Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE CASE STUDY IS A MEAN OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE DENTAL LABORATORY TECHNICIANS TRAINING

1 1 Kalinchenko E.I. 1
1 The Volgograd state medical university
The use of interactive forms and methods in education not only improves the level of knowledge, abilities and skills of students, but also opens their new opportunities, develops various abilities, which is a necessary condition for improving the competencies. The article discusses the experience of implementing the сase study method in vocational educational practice for dental technicians’ training. It defines the essence of this method and proves the effectiveness of its use in the implementation of the competence-based approach in the educational process.
case study
the competence-based approach
vocational education

В настоящее время происходят серьезные изменения в системе профессионального образования для обеспечения повышения качества подготовки выпускников и приведения, полученных ими компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей.

Внедрение компетентностного подхода в современном образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны [1, 2].

Цель среднего профессионального образования на современном этапе – это подготовка инновационн-ориентированных специалистов, формирование у них стремления к постоянному самообразованию: самообучению, самовоспитанию, саморазвитию.

Современные требования к результатам освоения программ подготовки специалистов среднего звена предусматривают обязательное внедрение компетентностного подхода, центральным понятием которого является компетенция. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний, что позволяет повысить их конкурентоспособность на рынке труда и готовность к работе в соответствии с требованиями потребителя.

Система образования в здравоохранении претерпевает сегодня серьезные изменения. Требования ФГОС СПО третьего поколения к профессиональной компетентности выпускников и объективные условия реальной практики в здравоохранении диктуют необходимость изменений в методологии среднего профессионального образования [4].

Инновационная педагогическая деятельность направлена на создание новой образовательной среды в ОУ на основе внедрения и использования современных образовательных технологий, которые помогают достичь лучшего результата в обучении.

Это касается и подготовки зубных техников, так как современный зубной техник – это специалист, знающий процесс изготовления протезов, умеющий адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самообразованию.

Федеральные государственные образовательные стандарты четвёртого поколения по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая в пункте 7.1 «Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена» определяют образовательные технологии, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода следующим: «...образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий ) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [6].

Среди основных типов инновационных образовательных технологий, чаще всего используемых в СПО выделяют:

– модульные технологии, в которых особый упор сделан на гарантированность, воспроизводимость результатов обучения, соответствующих той или иной единице производственного процесса;

– имитационные технологии, в которых воспроизводится фрагмент производственной деятельности как единица учебного процесса с упрощением или отбрасыванием условий и факторов, несущественных для данного этапа обучения;

– проектные технологии, позволяющие студентам в ходе групповой работы осваивать профессиональную деятельность в целом;

– общеразвивающие технологии и подходы (личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, информационные технологии), направленные на освоение ключевых (общих) компетенций и обеспечивающие профессиональную мобильность выпускников [3].

Имитационное моделирование широко применяется в системе профессионального медицинского образования.

Одним из примеров использования имитационного моделирования является метод кейс – стади (от англ. «Case study» – изучение ситуации), кейс-метод или метод конкретных ситуаций. Это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем [5].

Суть кейс – метода в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [1].

Кейс – это:

1. Кейс – это описание реальной ситуации.

2. Кейс – это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

3. Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Актуальность технологии анализа конкретной ситуации определяется тем, что данная технология предполагает решение конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор.

Непосредственная цель этого метода, совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Сегодня кейс-метод завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения обучающихся навыкам решения типичных проблем.

Данный метода относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение преподавателями актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Важность метода заключается в том, что он развивает целый ряд необходимых навыков у студентов:

– аналитические навыки: умение классифицировать полученную информацию, выделять основную мысль, анализировать, представлять и добывать нужные сведения, мыслить ясно и логично;

– практические навыки: уровень сложности, представленный в кейсе, способствует формированию навыков использования полученных знаний на практике;

– творческие навыки: поиски альтернативных решений, которые нельзя решить логическим путём;

– коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Умело применять наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, в споре с оппонентами, составлять краткий убедительный отчёт;

– социальные навыки: умение оценить поведение людей, умение слушать, поддерживать дискуссию и аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и др.;

– самоанализ: умение анализировать мнение других и своё собственное в процессе спора, разбираться в возникающих моральных и этических проблемах, чтобы в дальнейшем разрешить их.

При подготовке зубных техников преподаватели используют «мини-кейсы» с единственным возможным решением. В ходе работы над кейсом студенты читают и анализируют предложенную ситуацию; разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения.

Примеры мини-кейсов по учебной дисциплине «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности»:

Зубной техник спешил и для получения рабочей модели замешал гипс на воде с добавлением поваренной соли. Охарактеризуйте действия зубного техника. Допущены ли ошибки? Ответ обоснуйте.

При изготовлении базиса протеза на этапе полимеризации пластмассы зубной техник поместил кювету с пластмассовым тестом в кипящую воду. Изготовленный протез имел дефекты в виде пор в толще протеза. Какие ошибки допустил техник? Какой вид пористости образовался? Каков механизм образования пор?

При изготовлении металлокерамической коронки зубной техник при нанесении керамической массы на металлический каркас сначала положил дентиновый слой, затем эмалевый и провел глазурование. Оцените действия зубного техника, ответ обоснуйте. Перечислите этап нанесения креамической массы.

Планирование учебного процесса осуществляется таким образом, чтобы студенты участвовали в оценивании всех членов группы и были готовы к самооценке. Кейсы максимально задействуют всех студентов. Преподаватель при этом выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

Преимуществом метода кейс-метода является то, что в кейсе отражаются типовые ситуации, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни и с которыми студентам в будущем придется столкнуться как специалистам в процессе своей профессиональной деятельности.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение изучения профессионального модуля такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

С помощью этого метода студенты имеют возможность развить творческие и коммуникативные навыки, научиться работать в команде.

По нашему мнению, именно этот метод, лучше всего подходит для проведения практических занятий, семинаров по нескольким темам в рамках изучения профессиональных модулей.

Данный интерактивный метод обучения завоевывает положительный отклик со стороны студентов, так как дает возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических знаний и практических навыков, творчески применить свои профессиональные знания. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Таким образом, данный метод эффективно способствует формированию не только профессиональных, но и следующих общих компетенций:

– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них;

– брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;

– работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами, потребителями;

– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

– организовывать собственную деятельность.

Использование кейс-метода имеет достаточно широкие возможности в формировании компетенций будущих специалистов, позволяет повысить качество обучения, что подтверждает необходимость активного включения данной образовательной технологии в процесс профессиональной подготовки студентов – зубных техников.