Искусство – в некотором смысле способ осмысления современности. Образование – это, прежде всего, система знаний. Применяя это к художественному образованию, получим следующее определение: художественное образование – это система знаний, позволяющая осмыслять современную жизнь. Мало кто будет спорить, что при всех усилиях преподавательского состава художественное образование сегодня от понимания своего предназначения в современной жизни, находится очень далеко. Однако, «Формирование эстетического отношения к продуктам человеческого труда – важная задача эстетического воспитания. Порой ещё и сегодня можно услышать, что красота создаётся только искусством. Нисколько не умаляя значение искусства, надо отметить, что и производственным трудом людей создаются отнюдь не меньшие эстетические ценности. Поэтому, несмотря на то, что социально-нравственное становление молодого специалиста многогранно, одна из граней – утверждение его творческого потенциала, способностей, как элементов культуры. Одна из главных задач эстетического и экологического воспитания – научить человека относиться к миру истинно по-человечески. Гуманизм – высшая цель эстетики» [3].
Цели образования, как писал М. Хайдеггер [5] формируются заказчиками и потребителями образовательных услуг. Это – государство, общество и личность. История показывает, что в России приоритеты государства и общества всегда были важнее интересов личности, в определенные эпохи, сводя их до величин воистину ничтожных. Пусть даже необходимость образования в первую очередь проистекает из сущности человека, осознавшего неизбежность изменений вокруг себя, и является формой самоутверждения самого человека – долгие годы в нашей стране она полностью зависела от задач государства. В соответствии с этими задачами формирующими общество – прямо противоположно европейской модели, где общество формировало государственные структуры в соответствии с общественными задачами. Личности только и оставалось, что приспособляться, самоутверждаясь в создаваемых продуктах труда, которые, в данных условиях, только до некоторой степени можно было считать индивидуальными.
Наверное, во многом именно благодаря этой исторической особенности России, сегодня стал настолько популярен метод проектов или метод проблем. Предложенный американским философом и педагогом в Дж. Дьюи в 20-е годы ХХ столетия в США, он родился из главной идеи американского образования о приоритетности интересов личности в процессе обучения перед интересами общества и государства. Распространившись по всему миру, сегодня его можно смело назвать модным и для России. Собственно, именно приоритетность личности в процессе обучения (по методу проектов) когда-то не дала ему возможности выжить в России. Разработанный педагогом С.Т. Шацким еще в 1905 году в России [1], он был достаточно широко распространен в дореволюционной и постреволюционной педагогике России вплоть до 1931 года в СССР, пока не был запрещен государством.
Прагматическая направленность на результат, который нужно получить при решении той или иной конкретной задачи, развитие умений по самостоятельному поиску информации и развития профессиональных навыков, которые в дальнейшем можно применять уже при решении следующих задач – на самом деле вкладывает в руки преподавателя творческих специальностей воистину почти волшебные инструменты саморазвития и самообразования. Вооруженные которыми будущие творцы и художники могут гораздо более уверенно и подготовлено отвечать на такие, уже общественно значимые, напряженные и зачастую взаимоисключающие вопросы как «что должен делать здесь художник?» и «что должен сделать здесь я?». Вопросы, которые рано или поздно встают перед каждым творцом. Ради решения поставленных вопросов, собственно говоря, вообще когда-то родилось институционально художественное образование. Ведь на самом деле только среди людей, в обществе и государстве, данные вопросы имеют не просто смысл, но еще ведут за собой конкретное вещественное воплощение в реальных творческих продуктах. Вырабатывая привычки организации знаний, критического мышления и конструирования реального решения и физического объекта, – метод проектов одновременно помогает развиваться самостоятельному творчеству студентов. В конечном счете – приводя не только к умению обучаемой личности легко адаптироваться к переменам в быстро изменяющемся постиндустриальном обществе, но одновременно превращаясь в дополнительный фактор воздействия на жизнь самого этого общества. Будет ли это воздействие со знаком плюс или минус? А вот это зависит уже не только от личности и ее индивидуальных выборов, а еще и сформированных вокруг нее и ясно выраженных задач, требований и возможностей социума. Без этого энергия молодости может выбрать русло для своего проявления не самые приемлемые и адекватные.
Кооперация в современном обществе сегодня получает все большее развитие. А само сотрудничество признается одним из значимых, потому что в данном случае главным фактором, позволяющим объединяться к социальному действию, выступает человеческое доверие. Именно эта гуманистическая составляющая все больше становится двигателем и отличительной чертой постиндустриального общества. В нем творческое отношение к труду, уважение к личностям и партнерам, самоценность культуры, свободы и иным от имеющейся у данной личности способам осмысления, отношения и работы в мире – признается чрезвычайно важным. Отметим также, что социальные технологии кооперации в учебной деятельности помогают подойти к реализации сущности дизайна. Так как «дизайн – это процесс преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой, а дизайнерское проектирование, – это сотворение, которое идет не только от того, что желает потребитель, но и от мировоззрения создателя проекта, его ценностей» [4]. Поэтому, чем шире опыт взаимодействий личности, чем больше накоплено ею реализованных (общих или индивидуальных) проектов по решению проблем социума, которые одновременно с пользой индивидуальной (в виде хорошей оценки за учебное задание) приносят удовлетворение социальное (пользы для людей, вроде бы непосредственно не знакомых и не влияющих непосредственно на его жизнь). Тем смелее и решительнее в будущем будет такой студент действовать в окружающей его жизни и собственном творчестве. Это, собственно, если иметь в виду двух остальных заказчиков и потребителей образования (то есть, государство и общество) – является главной задачей образования вообще и художественного в частности.
Используя социальные технологии, как методы воздействий, применяемых для достижения поставленных целей и решения назревшей социальной проблемы, кооперация Института искусств НГПУ и юношеской библиотеки г. Новосибирска организует ряд социальных проектов. Такое партнерство в проектной деятельности дает возможность не просто рассказывать о пользе метода проектов в кооперации учебной деятельности двух учреждений образования, но и позволяет говорить о необходимости расширения и более широкого внедрения подобных проектов в социальное взаимодействие. Прежде всего, исходя из задачи воспитания в учащихся потребности самостоятельного творчества, в процессе работы над которой необходимо учитывать социальное взаимодействие, так как оно является основной жизненной потребностью человека – человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные позиции.
Если вспомнить, сколько негативных высказываний о безынициативности и неумении современной молодежи ставить перед собой цели приходится слышать от преподавателей высшей школы, то становится понятно, что сегодня, пожалуй, именно эта задача решается труднее всего. В подтверждение чему можно привести вполне конкретный и недавний пример из практики нашего сотрудничества. В рамках Второй межрегиональной выставки-конкурса «Красный проспект» (2014 год), которая проводилась совместно с Новосибирским отделением Союза художников России, Новосибирским Художественным музеем и Новосибирской областной юношеской библиотекой (так же партнером ИИ в последние годы) 12 сентября в конференц-зале библиотеки была организована площадка кафедры искусствоведения «Связь и взаимодействие разных художественных поколений». Докладчиками и участниками на ней были искусствоведы и художники, приехавшие из разных сибирских городов, а так же, добившиеся широкого признания художники и искусствоведы Новосибирска. Все как один – известные, состоявшиеся и высокопрофессиональные. Вот несколько имен. Приехавший из Омска, к.ф.н., искусствовед Владимир Федорович Чирков. Лариса Григорьевна Данилова, заместитель директора Художественного музея Новокузнецка, С. П. Голикова, заместитель директора по научной работе Новосибирского художественного музея. М. С. Омбыш-Кузнецов, В. С. Бухаров, С. С. Мосиенко. А так же многие другие – из Улан –Удэ, Горно-Алтайска, Томска, Красноярска. Приятным сюрпризам этого дня для организаторов стало большое количество учащейся молодежи из художественных учреждений (зал на 100 человек не смог вместить всех желающих), что вроде бы должно было означать, что профессиональный разговор на эту серьезную тему творческой молодежи нужен. Завершить мероприятие должна была дискуссионная площадка на тему «Молодежное изобразительное искусство: проблемы связей поколений и перспектив развития». Но, сколько бы ведущие дискуссионной площадки не рассказывали о проектах, адресованных молодежи, и не просили задавать вопросы и поднимать руки – зал в ответ безмолвствовал. Так и осталось непонятным: то ли так страшно вслух признаться в своих высоких притязаниях; то ли так стыдно себя художником назвать в присутствии уже состоявшихся и маститых? Но грустно в любом случае. Потому что искусство и творчество в первую очередь подразумевает смелость. А если смелости не хватает даже на то, чтобы произнести вслух то, что искусство считаешь своей профессией, то поверить в то, что у такого творца хватит решительности на то, чтобы создать нечто неожиданное и новое – нет вообще.
Социальные проекты направлены не только на организацию дискуссионной площадки, творческой молодежной выставки, но и на компетентную оценку авторитетного жюри, в лице заслуженных художников РФ – это дает оценку творческой деятельности как студентов, так и их преподавателей. В арт-фестивале «Нескучная Классика» (2014 год) студент института искусств НГПУ Владимир Федоров (преподаватель В.В Бушков) за серию плакатов, выполненных в жанре комиксов на тему «Герои среди нас» – стал победителем. В графическом проекте студента была затронута проблема самых низкооплачиваемых, но так необходимых нашему обществу профессий: учитель, врач, пожарник, милиционер, дворник. Автором графически представлены жизненные сюжеты, где в определенной экстремальной ситуации проявляется героизм людей обозначенных профессий. Комиссии понравились и проекты студентки института искусств НГПУ Луизы Яковлевой (преподаватель В.Д. Еськов). За плакаты «Щелкунчик» и «Портрет музыканта» – она получила второе место.
Сегодня юношеская библиотека и Институт искусств НГПУ организовывают еще два совместных проекта. Первый направлен на популяризацию и продвижение книг, чтения и самой библиотеки в среде молодежи – так как определена проблема «нечтения» в России. Смысл и ценность чтения для многих молодых людей сегодня кажется далеко небесспорными. И хотя это никак не отменяет ценности самого чтения и книг, но, к сожалению, серьезно влияет на популярность книг и чтения, уже заметно влияя как на общество в целом, так и на развитие отдельного человека в частности. В рамках проекта студентам предлагается продумать и разработать самостоятельно на эту тему молодежные дизайнерские и художественные решения, привлекающие внимание как формой исполнения (плакат, комикс, карикатура, любой графический или живописный проект), так и его содержанием. Сотрудниками НОЮБ заранее подготовлены забавные короткие тексты, дающие возможность, для тех, кому это может понадобиться, как-то оттолкнуться, чтобы затем творить самостоятельно. Или же использовать в качестве основы для своего творчества, которое затем будет визуализировано. Рассмотрим вероятные, но не обязательные темы для комиксов и плакатов совместного проекта института искусств НГПУ и НОЮБ «Продвижение чтения, книг и юношеской библиотеки». Продвижение как шоу на тему Севильского цирюльника (гоблиновский перевод):
Глубокий экзистенциальный, финансовый и образовательный кризис, в котором оказалась Монтесеррат (Плачедо, Альф)). Не разбираясь в книгах, не умея пользоваться каталогами и библиографическими описаниями, не находя нужной информации в электронных ресурсах – и видя вокруг себя других людей, которые с книгами в руках легко, в отличие от него (ее), решают свои проблемы, повергает ее (его) в состояние почти полной потери рассудка. Во время приступа он (она), жонглируя книгами, надевая книги наголову, строя из них башни и карточные домики, в общем, все далекое от нормального употребления книг, поет арию:
– Я не знаю, что мне еще нужно и как это делают они, потому что они-то говорят о библиотеке, книгах и чтении как о любви!
Я не знаю, что мне нужно и как именно это делают они! Но когда они обсуждают это и говорят, то из-за названия каждой книги я краснею, после имени любого автора я трепещу – потому что в сердце моем ужас и горечь от одних только этих слов: библиотека, чтение, книги и к ним их огромная любовь!
Это необъяснимо, но желание чтения все сильнее и сильнее волнует меня… И я не знаю, что мне нужно и как насколько нужно это другим, но хочу получить то же самое, что уже умеют они!
Они говорят о чтении, просыпаясь и когда отходят ко сну, и уносятся в небо звуки их слов о книгах и литературе, как поклонение богу, с которым я знаком и не дружу … Если не найдется того, кто объяснит мне зачем это все – то не нужны мне все эти книги, чтение, литература и моя к ним, может быть, даже вероятная любовь!
После чего, на грани сумасшествия, пытается заколоть себя кинжалом, но, в конце концов, с гневом яростно пиная стеллаж с книгами, убегает, осыпаемый книгами, придерживая юбку (или штаны).
