Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE CONCEPT IS THE UNIFICATION OF PROGRAMMES OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION

Gryzlov V.S. 1
1 Cherepovets State University
The article proposes the concept of unification of programmes of engineering education. The concept laid the uniform requirements for General education, regardless of its direction. A comparative analysis of the competencies included in the GEF IN a number of engineering areas and proposed their generalization. The structure of generic competences and on their basis presents a unified model of engineering education and draft integrated curricula of bachelor’s production and technology direction.
harmonization
competence
engineering education
credit – modular structure
competence model

В процессе модернизации российского высшего образования при переходе на новые стандарты и многоуровневую подготовку, ставится стратегическая задача «формирование фундаментально-нацеленного, практико-ориентированного, инновационного высшего образования». Это промышленно – инновационная стратегия, т.е. организация соединения стратегии развития образования и науки со стратегией развития различных секторов отраслевой экономики. Указанные три аспекта стратегической задачи можно представить как: фундаментально-нацеленное – это объединение направлений в рамках отраслей наук и формирование единых базовых образовательных блоков фундаментальной подготовки студента в рамках лучших традиций российского образования; практико-ориентированное – это создание отраслевых функциональных моделей профессиональной деятельности как формализованных требований к организации образовательного процесса с глубокой практической доминантой; инновационное – это компетентностная модель будущего специалиста, определяющая научно – знаниевую модульную структуру обучения и новые формы аттестации студента, основанные на принципе продуктивного освоения компетенций в направлении формирования профессионального мышления.

Цель исследования. Анализ данной триады и универсальность многих функций инженерной деятельности создают предпосылки применения интегративного подхода к образовательному процессу подготовки бакалавров технических направлений, цель которого – разработать унифицированную модель учебного процесса, определяющую единые требования к общеинженерному образованию вне зависимости от его направления и предложить совокупность необходимых мероприятий для проектирования интегрированных образовательных программ.

В Череповецком государственном университете ведется научно – методическая работа по реализации указанной цели, т.е. разработка концепции унификации программ технического образования. