На совещании по модернизации региональных систем школьного образования, проведенном В.В. Путиным в конце 2015 года, наряду с перечислением многих проблем в системе образования, прозвучали идеи об успешном обучении, глубоком усвоении информации, удовлетворенности педагогов, школьников и их родителей учебным трудом, что достаточно давно не поднималось на высоких форумах страны. А именно эти понятия характеризуют основу качества образования, а не «натаскивание» на сдачу ЕГЭ в ущерб действительного интеллектуального развития школьников. Проблем в высшей школе не меньше ни по количеству и по сложности осуществления образовательных задач. Пока так широко не были проанализированы проблемы высшего образования, но очень понятно, что идеи корректировки среднего звена образования облегчат, но не сделают за вузы их работу по качественной подготовке выпускников.
Поэтому проблема исследования видится в том, что объективная необходимость подготовки менеджеров-профессионалов в вузе сдерживается рядом факторов, среди которых недостаточная работа по развитию высокого уровня интеллектуальных умений студентов, хотя в нормативных документах требования к интеллектуальному развитию представлены; недостаточный уровень организации самостоятельной работы студентов, позволяющий им уходить к коррупционерам от образования, готовых не только выдать (продать) готовые контрольные и курсовые работы, диплом, но и документ о «полученном» образовании; увеличение случайного состава преподавателей, не заинтересованных в собственном профессионализме и индифферентно понимающих свою миссию в работе со студентами и ряд других.
Объект исследования: деятельность профессиональных образовательных организаций. Предмет исследования – организация образовательного процесса на основе объединения психологической предрасположенности индивида к освоению информации и его возможности управлять этими процессами, рефлексии, и организацией учебного процесса, учитывающей современные информационные возможности студентов.
Цель исследования – выявить организационные аспект обучения студентов на основе рефлексивно-деятельностной модели успешного усвоения ими учебной информации.
Рынок труда ожидает выпускников вузов, обладающих знаниями и умениями, профессиональной самостоятельностью, имеющих такие личностные качества, как ответственность, креативность, творчество. Необходимым механизмом формирования осознанного отношения человека к собственной деятельности и к себе как деятелю является рефлексия. Она способствует формированию умения определить свое отношение к постигаемой цели, осознать качество приобретаемой информации, понять смысл собственной деятельности через поставленные задачи их решение. Это позволяет утверждать необходимость формирования рефлексивной позиции как личностный атрибут, отражающий устойчивое отношение к самому себе и другим людям, которая проявляется в деятельности, и потому процесс профессионального обучения должен строиться в форме организованной модели образовательного процесса.
Рефлексия – это, по мнению О.И. Лаптевой и Т.В. Ушевой, – это комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных умений – интеллектуальных, личностных, коммуникативных и кооперативных – можно управлять собственной профессиональной деятельностью и создавать условия для самообразования [3, с. 88; 10, с. 7].
Усвоение информации является необходимым путем обретения индивидом общественно-исторического опыта. Усвоению присуща сложная внутренняя структура, которая содержит несколько компонентов частности, в психологических компонентов усвоения принадлежат (М Левитов, С Рубинштейн): позитивное отношение к учению, информации, что усваивается; непосредственное чувственное ознакомление с материалом; мышление как процесс активного обработки полученной информации; запоминания и сохранения полученной и обработанной информации [9, с. 33].
Значимым условием эффективности формирования в процессе обучения любых личностных образовательных атрибутов, в том числе и рефлексивной позиции, является использование подходов, на основе которых разрабатываются педагогические технологии. Поэтому одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ вузов на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе технологий активного и интерактивного обучения. Интерактивные технологии основаны на принципах субъект-субъектного взаимодействия. Создается среда общения на занятиях, которая характеризуется взаимодействием участников процесса, накоплением совместных знания и умений [2, с. 238].
Реализация образовательных программ осуществляется посредством методов и форм интерактивного обучения, в комплекс которых включены интерактивная лекция, лекция-дискуссия, проблемный семинар, обсуждение в группах, Сократический диалог, практическое занятие, лабораторная работа, практикум, компьютерные симуляции, деловая игра, разбор конкретных ситуаций, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение, ситуация-проблема, обсуждение видеофильма, бинарное занятие, бизнес-тренинг, мастер–класс, дебаты, брейн-ринг, вебинар, супервизия, коллоквиум, «мозговой штурм», круглый стол, общественные ресурсы, сетевые ресурсы Интернета, работа с документами, разработка проекта, портфолио, «информационная система», лабиринт действий, метод обучения в парах, интерактивная экскурсия и другие [7, с. 139].
