Результат обучения студентов пищевого вуза – это сформированные у будущих бакалавров пищевой индустрии профессиональные компетенции, которые определяются современным стандартом образования [4].
В работе нами рассматривается модель формирования исследовательских компетенций, являющихся составной частью профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, как одной из профессиональных видов деятельности для бакалавров пищевой индустрии [4].
В педагогической науке разработаны различные подходы к организации процесса формирования исследовательских компетенций и его содержанию.
Н.В. Сычкова предложила модель процесса формирования учебно-исследовательской деятельности. Ею предложены факторы эффективности процесса формирования учебно-исследовательской деятельности, педагогические условия процесса реализации процесса формирования учебно-исследовательской деятельности, этапы формирования учебно-исследовательской деятельности: мотивационно-целевой, этап теоретических знаний, операционно- деятельностный, творческий) [7, с. 37-38].
С.П. Арсенова представляет модель процесса формирования исследовательских умений студентов в виде следующих этапов: выявление исходного уровня развития того или иного умения на основе результатов выполнения студентами специально разработанных тестов, мотивация деятельности студентов с целью принятия ими задачи п по формированию соответствующего умения, ознакомление студентов с содержанием умения, способами осуществления действий, показ выполнения в рамках программных курсов, спецкурсов, организация отработки (практического использования) умений, выполнение студентами заданий, требующих самостоятельной разработки способов решения поставленной задачи, оперативная проверка и корректировка деятельности студентов с использованием специальных заданий на контроль, закрепление и совершенствование умений посредством проведения студентами самостоятельного исследования, результативный контроль, оценка сформированности у студентов исследовательских умений [1, с. 124-126].
О.В. Ушакова рассматривает формирование исследовательских компетенций школьников при обучении биологии и химии как результат учебной и внеучебной деятельности [8].
Ю.А. Верхотурова рассматривает формирование исследовательских компетенций у будущих работников социальной сферы при проведении мастер-классов, составлении технологических карт, при проведении специальных курсов по их формированию [2].
Т.А. Шкерина анализирует формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров – педагогов-психологов в вузе [9], Е.В. Новикова – бакалавров-биотехнологов в процессе внеучебной деятельности [3].
Теоретический анализ проблемы исследования выявил противоречие между требованием стандарта образования нового поколения по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» и недостаточной освещённостью проблемы формирования исследовательских компетенций бакалавров по данному направлению подготовки. Это позволило нам разработать и обосновать модель формирования исследовательских компетенций как части профессиональных компетенций бакалавра индустрии питания.
Содержание нашей модели обусловлено наличием как внешних, так и внутренних условий, влияющих на процесс обучения студентов при формировании исследовательских компетенций. К внешним условиям можно отнести такие как переход на модернизацию и инновацию в экономическом развитии общества, социальный заказ со стороны родителей, самих обучающихся и работодателей, вводимые стандарты образования нового поколения, требующие иных методов и технологий к процессу обучения. К внутренним условиям можно отнести методологию формирования исследовательских компетенций. Это цели, формы и методы обучения, содержание образования. И как результат – сформированные исследовательские компетенции бакалавров по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания».
Предлагаемая нами модель формирования исследовательских компетенций бакалавров включает четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный.
Целевой блок определяет предмет формирования, а именно, формирование научно-исследовательских компетенций, как части профессиональных компетенций бакалавра пищевого производства. В стандарте нового поколения представлены будущие профессии выпускников по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания». Среди них такие, как заведующий производственно-технической лабораторией, инспектор служб по контролю и сертификации продовольственного сырья, полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции, инженер-технолог. Поэтому будучи инженером-технологом, заведующим лабораторией, или инспектором по контролю, специалисту необходимо владеть научно-исследовательскими компетенциями, чтобы высоко квалифицировано выполнять свою работу в условиях инновационной экономики.
