Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

MODERN APPROACHES TO INTRODUCE MULTILINGUAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Nurakhunova G.M. 1 Smanova A. 1
1 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
The article highlights the stages of implementation of multilingual education in Kazakhstan. 3 main stages of development of education reform in modern Kazakhstan have been considered. The issues of ethno-cultural and multicultural education were most actively explored at the first and edge of the second stages. The middle of the second period was marked by the development of State standards of education and programs upgrading. The third stage is again characterized by deepening of multicultural vector of educational policy in connection with intensification of integration processes. Analysis of documents on education reflects the periods of development of independent State: establishing of national education system; reforming of education system in anticipation of integration process; intensification of the processes of accession of Kazakhstan into the global educational space. Multicultural education was implemented in a specific historical, political and pedagogical aspect. In the initial period of formation of educational system of Independent Kazakhstan, ethno-cultural model of education was dominant, however, in the following years the multicultural model based on development of three languages ​​ – Kazakh, Russian and English, began rapid development.
multicultural education
ethno-cultural education
reform
educational policy
integration

Обострение социальных кризисов в мире, активизация борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом населения, усиливающаяся миграция – все это актуализирует проблему поликультурного образования. Независимый Казахстан проходит этап активной интеграции в единое общемировое пространство. Республика вошла в состав Евразийского союза, является членом Шанхайской организации, планируется вхождение в ВТО. В образовательной системе государства создаются условия для формирования поликультурной личности. Воспитание подобной личности требует научного и системного подхода. Необходимо учитывать, что поликультурная компетентность помимо знания нескольких иностранных языков, включает в себя владение комплексом психологических, культурологических, мировоззренческих, вербальных кодов, позволяющих строить равноправный и доброжелательный диалог с носителями разных культур. Стержнем такой личности должен выступать исторически сложившийся этнокультурный концепт, составляющий основу самоидентификации и сохранения исторической памяти.

Цель поликультурного образования – это воспитание толерантной личности с этнической самоидентификацией, способного к активной и полезной деятельности в многонациональном и поликультурном окружении, умеющего выстраивать равноправный и уважительный диалог с представителями инокультурного окружения. Глава государства Н.А. Назарбаев неоднократно указывал на особое географическое положение и уникальную модель поликультурного сосуществования в стране, создававшуюся на протяжении многих лет. «Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности» [8].

Выделяют 3 основных этапа развития современной системы образования Казахстана.

1 этап: 1991-1995 гг., характеризуется кризисом образовательной системы, введением обязательного девятилетнего срока обучения, снижением ВВП на образования до 3,5 %.

2 этап 1996-2006 гг. – углубление кризиса и стабилизация развития образования, обновление его содержания, подготовка к реформам и переходу к 12-летнему сроку обучения.

3 этап – с 2007 по настоящее время – дальнейшее развитие образовательной системы, реформирование системы по переходу к 12-летнему образованию, внедрение компетентного подхода [5].

Поликультурный характер обучения в той или иной мере присутствовал во всех этапах развития системы, наиболее активно вопросы этнокультурного и поликультурного обучения ставились на первом и на рубеже второго периодов. Середина второго периода была отмечена разработкой государственных стандартов образования и обновлением программ. Третий этап вновь характеризуется углублением поликультурного вектора образовательной политики в связи с усилением интеграционных процессов.

На первом этапе развитие школьная система переживало период становления и наработки опыта построения поликультурной и инновационной модели среднего образования.

В начале 90-х гг. проблемы поликультурного образования обсуждались параллельно с идеями этнопедагогики, которые рассматривали, в основном, воспитательно-образовательные проблемы казахской народной педагогики.

В 1992 г. стали открываться совместные учреждения образования. К 2004 году в Казахстане насчитывалось 155 частных школ. Многочисленные гимназии, частные школы, лицеи, школы для одарённых детей, школы, с углублённым изучением предметов, казахстанско-американские, казахстанско-турецкие лицеи и т.д. способствовали дальнейшему накоплению опыта поликультурного образования.

Стремительные изменения в экономической и политической жизни общества сопровождаются изменениями в общественном сознании. Переосмысливаются традиционные педагогические модели воспитания, активно изучаются социокультурные, этнопедагогические, поликультурные работы. Унифицированная система советского образования, способствовавшая отчуждению от своих национальных корней, актуализировала этнокультурную проблему воспитания.

Одним из главных условий принятия иной культуры является способность личности к самоидентификации, осознанию своих национальных корней. Известный исследователь Н.А. Бердяев в книге «Судьба России» писал: «Национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные» [2].Определяя основные направления воспитания, в законодательных документах рассматриваемого периода указываются такие факторы как «традиции народной культуры», «взаимопроникновение культур», специфику региональных и культурных особенностей, местные условия. В них особое внимание обращается на роль родного языка, подчёркивается, что мировоззрение личности и ее «национальная идеология» зависят от владения родного языка. Поэтому «одно из главных целей современного общества является актуализация процесса изучения родного языка» [3].

В 1996 году выходит «Концепция этнокультурного развития образования в РК», разработанная Национальным советом по государственной политике при президенте РК [4], во главу угла которой была поставлена идея сохранения самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей других культур. Актуальность создания концепции определялось недостаточно высоким уровнем овладения учащимися национальной культурой и языком, слабым знанием других этнических групп, проживающих в Казахстане.