Однако весь это комплекс методов и форм интерактивного обучения является обслуживающим фактором по отношению к образовательной модели, построенной на основе теории поэтапного освоения информации и деятельностного подхода, авторами которой является П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, а затем В.А. Кальней, С.Е. Шишов, Г.П. Щедровицкий и др.). В концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий выделяется способ формирования ориентировочной основы, который заключается в организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по самостоятельному открытию знаний об ее содержании. Поэтому на первое место выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания и определению возможных способов его выполнения.
Основные этапы теории заключается в том, что она определяет четкую последовательность усвоения информации, среди которых первый этап – формирование мотивационной основы действия (предварительное ознакомление с действием и условиями ее выполнения); второй этап – формирование действий в материальной форме, сопровождающиеся развертыванием всех операций, входящих в определенного действия; третий этап – формирование деятельности с применением речи, т.е. объяснением того, что выполняется и будет выполняться в дальнейшем; четвертый этап – действия выполняются мысленно с помощью внутренней речи; пятый этап – переход действий в обобщенные процессы мышления, что позволяет выполнять их самостоятельно и качественно [8, с. 180].
Теория поэтапного формирования умственных действий соответствует научным принципам познания реального мира и потому интенсифицирует учебный процесс. Процесс формирования поэтапных действий интересен, что не возникает проблем разрыва знаний от умений, так как знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач формируемого действия, а психическая деятельность определяется из практической внешней деятельности человека.
Выявлено три уровня усвоения информации: запоминание и последующее воспроизведение материала, что способствует накоплению знаний, фактов, научной информации; применение информации, знаний на практике, умение применять знания в похожей ситуации; применение знаний в нестандартной ситуации, творческий подход к решению задач и самостоятельная (рефлексия) оценка явлений [5, с. 42].
Теория деятельностного подхода раскрывает адаптацию через процесс локального действия личности в рамках соответствующей общности (Л.М. Растова); взаимодействие личности с окружающей средой за счет активного участия индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности (М.С. Каган, Я.А. Пономорев и др.); процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (А.В. Мудрик). Это способствует обеспечению субъектной позиции студента в образовательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения; переводу учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студентов, требующих актуализации и преобразования их целостного субъектного опыта; построению системы взаимоотношений преподавателя и студентов на основе открытости, доверия для самораскрытия и самореализации творческого потенциала; организацию разнообразных видов деятельности студентов с целью формирования профессионального опыта в сфере избранной профессии [4, с. 143].
По мнению Абрамовских Н.В. студент как фасилитатор, готов посредством рефлексии собственных изменений в процессе творческого сотрудничества к формированию осмысленного учения и личностного развития [1, с. 17].
В ходе исследования установлено, что организация образовательного процесса с использованием данной технологии позволяет сократить время освоения информации практически на 30%, что увеличивает время проектно-практических заданий, одновременно повышается мотивацию к учению через появление самоорганизации, и собственной познавательной самостоятельности; усиливается деловое позитивное взаимодействие обучающихся и обучающих, а это позволяет увеличить возможности решения учебно-профессиональных задач [6, с. 45].
Среди условий, позволяющих осуществлять рефлексивно-деятельностное усвоение информации, выявлены создание у ППС рефлексивной направленности на образовательный процесс; формирование системообразующего активного субъект-субъектного взаимодействия; формирование позитивного фона результатов совместной познавательной деятельности. Процесс не будет полноценным, если отсутствуют рефлексивная и деятельностная составляющие как особые умения.
Научная новизна исследования. Определена рефлексивная позиция студента как личностный атрибут, позволяющий на основе теории поэтапного формирования умственных действий развивать не только образовательные умения и навыки, но и собственной познавательной самостоятельности.
Таким образом, нашим исследованием выявлено:
1. Необходимым механизмом формирования осознанного отношения человека к собственной деятельности и к себе как деятелю является рефлексия.
2. Усвоению присуща сложная внутренняя структура.
3. Показан комплекс методов и форм интерактивного обучения.
4. Раскрыты структура теории поэтапного формирования умственных действий и деятельностного подхода.
Цель исследования, состоявшая в том, чтобы выявить организационные аспект обучения студентов на основе рефлексивно-деятельностной модели успешного усвоения ими учебной информации, достигнута. Перспективы дальнейшей разработки решения проблем рефлексивно-деятельностного усвоения информации состоят в расширении исследования в рамках системного подхода.