Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE FEATURES OF LINGUISTIC MENTALITY IN THE CONTEXT OF GENERATIONS THEORY: SOCIOLINGUISTIC ANALYSIS

Ereshchenko M.V. 1 Zubareva S.S. 1
1 Don State Technical University
The article deals with the using of linguistic concepts in development of the advertizing messages aimed at definite generation of the population. Socio-linguistics research of a language perception of the world is represented. During the analysis of a phenomenon of language mentality its text, semantic and stylistic features, from the general properties of language to the linguistic phenomena are considered. In the issue is defined that the language picture of the world is result and a basis of cognitive activity of the person that is reflection of a complete image of the world in the person’s consciousness. The outlook and conditional personal representations of generation, as community, broadcast existential experience by means of language communication. The urgency is connected with a keen interest in the phenomenon of personal identification generation, reflecting the linguistic picture of the world by definite community of people.
linguistic mentality
concept
linguistic identity
linguistic thinking
generation
socio-linguistic analysis
language representation of the world

Современное общество представляет собой сложную, многогранную систему связей отдельных поколений, отстаивающих свои экономические, этнические, сословные, семейные и многие другие интересы. Одним из наиболее важных изменений на протяжении всей истории являются перемены в языковом представлении мира населения. Исторический опыт показывает, что изменения в жизни общества оказывают влияние на формирование системы ценностей и языкового менталитета большинства членов этого общества. В массовом сознании каждого поколения находит место отражённая картина окружающей действительности, в формировании которой чрезвычайно велика роль языка.

Рассмотрение особенностей менталитета конкретного поколения через язык и лингвистические средства, является актуальным в области лингвокультурологических исследований.

Каждое новое поколение имеет отличное от предыдущего языковое представление мира. Лингвистическое мышление, то есть отражение в речи тех важных для говорящего моментов, посредством которых характеризуется мир, представляет собой, во-первых, осмысление, интерпретацию мира; во-вторых, это отражение носит языковой характер, так как оно осуществляется в форме языка. Проведение социолингвистического исследования языковой ментальности в контексте теории поколений, является особенно необходимым именно в настоящее время, так как наблюдается стремительная смена поколений и в том числе трансформация лингвистических особенностей языковой коммуникации.

В Западном мире проблема преемственности приобретает неожиданную остроту и актуальность в конце 60 – 70 гг. XX века в связи с социальной смутой, потрясшей страны этого мира. В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Уильям Штраус стали основоположниками теории поколений. Согласно данной теории, период времени, в течение которого формируется поколение, составляет около 20 лет, в то же время поколенческие ценности формируются в возрасте до 12–14 лет под влиянием различных общественных событий (политических, культурных, экономических, социальных и других).

Согласно демографическому прогнозу, предоставленному Росстатом, в 2030 г. доля населения в возрасте 65 лет и более возрастет до 19,4 % [5]. Используя терминологию американских социологов Н. Хоува и В. Штрауса, поколение людей, родившихся в период с 1943 – 1963, носит название «Поколение Беби-Бумеров» из-за послевоенного всплеска рождаемости [7].

Особенность языкового представления мира поколения Беби-Бумеров в том, что во время формирования мировоззрения и ценностей представителей данного поколения влияние оказали победа в Великой Отечественной войне, настала советская «оттепель», покорение космоса, догматизм, лозунг «СССР – мировая супердержава», «холодная война», единые стандарты обучения в школах. Этим обусловлены сформировавшиеся ценности поколения: оптимизм, время коллективизма, командный дух и одновременно заинтересованность в личностном росте и вознаграждении [6].

Еще совсем недавно пожилые люди рассматривались как личности неспособные участвовать в жизни общества, с ограниченными возможностями, зависящие от системы благосостояния. Анализ потребностей людей пожилого возраста показал увеличение спроса на образовательные услуги и путешествия. Появился другой стереотип пожилых людей: здоровые, материально обеспеченные люди, которые могут позволить заплатить за себя. Пожилой человек – активный потребитель и производитель в экономике и обществе. Это означает: более здоровые и более образованные пожилые люди – огромная возможность для социального, культурного и экономического развития России. На данном этапе вопросы формирования активного долголетия решаются на разных уровнях политики и науки.

В настоящее время мы наблюдаем реализацию различных социальных программ, направленных на:

– расширение диапазона вариантов занятости;

– предоставление возможности продолжения работы на условиях полной, частичной, или дистанционной занятости;

– предоставление возможности повышения квалификации или переквалификации;

– обеспечение доступа к широкому спектру образовательных программ;

– обеспечение вовлеченности людей всех возрастов и содействие в развитии сообществ (культурных, духовных, досуговых);

– обеспечение актуальной, доступной, всесторонней информацией в областях экономики, права, налогообложения, социального обслуживания;

– предоставление возможности участия в волонтерской работе и благотворительной деятельности;

– повышение грамотности, развитие вербального и количественного мышления;

– обеспечение диагностики, гармоничной и естественной коррекции эмоционального, психологического и физического состояния;

– оптимизация процесса психической адаптации: снижение уровня тревожности, поддержание эмоционально положительного состояния, создание комфортной ситуации, формирование социальной коммуникабельности и готовности к совместной деятельности, чувства безопасности;

– борьба с эйджизмом (дискриминацией возрастной группы);

– формирование общественного мнения, увеличение межпоколенческой солидарности и можвозрастного взаимодействия.