В качестве резюме. Меланхоличный молодой человек в красном бентли говорит, глядя ей (ему) вслед, из полуоткрытого окна в машине: – А всего-то и нужно было придти в юношескую библиотеку…
Рекомендации. Работайте над мифом и сюжетом. Создавайте новые повороты и будьте больше чем мифом, религией новообращенных. Исполнителей превратите в героев, сделайте театральное действие из повседневности. Интрига и провокация, чувство и тайна, пена чая, срез земляники, удар картофельного пюре фактура – это никогда не скучно. Новости должны, скорее, напоминать сплетни, театральные обзоры и реплики актеров. Непринужденность игры, неотрепетированные жаркие поцелуи. Превосходство стоящих перед камерой над теми, кто писал сценарии. Придумайте себе занимательную роль в фабуле. Разместите себя в сюжете.
Лаконичная библиософия, бибафоризмы:
Сенсация: образовательные и финансовые задачи связаны. Возделывая огород своей души, нашел сокровище… А может, по осени продал с большой выгодой урожай?
Библиотека – скромное происхождение не препятствует успеху.
Постановка впечатлений. Приготовление знаний. Гарантия – вечность. Библиотека.
Библиотека: уйду в отставку спустя 10 лет после смерти.
Возникнув из ничего, играю не по правилам (а еще совершенно бесплатно выдаю на дом книги!)
Ставим впечатления. Проверяем удовольствия. Готовим способности. Испытываем ценности последние 40 лет. Учу жить хорошо и красиво. Юношеская библиотека.
Объезжаю даже самые строптивые книги. Юношеская библиотека.
Книга, как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучше не придумаешь. Нет ничего менее известного, чем опубликованное.
Не было еще времени, когда ТАК нужны были каждому чтение и письмо.И не надейтесь обойтись без книг!
Библиотека – культурная морозилка про запас.
Меньше всего книг продают в Англии. Там их берут в библиотеках.
Книги – это гербарий всех человеческих чувств и страстей, существовавших в мире.
Книги – это шубы, прикрывающие нас от холода невежества.
Не имея возможности переделать мир, некоторые хотят его переписать.
Библиотека – Мекка впечатлений, пункт назначения и цель интеллектуального паломничества. .
Инструкции по привлечению, поимке и содержанию читателей в библиотечных условиях
Магазин впечатлений. Бар гения.
Экстрим чтения. Чтение в стиле ВДВ (морских пехотинцев).
Космическое впечатление – книга.
Книжный пленер.
Сказка о библиотечном духе и книжном гении.
Каждая книга – это фабрика смыслов.
Второй проект предполагается создавать в актуальных для молодежи формах – комикс, плакат, карикатура, он имеет сразу несколько целей. Первая из них возлагает надежды на изменение студенческих установок к учебе: отношение к посещению занятий; безразличное и нетворческое, лишь бы отделаться, выполнение учебных заданий; страх высказывания собственного мнения и т.д. Данный проект целиком и полностью базируется на разработках социальной психологии. Согласно им, изменение и усиления личной позиции можно добиться, несколькими способами: подвергнуться мягкой атаке со стороны своих убеждений; сделать свою позицию главной, оспаривая убеждения других и потому развивая контраргументацию – но всегда делая это гласно и доступно для обсуждения другими. Причем, как выяснено в широкомасштабных исследованиях и экспериментах инокуляции (прививки от чужих убеждений), не имеет значения даже то, насколько сам говорящий считает данную позицию верной. В процессе коммуникации он всегда невольно склоняется к тому, что вынужден высказывать, что такова его точка зрения. Именно этот психологический фактор воздействия было решено взять за основу при реализации данных совместных проектов. «Преподаватель, как вдохновитель к действованию, знает, что студент имеет собственное Я, главное предоставление возможности этому Я проявляться, здесь самоактуализация выступает как процесс актуализации своих возможностей» [2]. Никаких ограничений для участников в ходе реализации проекта не подразумевается. Актуальны собственные проекты, согласно заданной концепции.
Таким образом, социальные технологии и кооперация в учебной деятельности повысят мотивацию, творческую составляющую и самостоятельность студентов. Решение общественных и учебных задач одновременно, использование полученных художественных навыков для решения социальных проблем должно привести к изменению самомотивации студентов, увеличению интереса к обучению творческим дисциплинам и самостоятельному получению знаний.