях» |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема 1. Публикация результатов исследования в научных изданиях |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Содержательный модуль 12. Внедрения результатов исследования в практику |
160 |
20 |
40 |
100 |
|
Тема 1. Внедрения результатов исследования в НИР |
48 |
6 |
12 |
30 |
|
Тема 2. Внедрения результатов исследования в практику |
16 |
2 |
4 |
10 |
|
Тема 3. Изучение методики научно-технической деятельности (М7) |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Модуль 4. Рефлексивная фаза |
64 |
8 |
16 |
40 |
|
Содержательный модуль 13 «Рефлексивная фаза» |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 1. Рефлексивная фаза |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Содержательный модуль 14 «Рефлексия собственного опыта» |
32 |
4 |
8 |
20 |
|
Тема 1. Роль рефлексии при формировании методологической культуры адъюнктов |
32 |
4 |
8 |
20 |
Обсуждение результатов исследования. В результате освоения программы у адъюнктов должны быть сформированы универсальные исследовательские компетентности: владение разными формами научной коммуникации; овладение технологиями организации научно-исследовательской деятельности; способность переводить научные знания в плоскость практической деятельности. Содержательные модули предложенной учебной программы наполняются темами учебных дисциплин из обоснованного ранее перечня [5].
В соответствии с поставленной впервые нами цели рекомендуем применить методику развития методологической культуры адъюнктов. Более подходящей есть на основе методики развития методологической компетентности адъюнктов [6]. В следствия того, что методика состоит из педагогических технологий, результативность и эффективность уже известна еще на этапе проектировании учебной программы факультативного курса. Как уже отмечалось методика одна и тоже, е результат цели достигается за счет заложенной воспитательной цели научно-педагогическое сопровождения [3].
Оценка эффективности программы. Оценку эффективности программы мы вычисляли эмпирическим путем использовавшись «Пирамидой обучения» [8]. Ключевыми условиями эффективного развития методологической культуры адъюнкта есть обеспечения положительной мотивационной характеристик научного руководителя и адъюнкта. Оценка ожидаемого уровня овладения учебной программой адъюнктом может достигать 75 % по сравнению с традиционным обучением. Это достигнуто в следствия того, что структурно-логическая схема факультативной программы основывается на реализации квазипрофессиональной (учебно-поисковой) работы по сравнению с традиционным прослушиванием теоретического материалу обеспечивается до 60 % эффекта обучения. Всему этому должно способствовать качественное научно-педагогическое сопровождения адъюнктов организованное научным руководителем [3]. Понимая эту прямую закономерность, нами предложено возложить ответственность за изложения факультативного курса на научного руководителя соответствующего адъюнкта.
Заключение. Изучение факультативного курса предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей из основ будущей творческой деятельности адъюнктов, основываясь на философском фундаменте, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей. В результате изучения факультативного курса адъюнкт имеет мотивированное представление: об организации учебно-воспитательного процесса в адъюнктуре; представление о структуре и содержании диссертационной работы; о наглядности и вольготном ходе выбора темы, определении объекта и предмета диссертационного исследования и оформлении результатов.
Применение факультативной учебной программы, обеспечит научным руководителям процесс передачи адъюнктам методологического опыта и культуры организации деятельности в ходе научного исследования. Это достигаться за счет применения проверенных на эффективность готовых педагогических технологий, приемов (сценариев).
Элемент научной новизны. Во-первых, предложено планировать учебную программу по этапам организации научно-исследовательской деятельности адъюнктов. Во-вторых, усовершенствованное научно-педагогическое сопровождение адъюнктов, участить процесс общения адъюнкта и научного руководителя. Ожидаемый эффект: улучшится трансляция методологической культуры от научного руководителя к адъюнкту; повысится показатель готовности выпускника адъюнктуры к профессиональному выполнению должностных функций и решение задач, связанных с организацией профессиональной деятельности.