Разработка и реализация программ для людей пожилого и старческого возраста должна основываться на результатах квалитативных и эмпирических исследований, которые могут проводиться только в условиях герогогических центров. Вопросы создания таких центров должны решаться в рамках государственно-частного и социального партнерства. Тенденции развития в этом направлении отмечены на Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития».

Развитие постиндустриального информационного общества в России требует расширения системы образования людей пожилого и старческого возраста, приводит к необходимости разработки методологических основ герогогики. Актуальность обусловлена, прежде всего, изменением качества жизни пожилых людей. Спад активности в общественно значимых сферах жизни, ухудшение качества жизни, ухудшение зрения, ухудшение здоровья, ограничения в быту, сужение круга общения, изменение социального статуса, отсутствие возможности реализации своих профессиональных компетенций – все это факторы типологии старения: одиночество, изоляция, уединение.

Тенденция продолжения образования людьми старшей возрастной группы носят всемирный характер. Вопрос о педагогически эффективных условиях комфортном обучении решается в рамках развития коммуникативных компетенций. Образовательные программы должны соответствовать интересам, склонностям и системе ценностей людей пожилого возраста, где будет предусмотрена возможность выбора и проектирования пространства для самореализации и творчества, расширение прав и возможностей. Обзор образовательных программ, предназначенных для пожилых людей, позволил сделать вывод о существовании и развитии лишь одного направления – обучение основам компьютерной грамотности, что, безусловно, необходимо. Однако отсутствуют гибкие, интегрированные программы в областях интеллектуального, творческого развития, в сферах культуры и спорта.

Необходимым и важным, в настоящий момент, является организация образовательного пространства таким образом, чтобы она способствовала свободному включению людей пожилого и старческого возраста в общественные процессы. Развитию навыков использования иностранного языка с учетом конкретной ситуации общения, социальных ролей и возраста собеседника, поведенческих и этикетных норм, особенностей культуры способствует применение активных методов обучения. Возрастные и социальные стереотипы могут препятствовать достижению пожилыми людьми определенных уровней образования. Стереотип о старении ума влияет на отношения между педагогом и обучающимся, ограничивает ожидания и цели последних. Мотивация и отношение к процессу обучения связаны между собой. Так, положительное отношение к среде обучения способствует повышению мотивации, а мотивация позволяет повышать уровень знаний.

В настоящее время, представители данного поколения, достаточно активны, большинство из них ведут здоровый образ жизни: посещают фитнес-центры, бассейны, осваивают современные телекоммуникационные технологии и путешествуют. В связи с этим, аудитория 50+ является важнейшей из целевых аудиторий для коммерческих организаций, так как их покупательская способность считается наиболее высокой.

Соотношение между субстанцией пространство-время и её языковым представлением рассматривали многие филологи и лингвисты. Рассматривая языковое мышление как совокупность языка-системы и языка-речи в их единстве, О. Почепцов говорит о том, что для людей характерны индивидуальные психологические и ментальные миры, которые по своей сущности едины. «Под миром в определении языковой ментальности следует понимать не только мир, окружающий человека, но и мир, создаваемый человеком и нередко в большей части своего объёма прекращающий своё существование, когда исчезает его создатель и носитель – человек, то есть мир речевых действий человека и его состояний» [4]. По мнению А. Вежбицкой, из этого следует, что «языковые данные играют решающую роль в выявлении фундаментальных моделей мышления у различных групп населения» [2]. Следовательно, отражение мира посредством языковой коммуникации позволяет судить о мировозрении и идентичности конкретного поколения. С точки зрения А. Залевской – идентичность проявляется в способности людей наделять значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира, т.е. тождественным образом их сознательно интерпретировать и выражать в одних и тех же символах, иначе говоря, нарекать [3]. В терминологии Н.Д. Арутюновой, мир носит континуумный характер, т.е. человек создает границы как физически, так и с помощью языка – как единства системы и деятельности, это деление происходит путём наложения на мир «концептуальной сетки», т.е. выделения концептов, и «ситуативной сетки» [1].

