Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

APPLICATION OF PROBLEM TEACHING METHOD IN CONJUNCTION WITH A BUSINESS GAME FOR THE TRAINING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

Denisenko L.N. 1 Derevyanchenko S.P. 1 Matveev S.V. 1
1 The Volgograd state medical university
The article is an example of a creative approach to teaching students such as the problem method and role play to help improve the quality of training and survival knowledge. Problem training – organized by the teacher a way to actively interact with the subject of problem-presentation of the contents of training, during which he is attached to the objective contradictions of scientific knowledge and methods of solving them, learns to think creatively assimilate knowledge. Problematic method is often used in conjunction with a business game, as he teaches skills to develop a strategy of conduct and business game develops skills tactics behavior. Business game – a way to determine the optimal solution by simulating or modeling situations and rules of behavior of participants.
problem technique
business game
training students

Сочетание проблемного метода обучения с деловой игрой применяется при необходимости смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную профессиональную ситуацию на клиническом приеме. Проблемный метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Например по методологии проведения выделяют луночные, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные игры. Для обучения, закрепления и выявления знаний студентов больше всего подходит ролевая игра. Правила довольно просты – студентам раздаются определенные роли, для которых требуется выполнить определенные задания. Преподаватель называет «пациенту» его диагноз, неизвестный другим участникам игры, «пациент» предъявляет жалобы, характерные для заданного диагноза и смоделированной клинической картины. Преподаватель выдает «врачу» данные различных методов обследования, согласно тексту задачи, «врач», проанализировав полученные данные должен поставить и обоснавать диагноз, назначить лечение, «ассистент врача» – принести все необходимые материалы и инструменты для осуществления предполагаемого вмешательства. Студентам с высоким уровнем подготовки отводится роль «контролирующей организации», например заведующий отделением, которая следит за происходящим и корректирует действие участников игры.

По окончании игры возможно бальное оценивание выявленных знаний.

Сценарий ролевой игры для студентов 2 курса стоматологического факультета –

моделирование клинической ситуации для закрепления знаний по теме «Методы обследования стоматологического пациента. Ведение медицинской документации. Правила заполнения «Истории болезни»». Раздел «Пропедевтика стоматологических заболеваний»:

Группа студентов распределяется по следующим ролям:

1-й студент – «Пациент».

Задача: пациент должен обратиться к врачу-стоматологу с жалобами на …. Студенту четко указывается диагноз «глубокий кариес».

При этом выявляется базовый уровень знаний студента по симптоматике различных стоматологических заболеваний.

2-й студент – «Врач-стоматолог».

Задача: врач должен:

1. Провести обследование стоматологического пациента с глубоким кариесом;

2. Поставить диагноз и наметить план лечения.

При этом выявляется:

1. умение вести диалог с пациентом;

2. умение провести субъективное обследование пациента:

а) собрать жалобы

б) выяснить анамнез жизни пациента

в) выяснить анамнез заболевания

3. умение провести объективное обследование пациента:

а) провести внешний осмотр пациента

б) провести осмотр полости рта

в) провести инструментальное обследование:

• зондирование кариозной полости;

• перкуссию причинного зуба;

4. Умение обобщить результаты проведенных основных методов обследования при данной клинической ситуации и поставить «предварительный диагноз» – глубокий кариес.

5. Умение назначить необходимые для подтверждения или опровержения «предварительного диагноза» дополнительные методы обследования – Ro-графию и ЭОД и проинтерпретировать полученные результаты.

6. Умение составить план лечения глубокого кариеса.

3-й студент – «медсестра или ассистент стоматолога»

Задача: оказать помощь врачу-стоматологу на клиническом приеме при обследовании и лечении пациента.

При этом выявляется:

1. Умение вести диалог с пациентом и врачом-стоматологом.

2. Умение подготовить рабочее место врача-стоматолога.

3. Знание и умение студента заполнять медицинскую документацию – «Историю болезни»:

а) правильность заполнения паспортной части;

б) правильность заполнения зубной формулы:

• последовательность заполнения в соответствии с различными системами обозначения;

• знание условных обозначений различных нозологических единиц.

4. Знание и умение выбрать необходимый для каждого конкретного этапа обследования и лечения пациента с глубоким кариесом стоматологический инструментарий и стоматологические пломбировочные материалы.

4-й студент – «врач-рентгенолог».

Задача: указать необходимый вид рентгенологического исследования и описать рентгеновский снимок при глубоком кариесе.

При этом выявляется:

1. Знания дополнительных методов обследования стоматологического пациента;

2. Умение выбрать необходимый вид рентгенологического обследования при данной патологии;

3. Умение описывать и интерпретировать данные рентгенологического обследования при глубоком кариесе.

5-й студент – «заведующий отделением».

Задача: проконтролировать и оценить действия врача и ассистента:

1. правильность заполнения «Истории болезни»;

2. правильность поставленного диагноза;

3. правильность намеченного плана лечения.

К врачу-стоматологу обратился пациент (1-й студент) с жалобами на наличие кариозной полости, боли при приеме холодной и сладкой пищи, проходящие после устранения причины.

Студент, исполняющий роль врача-стоматолога, проводит подробный опрос (жалобы, анамнез развития данного заболевания, анамнез жизни). Для определения ведущих симптомов. Проводит детальный осмотр пациента и диктует данные осмотра полости рта ассистенту, который записывает данные осмотра в соответствующие графы истории болезни.

Жалобы: 25 – на наличие кариозной полости. Быстропроходящие боли от термических и химических раздражителей.

Объективно: 25 – глубокая кариозная полость не сообщается с полостью зуба. Зондирование кариозной полости болезненно по всему дну, перкуссия зуба безболезненна. Термометрия болезненна.

Предварительный диагноз: 25 – глубокий кариес. Студент-врач-стоматолог назначает для постановки окончательного диагноза и определения тактики лечения рентгенографию и ЭОД 25 зуба.

Ассистент стоматолога пишет направление на Ro-графию и ЭОД.

Студент-врач-рентгенолог делает прицельную рентгенограмму 25 зуба и проводит описание рентгеновского снимка: на дистальной поверхности коронки 25 зуба имеется кариозная полость, не сообщающаяся с полостью зуба, в периапикальных тканях изменений нет. ЭОД – 10 мА.

Студент-врач-стоматолог подтверждает диагноз –25- глубокий кариес.

Составляет план лечения: показано односеансное препарирование кариозной полости с последующим пломбированием фотокомпозитом, с применением прокладки из стеклополиалкенатного цемента двойного отверждения. Шлифовка и полировка поставленной пломбы.

Ассистент стоматолога готовит лоток с инструментами, боры, полировочные инструменты, пломбировочные материалы, обеспечивает приведение в порядок рабочего места.

Вывод

Приведенный пример сценария проведения занятия по типу проблемного метода обучения в сочетании с деловой игрой с успехом может быть применен для обучения студентов. Создавая условия для творческого усвоения учебной информации, обеспечивая большее качество обучения и высокий уровень выживаемости знаний.