«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В.А. Сухомлинский
В современном обществе, характеризующемся высоким темпом жизни, состояниям эмоциональной неуравновешенности, неопределенности, иногда ощущениям незащищенности подвержены не только взрослые, но и, к сожалению, дети. Чтобы снять это чувство и помочь им адаптироваться в окружающей обстановке, а также развить воображение, память, мышление, восприятие и стрессоустойчивость, необходимы специальные занятия и способы преодоления стрессовых ситуаций и негативных чувств и ощущений. Одним из таких ресурсных методов являются занятия творчеством или арт-терапия. Термин «арт-терапия» впервые был предложен Адрианом Хиллом (1938). Являясь по профессии художником, он связывал исцеляющие возможности творческой деятельности (изобразительной) с эффектом отвлечения и освобождения пациента от «болезненных переживаний». [8, c.200]. В современной психологии существует значительное разнообразие представлений об арт-терапии. Термин «арт-терапия» в переводе с английского также означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» [8, с. 4]. Художественное творчество представляет собой взаимосвязь таких факторов как экспрессии, коммуникации и символизации и является основой арт-терапии [8, с. 5]. Конечно, различаются разные виды творчества: изобразительная деятельность, тематические графические тесты, рисунки на свободную тему, спонтанные рисунки и другие рисуночные техники. Они выявляют личностные особенности автора, «портретируют» его индивидуальность, отражают предыдущий эмоциональный опыт.
Развитие каждого ребенка очень индивидуально, но неоспоримым является тот факт, что ребенок может рисовать, еще не научившись писать. Психолог Рода Келлог собрала и изучила свыше миллиона рисунков маленьких детей. Она показала, что их работы эволюционируют упорядоченным образом-от первых базовых «клякс» в сторону последовательных символов.
Рисунки детей в возрасте 2 лет не являются бесцельным размазыванием красок, в них можно выделить 20 типов знаков. Все эти точки, линии и кружки отражают отдельные движения мышц, которые не контролируются зрительно. Как считает Келлог, каждый ребенок должен уметь рисовать такие знаки. Дети, которые не способны этого сделать, отстают в развитии.
Прослеживая за развитием ребенка с самого раннего детства, можно увидеть, что творческие навыки ребенка, параллельно с дописьменными, развиваются поэтапно в определенной последовательности. Так к году-полутора ребенок способен постукивать по бумаге или рисовать «каракули». К 3 годам обычно изображает нечто, напоминающее буквы, а также рисует всевозможных размеров круги, иногда с двумя точками внутри, напоминающие голову человека. Символически круг для ребенка в этот период может обозначать все, что угодно: цветы, животное и т.п.
К 3,5 годам ребенок уже может пририсовывать к голове туловище, порой по размерам гораздо меньше головы. Ребенок начинает рисовать человечков, иногда отражая в рисунке какие-то элементы одежды. В это же время он пишет большие печатные буквы, цифры, чаще всего перевернутые зеркально.
К 5 годам ребенок уже умеет писать свое имя печатными буквами, а в его рисунках появляется смысл. Рисунки начинают носить сюжетный характер. С особенным удовольствием дети в пятилетнем возрасте рисуют разных животных, птиц, всевозможные предметы быта, деревья, цветы.
В дальнейшем, в возрасте 10 лет, у детей возрастает стремление реалистично отображать в рисунке все увиденное. Именно в этот период родителям необходимо быть внимательными в оценке творчества ребенка.
Необходимо также знать, что у детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь между телесным и духовным. Взрослый постоянно контролирует свои реакции. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики и этики. [9, с.8] Рисование является прекрасным средством для самопознания, формирования позитивного взгляда на жизнь, духовного и физического исцеления. Гёте считает: «Нам следует меньше говорить и больше рисовать». Разумеется, прежде всего, нужно приобрести кое-какие необходимые для рисования принадлежности, а также хорошо бы найти в доме подходящее место, где можно спокойно заниматься творческой работой. Уединение и спокойствие, отсутствие раздражающих факторов – немаловажные условия для терапевтических целей.