Для успешной коммуникации в рекламном тексте используются понятия, входящие в концепт «старость», в том числе слова знакомые и часто употребляемые поколением Беби-Бумеров. Старость – не значит слабость, это – мудрость, опыт, взвешенные решения. Соответственно, для данного поколения в рекламных сообщениях приводят рациональные аргументы в пользу того или иного продукта. Скрытый смысл современного рекламного текста заключается в убеждении людей пенсионного возраста стать независимыми и исполнять свои желания. Курсы компьютерной грамотности, банковские услуги «на исполнение желаний», строительство собственного бизнеса, а также товары и услуги, относящиеся к здравоохранению – наиболее популярные предлагаемые продукты представителям поколения Беби-Бумеров. Выбор именно таких объектов для рекламирования обусловлен представлением мира данного поколения, у людей старшего возраста довольно много нереализованных желаний, чем у следующих поколений. В рекламных сообщениях употребляют такие смыслообразующие обращения к целевой аудитории как «исполнить мечту», «ты заслужил отдых», «безграничные возможности», «опора для семьи», и даже «Супермен» (о компьютерном гении пенсионного возраста).

Предлагая курс иностранного языка людям пожилого и старческого возраста необходимо руководствоваться следующими принципами: изучение иностранного языка – это возможность получить удовольствие от самого процесса изучения, возможность потратить свое свободное время с пользой, это повышение уровня самооценки и самоуважения, возможность находиться и взаимодействовать в коллективе. Важным условием обучения иностранному языку людей пожилого возраста является создание ситуации успеха, дозированная подача нового лексического минимума, отсутствие жестких временных рамок в плане освоения это материала, отсутствие требований оценочных испытаний. Таким образом, реклама для аудитории «50+» открывает перед пожилыми людьми новые горизонты, убеждая данное поколение в том, что они этого достойны.

Проведя анализ рекламной деятельности на местном уровне было выявлено, что для поколения Беби-Бумеров предлагают в основном банковские услуги, услуги косметологии, фармакологии, а также некоторые товары категории «Люкс».

На примере рекламных плакатов «Совкомбанк» и «Сбербанк» показана реализация концепта в печатной рекламе, которая осуществляется не только с помощью ассоциативных слов «пенсия», «семья», но и с помощью визуализации: цветовая гамма, образы героев.

В рекламных сообщениях фигурируют такие слова как «забота», «помощь», «сберечь», «жизнь», а также присутствуют «цвета жизни и спокойствия: зеленый, голубой, синий, белый. Все это говорит о благих намерениях, о старании сделать лучше жизнь старшего поколения, о заботе и готовности к любой помощи.

В тоже время на радио рекламные аудиоролики высоки по тональности, вместе с тем легки по звучанию, используются жизнерадостные мотивы. Главная тема рекламных аудиотекстов – устройство досуга пенсионеров, их любимое хобби.

Для анализа ТВ-рекламы использовались ролики «Домик в Деревне» и «Ноопет». В текстах данных видео присутствуют ассоциативные слова концепта «возраст» (бабушка, память), что позволяет более точно определять целевую аудиторию. Основными составляющими концепта «старость» в телевизионных роликах являются: любовь, забота, уважение, легкость, доступность, качество жизни, надежность. Очевидным посылом является намерение улучшить и продлить дни старшего поколения.

Наиболее эффективными для людей пожилого и старческого возраста являются: метод «театральной сцены», где предоставляется возможность свободного выражения эмоций и чувств; метод «здесь и сейчас», т.е. игра в реальном времени, обеспечивающая богатым материалом для рефлексии. Особенность такой игры в том, что ее участники будут спонтанны и свободны. Метод моделирования, при использовании которого участникам предлагается играть указанные роли в моделируемой ситуации, а сами ситуации могут колебаться от отдельных действий до полномасштабных сюжетов. Метод «извлечения» – здесь нет смоделированных ситуаций, а участники образовательного процесса перемещаются «извлекаются» в любое другое пространство (спортивная площадка, музей, кафе и пр.). Метод «драматизации», где участники получают, репетируют и разыгрывают определенные характеры, поведенческие ситуации.

Как мы видим, лингвистическая ментальность в рекламных сообщениях отражена в достаточном объеме на телевидении и в печатной рекламе, в меньшей степени в аудиорекламе. Рекламный текст, являющийся основополагающим в осуществлении коммуникаций, наглядно демонстрируют особенности языковой ментальности в контексте теории поколений.

Языковое мышление отражает уровень знаний человека о мире как представителя некоего общества, откуда следует, что языковое мышление частично отражает и уровень знаний о мире данного общества. Следовательно, языковая ментальность – это способ языкового представления мира и отражение соотношений между миром и его языковым образом. Мир, отражённый в сознании человека, несёт в себе многомерную, сложнейшую систему концептов, из которых складывается определённая картина воспринимаемой действительности – языковая картина мира. Таким образом, языковая картина мира – часть когнитивной картины мира, которая связана с языком и преломляется через языковые формы.