Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE INVESTIGATIONS OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO MOTHERHOOD IN WOMAN OF FERTILITY AGE

Мadaliyeva S.K. 1 Ernazarova S.T. 1 Bagijarova F.A. 1 Culaeva S.N. 1 Belyavskaya V.I. 1
1 Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov
The article is devoted to the topical issue of psychological readiness to motherhood. Decreasing of birth rates, a large number of falling apart families, increasing the number of child abuse are indicated a lack of a systematic approach of development of social and psychological assistance to families, and especially to women. There was a comprehensive analysis of women’s readiness to motherhood of all ages. Knowledge of the degree of readiness to be mothers would allow diagnose disorders of maternal behavior, design methods of its correction and prevention. As well as improving the demographic and family policy of the state.
psychological readiness
motherhood
fertility
family
prevention
demographic policy

Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всём разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось [3]. Филиппова Г.Г., автор книги «Психология материнства», указывает: «проблема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной» [5].

Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А. и др.). Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой (Бердникова Т.В.) [1]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [2].

Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии [6].

Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, например, снижением потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка,огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Объект исследования – 45 женщин трёх возрастных групп:

1) женщины в возрасте от 18 до 27 лет;

2) женщины в возрасте от 27 до 33 лет;

3) женщины в возрасте от 33 года 40 лет;

Предмет исследования: социально-личностная, когнитивно-операционная, потребностно-мотивационная готовность к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.

Задачи:

1) Провести литературный обзор отечественных и зарубежных авторов по данной теме.

2) Исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей;

3) Подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;

4) Провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей.

Материалы и методы исследования

В качестве основного исследовательского метода была примененакомплексная анкета,состоящая из 2 опросников: «Психологическая готовность к материнству» и «Готовы ли вы стать мамой». Анкета позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.

Анкета содержала два блока вопросов. Вопросы первого блока дали возможность узнать общие сведения о респондентов: возраст, количество родов, аборты,семейное положение. Второй блок вопросов направлен на определение уровня психологической готовности к материнству. Он состоял из двух тестов-опросников, направленных на выявление уровня готовности женщин к материнству.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты первого блока. Исследование проводилось на одной экспериментальной группе.Исследование проводилось в один этап.

Группу составили сорок пять женщин в возрасте от 18 до 40 лет, которые были разбиты на три возрастные группы (18–27 лет, 27–33 лет, 33-40 лет).

44 % испытуемых находятся в возрасте от 18 до 27 лет, 33 % – от 27 до 33 лет, 22 % – от 33 до 40 лет;

У 22 % испытуемыхколичество родов1, 51 % – 2-3, 27 % – 4-5;

66 % испытуемых производили аборты, 34 % не производили.

77 % испытуемых данной группы находятся в официальном браке, 15 % разведены, 8 % не состояли.

Результаты второго блока. Показатели теста «Психологическая готовность к материнству».

mad1.tiff

Диаграмма 1

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что у более 50 % испытуемых не хватка чувств и эмоций по отношению к материнству либо присутствует гиперответственность и материнский эгоизм. Лишь у 47 % анкетированных спокойное, ровное и гармоничное отношение к материнству.

На основании полученных данных (диаграмма 1) можно сделать вывод о достаточно плохой психологической готовности к материнству. Возможной причиной недостаточной готовности является то, что женщины мало обращают внимание на сам процесс психологической готовности к рождением ребенка.

Результаты второго теста определили готовность к рождению ребенка.

mad2.tiff

Диаграмма 2

Всего лишь у 48 % респондентов присутствует внутренняя готовность к материнству. У остальных 52 % респондентов показатель готовности к рождению ребенка очень низок. Из которых 24 % еще не готовы подойти к рождению ребенка со всей необходимой ответственностью, а 28 % – категория людей, которые делают своих детей средством достижения своих нереализованных целей. Особое внимание следует обратить на то, что люди, определяющие своих детей средством достижения своих нереализованных целей в частности не осознают этого.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые данной группы в частности не готовы к рождению ребенка и не осознают всю ответственность, которая появляется у женщины, решившей родить малыша.

В целом было выявлено, что примерно 50 % женщин готовы к материнству по всем параметрам, однако уровень количество неготовых к материнству оказался все же больше.

Такие результаты можно объяснить тем, что большее количество испытуемых составляло возрастная группа то 18 до 27 лет. Эта возрастная группа ,которая меньше осознаёт смысл детей и радость материнства, и не чувствует уверенность в том, что сможет вырастить ребёнка, взять на себя ответственность за его воспитание и развитие. Подтверждается это и тем, что у опрошенных в возрасте 18-27 лет рождение ребёнка в первую очередь ассоциируется с ограничением свободы, отсутствием личной жизни, появлением непреодолимых трудностей. Радость в материнстве эти респонденты не видят.

Что касается возрастных групп, от 27 до 33 лет, также от 33 до 40 лет ценность ребёнка в жизни респондентов данных возрастных групп имеет важное значение. С ними женщины связывают свою ценность жизни.

Заключение

В настоящее время изучение степени психологической готовности к материнству женщин разного возраста является гарантом успешной демографической, семейной и социальной политики любого государства. Готовность к материнству характеризует «стартовый уровень» содержания материнской сферы, образует фундамент, на котором строится реальное поведение женщин.

Анализ полученных данных выявил, что более 40 % женщин будучи уже беременными не готовы быть матерями, что подтверждает существующие проблемы настоящего времени, такие как:

• падение рождаемости

• огромное число распадающихся семей

• рост числа случаев жестокого обращения с ребёнком

• не разработанность социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Знания степени готовности женщины позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах.[4]

Результаты данного исследования должны послужить основой мероприятий, направленных :

• на разработку психологической программы по подготовке женщин к материнству;

• на более углубленное изучение психологической готовности разных возрастных групп женщин,;

• на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;

• на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства.