Увеличение объема профессионально значимой экономической информации в последнее время требует сформированности у студентов качеств, которые позволяют им самостоятельно решать задачи в разных предметных областях. Эти качества формируются в учебно-познавательной деятельности студентов. Между тем, условия эффективной деятельности будущих бакалавров в области экономики по-прежнему остаются не определенными в полной мере.
В процессе исследования анализ учебно-познавательной деятельности показал, что на каждом этапе процесса обучения в вузе постепенно усложняются учебные задачи, возрастает доля самостоятельности студентов, репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности меняется на продуктивный и творческий. Однако, целенаправленная работа по формированию учебно-познавательной деятельности студентов проводится неэффективно, студенты оказываются неподготовленными к каждому этапу обучения. В результате этого наблюдается потеря интереса к учебно-познавательной деятельности, низкий уровень ее сформированности. В этой связи возникает необходимость выявления организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений.
Повышение эффективности формирования учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается не только качеством подготовки на каждом этапе обучения, но и тем, как осуществляется связь этих этапов. Исследование основ преемственности учебно-познавательной деятельности позволит понять особенности этого процесса и решить актуальные проблемы, существующие в его организации.
Проблема преемственности в обучении трудна для исследований, и главная причина этих трудностей обусловлена многоаспектностью понятия преемственности (философские, педагогические и другие аспекты).
Преемственность как философская категория рассматривалась в исследованиях Э.А. Баллера [1], Г.И. Исаенко [5] и др. и связывалась с понятиями «связь», «движение» и «развитие». Преемственность формирования учебной деятельности студентов в ходе профессиональной подготовки рассматривается в работах Н.Г. Барышниковой [2] (в процессе изучения лингвистических дисциплин), В.П. Жуковского [4] (в ходе военной подготовки), Л.В. Шкериной [10] (в процессе математической подготовки). Исследования Е.Л. Осоргина [9], Ю.А. Кустова [6] и др. посвящены проблеме качества профессиональной подготовки специалистов на основе преемственности. Проблема преемственности экономического образования рассмотрена в исследованиях О.Р. Гросс [3], А.Э. Николаевой [7], Л.Я. Осиповой [8] и др. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в последние годы проблема преемственности активно разрабатывается, между тем преподаватели вуза недостаточно обеспечены научно-методическими рекомендациями по реализации преемственности учебно-познавательной деятельности студентов.
Целью исследования является разработка модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений, позволяющей повысить уровень профессиональной подготовки студентов вузов.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки студентов экономических направлений вуза.
Предмет исследования – преемственность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Гипотеза исследования: повышение уровня профессиональной подготовки студентов вузов может быть обеспечено, если реализуется модель преемственности учебно-познавательной деятельности студентов.
Материалы и методы исследования
Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: анализ и синтез, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностическое тестирование, методы математической обработки данных. Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимосвязи, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных показателях.
Для решения проблем повышения уровня профессиональной подготовки бакалавров экономики в соответствии со структурными элементами процесса преемственности нами разработана модель преемственности учебно-познавательной деятельности, которая включает 5 блоков: целевой блок, содержательный блок, методический блок, инструментальный блок, результативный блок. В ходе экспериментальной работы для реализации разработанной модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов вуза предусматривается наличие определенных организационно-педагогических условий:
1) учет уровня знаний, умений и навыков студентов на каждом этапе профессиональной подготовки;
2) разрешение противоречия между способами учебных действий, которыми овладел студент на предыдущем этапе, и способами действий, которые необходимы на данном этапе;
3) насыщение образовательного процесса содержанием, методами и средствами профессиональной деятельности.
Комплексный характер выделенных условий определяется их взаимным дополнением друг друга, в связи с этим можно сделать вывод, что обеспечение эффективности учебно-познавательной деятельности возможно только при реализации комплекса условий.
Структура методики оценки эффективности процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов в группах состояла из следующих компонентов:
1) определение исходного уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;
2) определение конечного уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;
3) нахождение абсолютного прироста уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;
4) вычисление среднего исходных уровней профессиональной подготовки студентов;
5) математическая обработка полученных результатов.
Всего в экспериментальной работе приняли участие 125 студентов, обучающихся по экономическим направлениям. В ходе эксперимента для обеспечения преемственности мы создавали условия для взаимодействия образовательных систем вуза, осуществляющих развитие мотивов, знаний, умений, навыков и способов деятельности студентов. Движущими силами в этом процессе выступало вновь возникающее несоответствие между достигнутым и требуемым, реальным и желаемым уровнем сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы проводили эксперименты: констатирующий и формирующий.
Констатирующий эксперимент проводился на диагностическом этапе экспериментальной работы, в ходе которого задачей являлось выявление наличного состояния и уровня сформированности изучаемого параметра, т.е. определение актуального уровня развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Констатирующий эксперимент позволил определить уровень сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки.
Формирующий эксперимент был ориентирован на изучение динамики уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки в процессе активного воздействия на условия выполнения деятельности. Формирующий эксперимент проводился на втором этапе экспериментальной работы с целью оценки правильности предположений о методах и средствах решения исследуемой проблемы, проверки эффективности влияния выделенных нами организационно-педагогических условий на повышение уровня экономической подготовки.
Важно отметить, что наиболее четкие итоги процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов мы зафиксировали только к концу третьего курса обучения студентов в вузе, но для обеспечения эффективного хода этого процесса преподавателю необходимо наблюдать каждого студента на всех этапах работы с ним. Поэтому определение уровня сформированности учебно-познавательной деятельности студентов дало возможность на начальном этапе познакомиться со студентами, на заключительном этапе увидеть эффективность образовательного процесса, а на промежуточных этапах отслеживать и корректировать сам процесс формирования учебно-познавательной деятельности. На основе этой диагностики мы осуществляли исследовательскую деятельность: выделяли показатели развития учебно-познавательной деятельности, оценивали ход их изменений.