В психотерапии существует целый ряд методов и рисуночных тестов, используя которые взрослый человек может многое узнать о своем внутреннем мире, так же как с помощью тех же методов и тестов педагоги и родители могут узнать о мире ребенка, о его душевных переживаниях, о его характере, предпочтениях и отношении к жизни. Сам по себе процесс рисования имеет большое психотерапевтическое значение – человек становится более гармоничной личностью. Вот почему так важно с раннего детства развивать в ребенке наблюдательность, воображение и творческие способности [9, с.13].
Рис. 1. Девочки на занятиях батиком создают свои маленькие шедевры: «Натюрморт» и «Кошка на прогулке»
Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что для этого нужно? Какие условия необходимы ребенку, и что нужно знать родителям? Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Дошкольное детство является наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Рис. 2. Работа в технике шерстяной акварели. Создание картины «Мамины розы». Ребенок, владея приемами, сам создает картину
Рис. 3. Дошкольники создают картины, используя известные приемы работы с шерстью, и ориентируясь на собственное восприятие окружающей действительности. Работы: «Мамины розы», «Березки», «Ходит осень в нашем парке…»
Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить.
Рекомендации по развитию творческой личности
1. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества.
2. Необходима комфортная психологическая обстановка, поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества.
3. Избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности, в способах и методах действия, не мешайте ему свободно выражаться.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь.
6. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств, чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком.
8. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша
9. Читайте ребенку сказки.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше).
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение!
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству! [2].
Для развития творческих способностей детей нами был создан творческий кружок «Мастерилка», на котором дети старшего дошкольного возраста занимаются творчеством.
Здесь можно и рисовать, и делать аппликации, заниматься валянием (как в технике шерстяной акварели, так и мокрым валянием), батиком и другими видами творчества. Главное создать обстановку и вызвать желание и заинтересованность детей чем- то новым. Показать им, что мир интересен и многогранен. Что можно из бросового материала создать новую вещь, какую-то картину, сувенир, игрушку. И нигде в мире не будет такой же похожей игрушки или картины, потому что авторы индивидуальны, и у каждого свой неповторимый стиль, почерк и характер. А главное-результат. На сегодняшний день, эти девочки обладают высоким уровнем развития внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. У них хорошие отношения со сверстниками, образное мышление, фантазия, высокая познавательная активность.
Также приведу результаты диагностики детей по художественно-творческому развитию на начало и конец года, где можно увидеть все изменения в динамике (табл. 1).
Как видно из диаграммы (рис. 4), все показатели преобладают на среднем уровне. Приблизительно одинаковое число детей как на высоком уровне, так и на среднем уровне творческого развития.
Таблица 1
Диагностика художественно-творческого развития. Показатели на начало года
Рис. 4. Диаграмма. Показатели на начало года
Таблица 2
Диагностика художественно-творческого развития. Показатели на конец года
Рис. 5. Диаграмма. Показатели на конец года
Как видно по диагностике детей (табл. 2) и диаграмме (рис. 5) на конец учебного года, преобладает высокий уровень владения умениями, знаниями и использование умений и навыков в самостоятельной работе, либо предметов в технике сухого валяния. Все девочки показали хорошее знание изобразительных материалов. Какой и для чего используется, с удовольствием и интересом познакомились с новым для них-войлоком, шерстью. При создании картины, объемного предмета, используются разные приемы работы с шерстью. Кто-то больше предпочитает скручивание и скатывание, затрудняясь в мокром валянии, им необходима помощь взрослого. В итоге, самостоятельно придумать сюжет и воплотить его в реальность, используя все средства и знания, могут 6 человек из 11-ти. Т.е., это составляет 54,5% детей. Но, главное, это, чтобы у детей было желание что-то творить и создавать, а в этом мы должны им помочь, обеспечив развивающую среду и свою помощь. Уровень владения знаниями и умение использовать их на практике – высокий по всем шести показателям, что составляет 72 %.