Принятие данной концепции ознаменовало собой важный этап реформирования системы образования РК и определения ее дальнейшей стратегии развития, послужило значительным стимулом для дальнейшего развития поликультурного образования в республике. Большое значение придается изучению истории Казахстана, физической и экономической географии Казахстана, казахской литературе. Идет переоценка всего исторического развития Казахстана, культивируется национальная идея. В концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан говорится о том, «поликультурная личность – это индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира», это «индивид, ориентированный через свою культуру на другие». Наряду с дефиницией «поликультурной личности» в данном документе отражаются и требования к качествам, которыми поликультурная личность должна обладать. Таковыми являются:

• развитое лингвистическое сознание (подразумевает наличие у индивида знание родного, государственного и иностранного языков, что расширяет кругозор данного индивида и является плодотворной основой для развития поликультурной многогранности индивида);

• целостное мировоззрение (у индивида должна быть сформирована единая картина взаимосвязей между такими понятиями как мир, социум и культура);

• развитое историческое сознание (знание истории складывается из знания мифов, символов, образов, которые также играют важную роль в становлении поликультурной личности);

• развитое географическое сознание (подразумевает становление поликультурной личности сквозь призму страноведческого и этнографического аспектов);

• развитое художественно – эстетическое сознание (приобщение индивида к культурному многообразию всего мира через воспитание в нем чувства прекрасного по средствам великих произведений искусства в различных отраслях).

Новый этап отмечен, прежде всего, развитием поликультурного образования в русле глобализации, когда усиление интеграционных процессов выявляет противоречие между широкими перспективами культурного и экономического взаимодействия и опасностью утраты национальной самобытности. Каждый этнос стремится сохранить свою уникальную самобытную культуру и язык, пытается противостоять ассимиляции и стандартизации в инонациональных или глобальных сообществах. В полиэтнических государствах этносы ищут пути, позволяющие им поддерживать свой демографический состав и культурное своеобразие.

С усилением интеграционных процессов усиливается мобильность людей, их мотивация к изучению иных культур и языков. В условиях активного вовлечения республики в единое мировое культурно-образовательное пространство, одним из главных направлений образования в республике становится воспитание гражданина, не утратившего собственных корней и активно интегрирующего в глобальное пространство. В документах активно вводятся понятия: поликультурность, поликультурная компетентность, поликультурная личность, субъект культуры, толерантность, межэтническое взаимодействие, межкультурная коммуникация, диалог культур, поликультурные ценности.

В последние годы в культурологии обращают внимание на полифонизм культур, представляющих собой уникальное единство различных культурных кодов. В педагогической мысли все чаще разрабатываются работы, в которых утверждается, что поведение людей, принадлежащих к различным культурам и образующих уникальное новое образование из различных по форме и содержанию субкультур, поддается новому осмыслению и изучению, а главное – стратегическому прогнозированию. Изучение уникального этнического опыта социокультурного окружения и верное выстраивание моделей межкультурной коммуникации меняет отношение субъекта в инокультурному окружению, предотвращает социальное напряжение в обществе и в конечном итоге, ведет к созданию гражданина, способного к толерантному диалогу со всеми субкультурами мира.

По поручению главы государства в республике создаются 20 Интеллектуальных школ им. Назарбаева (НИШ) с физико-математическим и химико-биологическим уклоном обучения, в которых разработана модель развития полиязычного образования. В школе вводится трёхъязычная программа обучения, где углубленно изучается казахский язык, а преподавание некоторых предметов ведется на английском и русском языках. В обучении английского языка широко внедряются международные методы принципы тестирования результатов обучения, разрабатываются собственные проекты обучения казахскому и русскому языку. Намечается создать собственную методологию обучения языкам. Планируется на базе республиканского центра ускоренного изучения государственного языка создать центр по координированию процесса реализации полиязычного образования в республике.

В целях дальнейшей реализации «Закона о языках в Республике Казахстан» 7 февраля 2001 г. была утверждена «Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы» [9]. . В этой программе определены три основных направления стратегии государственной политики в области развития языков: расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение культурных функций русского языка; развитие языков этнических меньшинств. Таким образом, государство определило развитие поликультурного образования в качестве приоритетного: «Патриотическое, правовое, поликультурное воспитание – основа государственной идеологии», – говорится в Стратегии развития Казахстана до 2030 года [8].

Государственному языку отводиться особая роль, он выступает в качестве объединявшего центра, обеспечивающего единство казахстанского сообщества.

Посланиие Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» от 2007 года знаменует собой начало 3 этапа развития образовательной траектории государства. В ней предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения, английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику.

С 2012-2013 гг. в стране начали подготовку полиязычных учительских кадров. В 20 вузах страны стали готовить специалистов инженерно-технического и естественнонаучного направлений для работы в полиязычных группах.

По сведениям Бекишева К. «В настоящее время уже функционируют 33 специализированные школы с обучением на трех языках, а в следующем учебном году их количество увеличится до 700. В отдельных вузах (или факультетах) начата работа по обучению на трех языках». [1]

В республике, начиная с 2016 года, изучение английского языка будет вводиться с первого класса. Через пять лет планируется изучение части учебных дисциплин на английском языке в общеобразовательной школе.

Введено ежегодное проведение промежуточного государственного контроля ПГК, в ней главным предметом выступает английский язык. В школах вводятся факультативы, кружки, проекты по английскому языку.

Таким образом, анализ документов об образовании отражает периоды развития независимого государства: построение национальной системы образования; реформирование системы образования в преддверии интеграционных процессов; интенсификация процессов вхождения Казахстана в глобальное образовательное пространство. Поликультурное образование реализовывалось в определённом историческом, политическом и педагогическом аспекте. Если в начальный период становления образовательной системы Независимого Казахстана доминировала этнокультурная модель образования, то в последующие годы стала стремительно развиваться поликультурная модель на основе развития трех языков – казахского, русского, английского.