Главной социальной задачей профессионального образования является удовлетворение потребности общества в рабочей силе и потребности отдельного человека в самореализации. На разных этапах развития общества характер и содержание этих потребностей были различны, поэтому профессия является достаточно сложным социальным феноменом, так как она включает в себя как объективное начало, обусловленное потребностью общества в определенном виде трудовой деятельности и ее результатах, так и субъективное – потребность (одну из фундаментальных) каждого человека в саморазвитии и самореализации.
Формирование личности происходит в определенных социальных условиях, те индивидуальные задатки, которые поощряются именно в данном конкретном обществе в определенный исторический период, с большой долей вероятности будут обществом и востребованы. Конкретный вид деятельности с одной стороны выбран каждым человеком индивидуально, с другой стороны, признан обществом как полезный и поощряемый [5]. Профессиональная деятельность для большинства людей является основным источником дохода, но, в отличие от общего образования, профессиональное образование не является обязательным, что означает известную долю свободы, которой обладает субъект при выборе профессии.
Профессия (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – «объявляю своим делом») – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы.
С точки зрения педагогической теории в понятие «профессиональное образование» включены профессиональное обучение, профессиональное воспитание и профессиональное развитие.
Профессиональное обучение в наиболее общем понимании – это «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)» [7]. Профессиональное обучение происходит рамках определенной педагогической системы, которую можно охарактеризовать как «сложную и непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, решающую образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели» [3,37].
Профессиональное воспитание включает в себя достаточно много этапов и компонентов, начиная от формирования у человека положительного и уважительного отношения к любому труду, потребности в труде, профессиональной ориентации, в том числе, выявления профессиональной пригодности (психодиагностическая и психопрогностическая оценка динамики развития личности и организма человека, его профессиональных способностей, в условиях его взаимодействия с профессиональной средой, самореализации в профессиональной деятельности), заканчивая такими специфическими характеристиками как, например, профессиональная готовность – «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить» [6,9], профессиональная адаптация (степень приспособления субъекта к условиям профессиональной среды и деятельности), в свою очередь, тесно связанными с профессиональным развитием.
Профессиональное развитие может рассматриваться и с позиции достигнутого уровня профессиональной мобильности – «способности и готовности человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств» [6,9]. Оно должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие ее профессиональных возможностей, для того, чтобы при включении в профессиональную деятельность человек мог бы в полной мере реализовать себя в профессии и в случае необходимости, по выражению Ю.А. Читаевой, «гибко реагировать на возможность ее перемены» [8].
Анализируя основные компоненты профессиональной подготовки дизайнера, на наш взгляд, следует в первую очередь рассматривать содержание ФГОС СПО [4] по направлению «Дизайн», где четко прослеживается взаимосвязь гуманитарных компонентов подготовки будущих дизайнеров с их конкретной профессиональной деятельностью в современном обществе. Данные компоненты являются необходимыми в любой профессиональной подготовке, в том числе в профессиональной подготовке дизайнера.
Формирование общих (универсальных) компетенций, как правило, связывают с преподаванием студентам-дизайнерам гуманитарных дисциплин. В Таблице 1. отражена взаимосвязь содержания гуманитарных дисциплин с формированием всех общих (универсальных) компетенций, представленных в ФГОС с учетом их соответствия отдельным видам профессиональной деятельности дизайнера.
Таблица 1
Соответствие общих (универсальных) компетенций видам профессиональной деятельности дизайнера
№ |
Вид деятельности в профессии «Дизайнер» |
ФГОС СПО |
|
Дисциплины |
Компетенции |
||
1. |
Проектно-аналитическая и производственно-технологическая деятельность |
Основы философии; Физическая культура; Иностранный язык; История; Психология общения (угл.) |
ОК 2., ОК 3, ОК 6., ОК 7., ОК 9., ОК 10 (углубленная подготовка), ОК 11. (углубленная подготовка) |
2. |
Информационно-коммуникативная деятельность |
ОК 1., ОК 3-8. |
|
3. |
Экспертно-консультационная и образовательная (преподавание и самообразование) деятельность |
ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 6., ОК 8., ОК 9., ОК 10 (углубленная подготовка), ОК 11. (углубленная подготовка). |
|
4. |
Инновационная (научно-исследовательская и творческая) деятельность |
ОК 2-3., ОК 10. (углубленная подготовка), ОК 11. (углубленная подготовка) |
Проектно-аналитическая и производственно-технологическая деятельность например, связана с умением «организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы (базовый уровень – типовые) выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» (ОК 2); «принимать решения (углубленная подготовка – решать проблемы и оценивать риски) в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» (ОК 3); «брать на себя ответственность (углубленная подготовка – ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу) за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий» (ОК 7.); «ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» (ОК 9.) [4]. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, история, психология общения, физическая культура.
В свою очередь, информационно – коммуникативная деятельность, связана с умением «осуществлять поиск (углубленная подготовка – анализ и оценку) и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» (ОК 4.); «использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» (ОК 5); «работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» (ОК 6) [4]. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, история, психология общения, иностранный язык.
Экспертно-консультационная и образовательная деятельность включает в себя способность «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК 1.), проявлять к ней устойчивый интерес»; умение «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» (ОК 8) [4]. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, история, психология общения, иностранный язык.
Инновационная (научно-исследовательская и творческая) деятельность, относительно новый вид деятельности для уровня СПО, связана с умением «организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы (базовый уровень – типовые) выполнения профессиональных задач», оценивать их эффективность и качество (ОК 2) с позиции поиска новых путей и средств (наиболее эффективных) осуществления профессиональной деятельности; «принимать решения (углубленная подготовка – решать проблемы и оценивать риски) в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» (ОК 3); «использовать умения и знания учебных дисциплин (в том числе профильных) федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в профессиональной деятельности» (ОК 10 – 11 (углубленная подготовка) [4]) для постановки и решения нестандартных профессиональных задач. Данные компетенции в рамках блока ОГСЭ формируются при освоении материала следующих учебных дисциплин: основы философии, психология общения, иностранный язык.
Ряд общепрофессиональных и специальных компетенций в определенной степени также формируется в процессе освоения гуманитарных дисциплин, как это показано в табл. 2.
Поэтому следует расширять содержание базовых гуманитарных дисциплин профильным, профессиональным материалом, преподаваемым студентам-дизайнерам с позиции усиления междисциплинарных связей не только внутри гуманитарного блока, но и в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами [1]. Также следует вводить дополнительные дисциплины за счет вариативной составляющей. С этой точки зрения наиболее целесообразными для базовой подготовки, на наш взгляд можно считать правоведение и историю культуры (и искусства), для углубленной подготовки – педагогику и психологию.
Комплекс названных мероприятий позволит [2]:
1. Избежать дублирующей информации, сформировать профессиональное мировоззрение.
2. Существенно повысить мотивацию студентов к изучению материала гуманитарных дисциплин как части будущей профессиональной деятельности.
3. Расширить кругозор и сформировать представление студентов о месте и роли их будущей профессии в обществе, в том числе о профессиональной деятельности как таковой (повысить профессиональную мобильность, обеспечить возможность смены профессии).
В целом это обеспечит ориентацию будущей профессиональной деятельности студентов-дизайнеров на конкретный социально-политический и культурно-исторический контекст, в котором она будет осуществляться.
Таблица 2
Взаимосвязь формирования общепрофессиональных и специальных компетенций с преподаванием гуманитарных дисциплин (ФГОС СПО)
Код компетенции |
Содержание компетенции |
Учебные дисциплины |
ПК 1.1. ПК 1.2. |
Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна. |
Философия; История; Иностранный язык. |
ПК 3.2. |
Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощением предметно-пространственных комплексов. |
Философия; История; Иностранный язык. |
ПК 4.2. ПК 4.3. |
Планировать собственную деятельность. Контролировать сроки и качество выполненных заданий. |
Философия; История; Иностранный язык; Физическая культура. |
ПК 1.3. (углубленная подготовка) |
Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования. |
Философия; История; Иностранный язык. |
ПК 2.1. (углубленная подготовка) |
Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. |
Философия; Психология общения; |
ПК 2.2. (углубленная подготовка) ПК 2.3. (углубленная подготовка) ПК 2.4. (углубленная подготовка) ПК 2.5. (углубленная подготовка) ПК 2.6.(углубленная подготовка) |
Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения занятия. Применять классические и современные методы преподавания. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. |
Философия; Психология общения. |