Вступление цивилизации в постиндустриальную эпоху отмечено качественно новыми явлениями и процессами, охватывающими различные аспекты жизнедеятельности современного общества. При этом любые перемены в первую очередь затрагивают систему образования, которая является основным показателем развитости социума и одновременно катализатором его развития. В этих условиях основной целью среднего профессионального образования должно стать развитие творческого потенциала каждого человека как ресурса, обеспечивающего развитие общества, культуры, науки и производства [17, 22, 23].
Для того чтобы воспитать творческую личность, необходимо изменить устоявшиеся парадигмы образования, связанные в основном с накоплением уже готовых знаний, и создать условия для самореализации, саморазвития творческого потенциала каждой личности в процессе продуктивной деятельности. Наличие «творческих» качеств определяет результативность работы, влияет на профессионализм, является существенным при подборе кадров [3, 19, 21].
Для нашего исследования важным является утверждение В.В. Давыдова о том, что личность – это человек, обладающий определённым творческим потенциалом [2]. Подтверждение этому мы находим и в работе Ю.Н. Кулюткина. Творчество он рассматривает как процесс достижения результата, причём такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется. Этот процесс, по существу, и является творческой деятельностью личности, а творческий потенциал выступает её условием [6, 7].
Исследованием творческих способностей занимались В.И. Андреев, Л.И. Божович, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, В.А. Моляко и другие. Анализ работ учёных позволил отметить, что в основе современной науки лежит представление о человеке как о существе творческом (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Д.Б. Лихачёв, Я.А. Пономарёв и др. и именно в творчестве раскрывается сущность человека как преобразователя мира, творца новых отношений и самого себя. «Человек думает, что создаёт идеи, но в действительности они создают его», – писал К. Юнг, отмечая значение и роль творчества в становлении человека [25]. Поэтому проблема развития творческой личности активно разрабатывалась учёными в педагогике, психологии и других науках, а разработка теории творчества в целом и педагогики творчества в частности имеет широкий диапазон рассматриваемых направлений в этой области.
Применительно к процессу обучения И.Я. Лернер замечает: «Учащиеся в подавляющем большинстве случаев не создают новых для общества ценностей. Они воспроизводят ценности, уже обществу известные, и только в отдельных случаях на известном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя, могут создать ценности, новые и для общества» [8, с.41].
Творческая деятельность не является уделом избранных [15]. Это позволяет утверждать, что творческий потенциал учащихся можно и нужно развивать. Каждый ученик обладает в той или иной мере творческим потенциалом [16], а включение учащихся в учебно-познавательную деятельность творческого характера способствует их развитию, так как именно творчество служит основанием развития, выступает видом детерминации, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность как форму участия в нём человека, в развитых формах оказывается производством нового, но специфическими средствами; как правило, нелинейным процессом вероятной детерминации, реализуемым через природный и человеческий фактор [9, 18].
В основе успешного выполнения любой деятельности творческого характера, в том числе и самостоятельной и исследовательской, лежат индивидуальные процессы, задатки, способности, творческие способности или креативность, которые открывают беспредельные возможности развития личности (В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов).
«Творчество перестаёт быть уделом единиц. И школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны обучать учеников креативности точно так же, как обучаем их чтению или математике» [14].
По мнению исследователей способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
В настоящее время спорным остаётся вопрос о том, что можно считать способностью к творчеству или креативностью. Исследователи отмечают, что творческая деятельность предполагает не просто некие общие способности к ней, а разное сочетание специфических способностей.
М. Карне, С. Линнемайер выделяют, с их точки зрения, наиболее важные творческие способности, подлежащие развитию: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция [10].
Взяв за основу определение способностей, данное А.В. Петровским, мы считаем, что творческие способности – это такие психические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность обучающихся к деятельности творческого характера [11].
К творческим способностям, направленным на создание нового в процессе деятельности, относят и способность переносить ранее приобретённые знания, умения и навыки в новые ситуации, используя прежний опыт, способность видеть новые функции объекта (И.Я. Лернер) [8].
Способность действовать «в уме» – одна из наиболее важных творческих способностей (Я.И. Пономарёв) [13]. Исследователи утверждают, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий.
