Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всём разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось [3]. Филиппова Г.Г., автор книги «Психология материнства», указывает: «проблема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной» [5].
Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А. и др.). Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой (Бердникова Т.В.) [1]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [2].
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии [6].
Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, например, снижением потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка,огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Объект исследования – 45 женщин трёх возрастных групп:
1) женщины в возрасте от 18 до 27 лет;
2) женщины в возрасте от 27 до 33 лет;
3) женщины в возрасте от 33 года 40 лет;
Предмет исследования: социально-личностная, когнитивно-операционная, потребностно-мотивационная готовность к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.
Задачи:
1) Провести литературный обзор отечественных и зарубежных авторов по данной теме.
2) Исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей;
3) Подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;
4) Провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей.
Материалы и методы исследования
В качестве основного исследовательского метода была примененакомплексная анкета,состоящая из 2 опросников: «Психологическая готовность к материнству» и «Готовы ли вы стать мамой». Анкета позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.
Анкета содержала два блока вопросов. Вопросы первого блока дали возможность узнать общие сведения о респондентов: возраст, количество родов, аборты,семейное положение. Второй блок вопросов направлен на определение уровня психологической готовности к материнству. Он состоял из двух тестов-опросников, направленных на выявление уровня готовности женщин к материнству.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты первого блока. Исследование проводилось на одной экспериментальной группе.Исследование проводилось в один этап.
Группу составили сорок пять женщин в возрасте от 18 до 40 лет, которые были разбиты на три возрастные группы (18–27 лет, 27–33 лет, 33-40 лет).
44 % испытуемых находятся в возрасте от 18 до 27 лет, 33 % – от 27 до 33 лет, 22 % – от 33 до 40 лет;
У 22 % испытуемыхколичество родов1, 51 % – 2-3, 27 % – 4-5;
66 % испытуемых производили аборты, 34 % не производили.
77 % испытуемых данной группы находятся в официальном браке, 15 % разведены, 8 % не состояли.
Результаты второго блока. Показатели теста «Психологическая готовность к материнству».
Диаграмма 1
Таким образом, анализ полученных данных показывает, что у более 50 % испытуемых не хватка чувств и эмоций по отношению к материнству либо присутствует гиперответственность и материнский эгоизм. Лишь у 47 % анкетированных спокойное, ровное и гармоничное отношение к материнству.
На основании полученных данных (диаграмма 1) можно сделать вывод о достаточно плохой психологической готовности к материнству. Возможной причиной недостаточной готовности является то, что женщины мало обращают внимание на сам процесс психологической готовности к рождением ребенка.
Результаты второго теста определили готовность к рождению ребенка.
Диаграмма 2
Всего лишь у 48 % респондентов присутствует внутренняя готовность к материнству. У остальных 52 % респондентов показатель готовности к рождению ребенка очень низок. Из которых 24 % еще не готовы подойти к рождению ребенка со всей необходимой ответственностью, а 28 % – категория людей, которые делают своих детей средством достижения своих нереализованных целей. Особое внимание следует обратить на то, что люди, определяющие своих детей средством достижения своих нереализованных целей в частности не осознают этого.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые данной группы в частности не готовы к рождению ребенка и не осознают всю ответственность, которая появляется у женщины, решившей родить малыша.
В целом было выявлено, что примерно 50 % женщин готовы к материнству по всем параметрам, однако уровень количество неготовых к материнству оказался все же больше.
Такие результаты можно объяснить тем, что большее количество испытуемых составляло возрастная группа то 18 до 27 лет. Эта возрастная группа ,которая меньше осознаёт смысл детей и радость материнства, и не чувствует уверенность в том, что сможет вырастить ребёнка, взять на себя ответственность за его воспитание и развитие. Подтверждается это и тем, что у опрошенных в возрасте 18-27 лет рождение ребёнка в первую очередь ассоциируется с ограничением свободы, отсутствием личной жизни, появлением непреодолимых трудностей. Радость в материнстве эти респонденты не видят.
Что касается возрастных групп, от 27 до 33 лет, также от 33 до 40 лет ценность ребёнка в жизни респондентов данных возрастных групп имеет важное значение. С ними женщины связывают свою ценность жизни.
Заключение
В настоящее время изучение степени психологической готовности к материнству женщин разного возраста является гарантом успешной демографической, семейной и социальной политики любого государства. Готовность к материнству характеризует «стартовый уровень» содержания материнской сферы, образует фундамент, на котором строится реальное поведение женщин.
Анализ полученных данных выявил, что более 40 % женщин будучи уже беременными не готовы быть матерями, что подтверждает существующие проблемы настоящего времени, такие как:
• падение рождаемости
• огромное число распадающихся семей
• рост числа случаев жестокого обращения с ребёнком
• не разработанность социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Знания степени готовности женщины позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах.[4]
Результаты данного исследования должны послужить основой мероприятий, направленных :
• на разработку психологической программы по подготовке женщин к материнству;
• на более углубленное изучение психологической готовности разных возрастных групп женщин,;
• на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;
• на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства.