Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE CONTENT OF MULTI-ETHNIC CLASSROOM TEACHER’S COMPETENCE IN CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

1
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
The article raises the problem of multi-ethnic classroom teacher competencies as determinants of psychological safety of the student in a multicultural educational environment. The author holds the idea that the success of the educational system of modern Russia is possible if its security experts, the competence of which is based on the integration of a number of crops. Substantiates the role of the classroom teacher in creating optimal micro-environment and developing a favorable moral and psychological climate in the classroom. The author describes the structural maintenance of the competence of a multi-ethnic classroom teacher and the necessity of its scientific research. Relevance of the article is associated with increased migration flows of internally displaced persons, refugees and migrant workers.
multicultural educational environment
psychological safety of the student
multi-ethnic classroom teacher competence

Существенное изменение в социально-культурной жизни человечества в конце ХХ века заставляет задуматься о возможных путях достижения взаимопонимания и неконфликтного сосуществования различных культур. В этом ключе, весьма оправданным является обращение к теории диалога и рассмотрение необходимости создания условий в образовательной среде для поликультурного развития личности в контексте диалога культур и цивилизаций, как одного из эффективных средств решения существующих противоречий.

Проблема поликультурности образования в современной России в последнее десятилетие обретает все большую актуальность в связи с усилением миграционных потоков вынужденных переселенцев, беженцев и трудовых мигрантов. Данная проблема представляет собой интегративный характер и изучается в контексте педагогики, психологии, философии, культурологии, социологии и других наук [5].

Современная школа превращается в поликультурное образовательное пространство. В научной литературе термин «поликультурное образование» используется в широком смысле слова, в связи с чем современные педагоги считают его неотъемлемым компонентом российского образования. Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» [4, с. 3].

Развитие поликультурного образования актуально для «большинства территориальных единиц России – республик, краев и областей, для больших и малых городов и сельских поселений. Проблема поликультурности актуальна и для Тульской области. Согласно данным региональной службы статистики, начиная с 2005 г., миграция в Тульском регионе носит положительный характер» [1, с. 45-46]. Начиная с 2014 года, увеличился поток беженцев из Украины. Тульская область приняла более 5 тысяч приезжих, которые получили жильё и работу в областном центре, а дети – возможность обучаться в тульских школах. Вполне очевидно, что среди детей мигрантов оказались представители разных национальностей, иной культуры и других традиций.

Вынужденная миграция, как правило, вызвана трагическими, в большинстве, военными событиями. Независимо от того, что является причиной, проблема вынужденной миграции всегда ведет к изменениям в укладе жизни и социальном статусе семей, появлению и проявлению школьной дезадаптации у детей мигрантов, межнациональной напряженности в группе сверстников. Все эти изменения сопровождаются эмоциональными переживаниями и нарушением психологического здоровья. Такое положение вещей создает дополнительные трудности для школьных учителей, которым, помимо выполнения основных своих функций, приходится регулировать взаимодействие между детьми и родителями разных национальностей. Успешное функционирование образовательной системы возможно при условии ее обеспеченности специалистами, компетентность которых основывается на интеграции ряда культур.

Процесс формирования полиэтнической компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого государства и региона, особенно для такого поликонфессионального и многонационального, каким является Россия. Именно полиэтническая компетентность личности определяет её продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с поликультурным обществом.

Полиэтническая компетентность – это интегративное качество индивида, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Следует признать тот факт, что современное образование как одно из главных государственно-общественных институтов, ответственных за развитие общества, готовит личность к общению и взаимодействию в полиэтнической реальности. Для российского образования полиэтничность – это социальный контекст общеобразовательных организаций, их функционирование с учетом языковых, культурных и духовных различий полиэтнического состава учащихся.

Своеобразным посредником в выстраивании отношений между учениками, учителями и родителями; создателем оптимальной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе выступает классный руководитель. Классный руководитель является ключевой фигурой при признании паритетности всех субъектов и участников образовательного процесса. Однако следует признать, что в «настоящее время ни одно педагогическое учебное заведение не осуществляет специальной подготовки классных руководителей для общеобразовательных учреждений» [2, с. 21]. Сложившаяся ситуация приводит к обострению противоречия между актуальным уровнем профессионально-педагогической подготовленности современного учителя и требований, предъявляемых к нему как классному руководителю в условиях изменяющейся поликультурной образовательной среды.

На наш взгляд, полиэтническая компетентность классного руководителя предполагает знание истории других национальностей, культурные особенности народов, уважение к ним и возможность учиться самому лучшему, что есть в других культурах; умение вести межкультурный диалог, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Между тем, многие из учителей-классных руководителей не имеют достаточных профессиональных знаний для обеспечения психологической безопасности школьников.

Нами выявлено, что требование к полиэтнической компетентности классного руководителя в практике современной школы не обозначено. Начиная с конца 90-х годов, внимание многих исследователей было направлено на изучение феномена толерантности, как фактора гармонизации межнациональных отношений. Однако в современных условиях нам нужна не толерантность, предполагающая готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, а повышение полиэтнической компетентности людей.

В связи с процессами модернизации российского образования, внедрением в образовательный процесс новых Федеральных государственных образовательных стандартов, значимости развития профессиональных компетенций у современных педагогов, формирование полиэтнической компетентности классного руководителя должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений по обеспечению психологической безопасности школьников [2].

Специфика профессиональной компетентности классного руководителя полиэтнической школы заключается в сформированности его компетенций в такой степени, которая является достаточной для выполнения его профессиональных обязанностей в специфических условиях многонационального контингента учащихся. Полиэтническая компетентность – это личностное качество современного педагога, которое представляет собой совокупность ценностно-смысловых установок, собственную позицию открытости к другим культурам, понимание и признание многомерности мира, готовность к деятельности в поликультурной образовательной среде и др.

Исходя из вышесказанного, профессиональное содержание полиэтнической компетентности педагога связано с такими аспектами, как:

– осознание поликультурных особенностей образовательной среды: национально-религиозной, возрастной, гендерной и иной принадлежности, и уважительное отношение к ним;

– способность действовать в соответствии с культурными особенностями субъектов образовательной среды, сохраняя свою культурную самобытность;

– способность организовать конструктивное межкультурное взаимодействие в коллективе и использовать межкультурные различия, чтобы обогатить культурный опыт субъектов взаимодействия;

– знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения личности, обусловленных ее культурной принадлежностью;

– способность обеспечивать поликультурную направленность учебно-воспитательного процесса, прогнозировать, предупреждать и разрешать межкультурные конфликты в коллективе [6].

Рассматривая полиэтническую компетентность применительно к деятельности классного руководителя, мы разработали структурно-содержательную модель полиэтнической компетентности классного руководителя, выделив в ней три наиболее значимых компонента: мотивационно-ценностный, коммуникативный и социально-перцептивный (рисунок).

kulik1.tif

Структурно-содержательная модель полиэтнической компетентности классного руководителя

Данная модель полиэтнической компетентности классного руководителя представлена как интегративная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность и готовность учителя осуществлять учебно-воспитательный процесс в поликультурной образовательной среде, и основывается на следующих положениях:

– полиэтническая компетентность классного руководителя представляет собой систему поликультурных знаний, ценностей и качеств, проявляющихся в доброжелательном, открытом и непредвзятом отношении к любой культуре и ее носителям;

– полиэтническая компетентность классного руководителя возникает на определенном уровне профессионально-личностного развития педагога;

– полиэтническая компетентность как интегральное свойство личности определяет успешность выполнения педагогической деятельности классного руководителя;

– полиэтническая компетентность классного руководителя включает три компонента – мотивационно-ценностный, коммуникативный и социально-перцептивный, каждый из которых представлен:

– компетентностями, относящимися к регулированию повседневной жизни и деятельности личности в поликультурном обществе,

– компетентностями, относящимися к выстраиванию взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами, эффективному решению всевозможных задач общения,

– компетентностями, обеспечивающими безусловное, безоценочное и позитивное восприятие учащихся и родителей своего класса;

– развитие полиэтнической компетентности классного руководителя – непрерывный процесс, в ходе которого ее содержательные компоненты претерпевают определенную динамику;

– развитие содержательных компонентов полиэтнической компетентности классного руководителя в единстве и определенной пропорции между собой, безусловно, определяет уровень развития классного руководителя как личности и педагога.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Мотивационно-ценностный компонент способствует созданию условий для функционирования способностей и включения ориентации классного руководителя на содержание внутреннего мира учащихся и интереса к познанию Другого, а также осознания своей личной и профессиональной позиции и включает следующие характеристики: направленность на другого человека; потребность в общении; представленность себя в профессиональном мире. Данный компонент отражает личностную позицию классного руководителя, его мировоззренческие ориентации, особенности ценностных ориентаций личности как в отношении самого себя, так и в отношении других людей и своей деятельности. Мотивационно-ценностный компонент является базовым в формировании социально-психологической компетентности классного руководителя.

Коммуникативный компонент определяется как совокупность умений и навыков классного руководителя, обеспечивающих его взаимодействие с учащимися, эффективное решение всевозможных задач общения. Коммуникативный компонент в структуре социально-психологической компетентности классного руководителя включает в себя такие характеристики, как: регулирование межличностных отношений в классе между учениками; установление эффективного взаимодействия между учителями-предметниками и учащимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса. Коммуникативные компетентности классного руководителя предполагают умение воспринимать, понимать и правильно оценивать партнера по общению; владение поощряющей и бесконфликтной формами общения; внимательное, доброжелательное отношение к участникам общения и др.

Социально-перцептивный компонент предполагает, что классный руководитель должен обладать системой социально-перцептивных компетентностей, проявляющихся по отношению к группе учащихся (школьному классу), которую он возглавляет. Успех в руководстве классом будет зависеть от наличия у него положительного отношения к учащимся и его целенаправленной повседневной работы. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание, эффективное взаимодействие и способствует развитию личности ребенка. Социально-перцептивный компонент предполагает наличие у классного руководителя готовности к безусловному, безоценочному и позитивному восприятию учащихся своего класса. Кроме того, социально-перцептивный компонент проявляется в высокой и гибкой самооценке классного руководителя, оптимальном уровне тревожности и адекватном выражении своих эмоций.

Таким образом, полиэтническая компетентность компетентность классного руководителя представляет собой сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержательными и качественными характеристиками. Необходимо отметить, что успешность деятельности классного руководителя зависит от сформированности всех трех компонентов в равной степени.

Все вышеизложенное позволяет констатировать тот факт, что в науке имеются существенные предпосылки для выявления взаимосвязи полиэтнической компетентности классного руководителя и психологической безопасности школьников в поликультурной образовательной среде. Учитывая социальную значимость, сложность и актуальность проблемы полиэтничности для общеобразовательных учреждений, возникает необходимость в проведении научных исследований полиэтнической компетентности классного руководителя в контексте психологической безопасности школьников в поликультурной образовательной среде.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №15-16-71005а/Ц.