В целевой блок мы включили также формирование мотивации к исследовательской деятельности, осознание студентом значимости знаний об исследовательской деятельности, изучение студентами логики научного познания, развитие личностных качеств к исследовательской деятельности, формирование рефлексии как способа самоконтроля студента и корректировки исследовательской деятельности.
Содержательный блок основан на ФГОС ВО по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» и включает предметное содержание специальности и дисциплины, при изучении которых идёт формирование компетенций, связанных с исследовательской деятельностью.
В следующей таблице представлены научно-исследовательские компетенции и дисциплины их формирующие, где прослеживается взаимосвязь между научно-исследовательским характером этих дисциплин и профессиональными компетенциями, связанными с научно-исследовательской деятельностью.
Дисциплины, формирующие научно-исследовательские компетенции
Профессиональные компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью |
Дисциплины, формирующие профессиональные компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью |
Умеет проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30) |
«Основы исследовательской работы», «Реология пищевого сырья», «Структурно-механические характеристики пищевых продуктов», «Пищевая химия», «Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности» |
Способен изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по производству продуктов питания (ПК-31) |
«Основы исследовательской работы» «Новые продукты питания» «Контроль качества пищевых продуктов» «Научные основы применения холода в производстве пищевых продуктов» |
Способен измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; выпускник должен владеть статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведённых исследований (ПК-32) |
«Основы исследовательской работы» «Научные основы применения холода в производстве пищевых продуктов» «Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности» |
Организационно-деятельностный блок включает методологию формирования исследовательской компетенции, формы деятельности студентов, этапы формирования исследовательской компетенции, педагогические условия, необходимые для реализации модели формирования научно-исследовательской компетенции.
Методология формирования исследовательской компетенции определяется педагогическими подходами, принципами, методами и средствами.
Проблемный подход обеспечивает формирование научно-исследовательских компетенций в процессе разрешения проблемных ситуаций профессиональной направленности, связанных с исследовательской деятельностью.
Системный подход может позволить нам создать целостную взаимосвязанную структуру формирования научно-исследовательских компетенций.
Личностно-ориентированный подход ставит во главу угла личность обучаемого, его реализацию в профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности.
Компетентностный подход лежит в основе реализации ФГОС, который предполагает формирование блоками – модулями профессиональных компетенций, являющихся результатами учебного процесса подготовки специалиста.
Контекстный подход позволяет осуществить подготовку специалиста в контексте его будущей профессиональной деятельности и нацелить образовательный процесс на формирование научно-исследовательских компетенций, являющихся важной составляющей профессиональной подготовки специалиста «Технология продукции и организация общественного питания».
Выделенная совокупность подходов реализуется через единство принципов: системности, научности, интеграции, профессиональной направленности, органолептичности, инструментальности, новаторства.
Все принципы обучения взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, будучи в комплексе, они могут обеспечить успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения.
Основные методы обучения, используемые нами – это проблемный, исследовательский [10], модульно-компетентностный [5]. В качестве средств обучения нами используются следующие: учебно-практическое пособие «Химия», сборник лабораторных работ по аналитической химии и физико-химическим методам анализа, физической и коллоидной химии [6], компьютерные средства, лабораторное оборудование.
Формы деятельности студентов определяются учебными дисциплинами, спецкурсами, производственной практикой. Поэтому она представляется нами как аудиторная, внеаудиторная и научно-исследовательская деятельность.
Формирование научно-исследовательских компетенций в учебно-исследовательской деятельности реализуется через следующие виды работ: лекции, лабораторные практикумы при изучении естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Во внеаудиторной деятельности – это индивидуальные задания по выполнению исследовательской работы, участие студентов в научно-практических конференциях, в конкурсах научных работ студентов, участие в грантах, самостоятельная исследовательская практика в лаборатории, подготовка докладов, научных презентаций для выступлений на научных конференциях.
Научно-исследовательская деятельность может быть представлена как производственной практикой, так и курсовой или расчётно-графической работой.