Разработанность, или, иначе говоря, точность, законченность, – это способность совершенствовать или придавать завершённый вид своему продукту [4].
Оригинальность, как правило, рассматривается как способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном анализе цепи аргументов.
Для осуществления самостоятельной и исследовательской деятельности студентам колледжа необходимо владеть определённой группой умений. В педагогической науке не существует единого понимания сущности умения. Анализ научных исследований и педагогической практики обучения в современной школе свидетельствует, что учёные раскрывают сущность умения через способности учащихся к какому-либо действию, направленному на творчество (А.Н. Леонтьев, Е.А. Милерян, Л.Ф. Спирин, А.В. Усова и др.); либо результат действия различной степени повторности (И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.); либо владение сложной системой психических и практических действий, как сознательного владения какими-либо приёмами деятельности (Ю.К. Бабанский, Л.Б. Гетельсон и др.). Все остальные определения сущности умения, имеющиеся в психолого-педагогической литературе, в основном перекликаются с вышеназванными. Мы придерживаемся определения, данного К.К. Платоновым [12]: «Умение – совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определённой деятельности или действия в определённых условиях». К.К. Платонов также отмечает, что проходя через ряд этапов развития, умения в конечном счёте, перерастают в мастерство и творчество. С нашей точки зрения это определение глубже и полнее отражает сущность умения при включении учащихся в исследовательскую деятельность, направленную на их творческое развитие. Исследовательская деятельность является комплексной деятельностью, поэтому для её выполнения учащимся необходимо владеть комплексными творческими умениями, включающими проективные, эвристические, исследовательские и интеллектуальные умения
К проективным относятся умения осознавать цель деятельности; планировать этапы предстоящей деятельности и действий; расширять область поиска за счёт обобщения, интеграции знаний; изобретение максимального числа вариантов облика объектов, идей, видов, конструкций; осуществление технологических процедур разработки макетов, моделей, проектов и т.п. [5].
Интеллектуальные умения есть осмысленное, осознанное выполнение специальных умственных и практических действий в творческой учебно-познавательной деятельности и включают в себя следующие: установление логических закономерностей; организацию информации и памяти; способности к наглядным представлениям; вариативные способы решения задач; умение задавать вопросы самому себе; открытость ума новому и другие [16].
Учебные исследовательские умения рассматривали многие учёные (В.И. Андреев, И.А. Игошев, В.В. Успенский и др.) и пришли к выводу, что – это умения, которые позволяют ученику выполнять действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и приближение к логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ науки. К таким умениям относятся: выдвижение гипотезы, самостоятельное наблюдение, самостоятельный поисковый эксперимент, проверка гипотезы и другие [15].
Эвристические умения относят к сфере высших интеллектуальных процессов – это такие мысленные и практические умелые действия, которые способствуют управлению производимой деятельностью, организации поиска решения и научному принятию решений.
Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, А.В. Коржуева, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Попкова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.; проблема формирования исследовательских умений обсуждается в трудах Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Варламовой, В.П. Кваша и др.
В сфере среднего профессионального образования самостоятельная и исследовательская деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других.
Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов колледжа и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время. Например, на аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа [24].
Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, считаем, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.
В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.
В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы) [1, 20].
Наиболее успешно проектная деятельность реализуется в Многопрофильном колледже на кружковой работе по программе «Основы предпринимательства», где студентов обучают теоретическим и практическим аспектам предпринимательства и бизнес-планирования. Задача руководителя кружка – дать не только теоретические знания по организации бизнеса, но и научить студентов генерировать инновационные идеи, доводить их до практического внедрения.
Актуальность затронутой темы объясняется тем, что развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества. Предпринимательство с одной стороны способствует формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а с другой – один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов, который обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее.
На занятиях по предпринимательской подготовке активно ведётся творческая деятельность по разработке предпринимательских проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.
Таким образом, организация обучения на основе самостоятельной и исследовательской деятельности способствует расширению сферы информационного восприятия и представления, формированию определенных творческие способностей, а также умений самостоятельного приобретения и применения знаний на практике, что способствует развитию личности каждого студента, формируя его творческую активность, самостоятельность, инициативность, мобильность.