Результатом реализации модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений считаем повышение уровня профессиональной подготовки студентов вузе, который оцениваем по такому показателю, как степень полноты и прочности усвоенных знаний и умений. Но определение достижения эффективности обучения только лишь по одному показателю недостаточно.
В качестве показателей эффективности опытно-экспериментальной работы нами был избраны оптимальный уровень профессиональной подготовки студентов. Ориентиром на каждом этапе профессиональной подготовки была характеристика уровней сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности будущих бакалавров с учетом преемственности.
Каждый из основных компонентов учебной деятельности (мотивационно-целевой, содержательный, операционно-действенный, оценочно-рефлексивный) характеризуется качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у обучающегося. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляться при решении учебных задач, в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в элементарных своих формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаруживаться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.
В исследовании выделяем три уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки: минимальный, допустимый, оптимальный.
Результаты исследования и их обсуждение
При определении уровня сформированности выделенных критериев мы использовали количественную обработку результатов диагностики и ввели следующие показатели для каждого уровня:
– балл 2 означает оптимальный уровень, который способствует повышению качества экономического образования;
– балл 1 означает допустимый уровень сформированности показателя;
– баллом 0 мы обозначали минимальный уровень.
Правила оценки баллом представлено в табл. 1.
Суммарный балл, оценивающий уровень профессиональной подготовки, меняется в пределах от 0 до 24. Шкала оценки уровней имеет следующий вид:
– минимальный уровень: 0 – 5 баллов;
– допустимый: 6 – 18 баллов;
– оптимальный: 19 – 24 балла.
Для оценки эффективности сконструированной модели и технологии ее реализации могут служить показатели прироста исходного уровня профессиональной подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин. Организация обучения считается тем эффективнее, чем большее приращение начального уровня профессиональной подготовки студентов достигнуто.
Исследование предполагало выявление среднего уровня профессиональной подготовки студентов, осуществляемой с учетом преемственности их учебно-познавательной деятельности, в начале и в конце эксперимента. На основе этих данных определялся коэффициент эффективности экспериментальной методики. В результате формулировался вывод об эффективности апробируемой модели и технологии ее реализации.
Динамику развития критериев мы определили через прирост значений уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов. Результаты расчетов приводим в табл. 2.
На основании анализа результатов эксперимента можно сделать вывод о том, что преемственность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин позволила добиться абсолютного прироста уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.
Заключение. Организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе преемственности существенно повлияла на профессиональную подготовку студентов групп, в которых мы проверяли воздействие всех трех выделенных нами организационно-педагогических условий. Это позволяет предположить, что разработанная модель преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений вуза в рамках комплекса выделенных условий эффективна.
Таблица 1
Оценка критериев уровней сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений
Мотивационно-целевой компонент |
|||||
показатель |
Уровни овладения и баллы по каждому |
||||
оптимальный (2 балла) |
допустимый (1 балл) |
минимальный (0 баллов) |
|||
направленность на приобретение знаний |
8,4 ≤ К ≤ 12,6 |
4,2 ≤ К <8,4 |
Менее 4,2 |
||
способность к самообразованию |
18 – 14 |
13 – 5 |
4 – 1 |
||
способность к использованию знаний |
54 – 45 |
44 – 28 |
27 – 18 |
||
Содержательный компонент |
|||||
уровень |
значения коэффициента |
Баллы по показателям |
|||
полнота усвоения знаний |
прочность усвоения знаний |
||||
содержание понятия |
объем понятия |
практические действия |
|||
оптимальный |
0,9 ≤ К ≤ 1,0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
допустимый |
0,8 ≤ К < 0,9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
минимальный |
0,7 ≤ К < 0,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Операционно-действенный компонент |
|||||
уровень |
значения коэффициента |
полнота |
прочность |
осознанность действий |
баллы |
оптимальный |
0,85 ≤ К ≤ 1,0 |
2 |
2 |
полностью осознано действие |
2 |
допустимый |
0,7 ≤ К < 0,84 |
1 |
1 |
в целом действие осознано |
1 |
минимальный |
0,55 ≤ К< 0,69 |
0 |
0 |
недостаточно осознано выполняемое действие |
0 |
Оценочно-рефлексивный компонент |
|||||
уровень |
значения коэффициента |
рефлексивный анализ (по тестовым заданиям) |
самооценка (по тестам) |
баллы |
|
оптимальный |
0,9 ≤ К ≤ 1,0 |
2 |
адекватная |
2 |
|
допустимый |
0,8 ≤ К < 0,9 |
1 |
заниженная |
1 |
|
минимальный |
0,7 ≤ К < 0,8 |
0 |
завышенная |
0 |
Таблица 2
Динамика распределения студентов по уровням сформированности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений
Компоненты учебно-познавательной деятельности |
Прирост показателя по уровням, (%) |
||
оптимальный |
допустимый |
минимальный |
|
мотивационно-целевой |
20,69 |
10,35 |
-31,04 |
содержательный |
31,04 |
6,9 |
-37,93 |
операционно-действенный |
24,14 |
20,69 |
-44,82 |
оценочно-рефлексивный |
24,14 |
6,9 |
-31,03 |
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтвердили объективность выбранного подхода к повышению эффективности профессиональной подготовки на основе преемственности учебно-познавательной деятельности студентов, предложенные условия обеспечения преемственности учебно-познавательной деятельности студентов приводят к положительным результатам.