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность студентов в большей степени обеспечивается блоком дисциплин математического и естественнонаучного цикла, так как в основе пищевых технологий лежат физико-химические процессы, а также профессиональных дисциплин, обеспечивающих процесс формирования компетенций на протяжении обучения студентов в вузе. Это такие дисциплины как «История развития науки о питании», «Концепция здорового питания», «Основы исследовательской работы», «Пищевая химия», «Методы анализа пищевых продуктов», «Физико-химические основы технологических процессов пищевой промышленности», «Научные основы применения холода в производстве пищевых продуктов», «Реология пищевого сырья», «Структурно-механические характеристики пищевых продуктов». Эти дисциплины очень тесно связаны с такими курсами как «Органическая химия», «Неорганическая химия», «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», «Физическая и коллоидная химия», «Биохимия». Многие процессы пищевых производств подчиняются закономерностям физической и коллоидной химии.
Исследовательские компетенции бакалавра по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» формируются непрерывно и последовательно на соответствующих этапах процесса обучения. Нами рассматриваются следующие этапы формирования научно-исследовательской компетенции: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, профессионально-деятельностный, оценочно-рефлексивный.
Мотивационно-целевой этап обеспечивает развитие мотивации, потребности к научно-исследовательской деятельности у будущих бакалавров пищевого производства, стремление к личностному самосовершенствованию, студенты знакомятся с логикой научного познания и методами получения научной информации, формируются наряду с профессиональными компетенциями и общекультурные.
Когнитивно-деятельностный этап включает формирование компетенций, без которых невозможна научно-исследовательская деятельность: знание основ информационных технологий, владение языками, умение работать в группе, вести дискуссию, способность к продуктивной деятельности в условиях разных видов деятельности (аудиторные занятия, внеаудиторные занятия, научно-исследовательская деятельность). Эти компетенции, являющиеся частью научно-исследовательских компетенций формируются также при изучении дисциплины «Основы исследовательской работы», находящейся в содержательной межпредметной связи с дисциплинами профессионального цикла, формирующими исследовательские компетенции (см. табл.)
Профессионально-деятельностный этап – это применение сформированных научно-исследовательских компетенций в условиях профессиональной деятельности, когда происходит применение сформированных научно-исследовательских компетенций в условиях самостоятельной исследовательской деятельности в научной лаборатории при прохождении практики, а также через выполнение студентами индивидуальных исследовательских заданий, их участие в научно-исследовательских, научно-производственных и инновационных проектах. Перед студентами ставятся задачи по разработке рекомендаций по совершенствованию технологического процесса с целью понижения себестоимости продукции, повышении производительности, улучшения условий труда и т.д.
Рефлексивно-оценочный этап обеспечивает объективную оценку уровня сформированности научно-исследовательских компетенций со стороны преподавателя и осознание процесса формирования научно-исследовательских компетенций со стороны студентов будущих бакалавров пищевого производства.
Нами разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели: готовность педагогов к формированию научно-исследовательских компетенций, использование активных и интерактивных технологий, разработка и внедрение учебно-практического пособия «Химия» сборник лабораторных работ по аналитической химии и физико-химическим методам анализа, физической и коллоидной химии, внедрение этапов формирования научно-исследовательских компетенций, наличие учебно-методического обеспечения, разработка оценочных средств сформированных научно-исследовательских компетенций.
Результат сформированности научно-исследовательских компетенций бакалавра пищевого производства выражается в постоянной потребности к самостоятельной, научно-исследовательской деятельности, в их системном проявлении при решении учебных задач и в условиях профессиональной деятельности, в понимании сущности, структуры, роли и места научно-исследовательской деятельности бакалавра, в объективной самооценке уровня сформированности системы научно-исследовательских компетенций. Сформированные научно-исследовательские компетенции бакалавра пищевого производства являются базой для их развития при дальнейшем обучении на второй ступени высшего образования и далее в аспирантуре или в профессиональной деятельности.