Сочетание проблемного метода обучения с деловой игрой применяется при необходимости смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную профессиональную ситуацию на клиническом приеме. Проблемный метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания.
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Например по методологии проведения выделяют луночные, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные игры. Для обучения, закрепления и выявления знаний студентов больше всего подходит ролевая игра. Правила довольно просты – студентам раздаются определенные роли, для которых требуется выполнить определенные задания. Преподаватель называет «пациенту» его диагноз, неизвестный другим участникам игры, «пациент» предъявляет жалобы, характерные для заданного диагноза и смоделированной клинической картины. Преподаватель выдает «врачу» данные различных методов обследования, согласно тексту задачи, «врач», проанализировав полученные данные должен поставить и обоснавать диагноз, назначить лечение, «ассистент врача» – принести все необходимые материалы и инструменты для осуществления предполагаемого вмешательства. Студентам с высоким уровнем подготовки отводится роль «контролирующей организации», например заведующий отделением, которая следит за происходящим и корректирует действие участников игры.
По окончании игры возможно бальное оценивание выявленных знаний.
Сценарий ролевой игры для студентов 2 курса стоматологического факультета –
моделирование клинической ситуации для закрепления знаний по теме «Методы обследования стоматологического пациента. Ведение медицинской документации. Правила заполнения «Истории болезни»». Раздел «Пропедевтика стоматологических заболеваний»:
Группа студентов распределяется по следующим ролям:
1-й студент – «Пациент».
Задача: пациент должен обратиться к врачу-стоматологу с жалобами на …. Студенту четко указывается диагноз «глубокий кариес».
При этом выявляется базовый уровень знаний студента по симптоматике различных стоматологических заболеваний.
2-й студент – «Врач-стоматолог».
Задача: врач должен:
1. Провести обследование стоматологического пациента с глубоким кариесом;
2. Поставить диагноз и наметить план лечения.
При этом выявляется:
1. умение вести диалог с пациентом;
2. умение провести субъективное обследование пациента:
а) собрать жалобы
б) выяснить анамнез жизни пациента
в) выяснить анамнез заболевания
3. умение провести объективное обследование пациента:
а) провести внешний осмотр пациента
б) провести осмотр полости рта
в) провести инструментальное обследование:
• зондирование кариозной полости;
• перкуссию причинного зуба;
4. Умение обобщить результаты проведенных основных методов обследования при данной клинической ситуации и поставить «предварительный диагноз» – глубокий кариес.
5. Умение назначить необходимые для подтверждения или опровержения «предварительного диагноза» дополнительные методы обследования – Ro-графию и ЭОД и проинтерпретировать полученные результаты.
6. Умение составить план лечения глубокого кариеса.
3-й студент – «медсестра или ассистент стоматолога»
Задача: оказать помощь врачу-стоматологу на клиническом приеме при обследовании и лечении пациента.
При этом выявляется:
1. Умение вести диалог с пациентом и врачом-стоматологом.
2. Умение подготовить рабочее место врача-стоматолога.
3. Знание и умение студента заполнять медицинскую документацию – «Историю болезни»:
а) правильность заполнения паспортной части;
б) правильность заполнения зубной формулы:
• последовательность заполнения в соответствии с различными системами обозначения;
• знание условных обозначений различных нозологических единиц.
4. Знание и умение выбрать необходимый для каждого конкретного этапа обследования и лечения пациента с глубоким кариесом стоматологический инструментарий и стоматологические пломбировочные материалы.
4-й студент – «врач-рентгенолог».
Задача: указать необходимый вид рентгенологического исследования и описать рентгеновский снимок при глубоком кариесе.
При этом выявляется:
1. Знания дополнительных методов обследования стоматологического пациента;
2. Умение выбрать необходимый вид рентгенологического обследования при данной патологии;
3. Умение описывать и интерпретировать данные рентгенологического обследования при глубоком кариесе.
5-й студент – «заведующий отделением».
Задача: проконтролировать и оценить действия врача и ассистента:
1. правильность заполнения «Истории болезни»;
2. правильность поставленного диагноза;
3. правильность намеченного плана лечения.
К врачу-стоматологу обратился пациент (1-й студент) с жалобами на наличие кариозной полости, боли при приеме холодной и сладкой пищи, проходящие после устранения причины.
Студент, исполняющий роль врача-стоматолога, проводит подробный опрос (жалобы, анамнез развития данного заболевания, анамнез жизни). Для определения ведущих симптомов. Проводит детальный осмотр пациента и диктует данные осмотра полости рта ассистенту, который записывает данные осмотра в соответствующие графы истории болезни.
Жалобы: 25 – на наличие кариозной полости. Быстропроходящие боли от термических и химических раздражителей.
Объективно: 25 – глубокая кариозная полость не сообщается с полостью зуба. Зондирование кариозной полости болезненно по всему дну, перкуссия зуба безболезненна. Термометрия болезненна.
Предварительный диагноз: 25 – глубокий кариес. Студент-врач-стоматолог назначает для постановки окончательного диагноза и определения тактики лечения рентгенографию и ЭОД 25 зуба.
Ассистент стоматолога пишет направление на Ro-графию и ЭОД.
Студент-врач-рентгенолог делает прицельную рентгенограмму 25 зуба и проводит описание рентгеновского снимка: на дистальной поверхности коронки 25 зуба имеется кариозная полость, не сообщающаяся с полостью зуба, в периапикальных тканях изменений нет. ЭОД – 10 мА.
Студент-врач-стоматолог подтверждает диагноз –25- глубокий кариес.
Составляет план лечения: показано односеансное препарирование кариозной полости с последующим пломбированием фотокомпозитом, с применением прокладки из стеклополиалкенатного цемента двойного отверждения. Шлифовка и полировка поставленной пломбы.
Ассистент стоматолога готовит лоток с инструментами, боры, полировочные инструменты, пломбировочные материалы, обеспечивает приведение в порядок рабочего места.
Вывод
Приведенный пример сценария проведения занятия по типу проблемного метода обучения в сочетании с деловой игрой с успехом может быть применен для обучения студентов. Создавая условия для творческого усвоения учебной информации, обеспечивая большее качество обучения и высокий уровень выживаемости знаний.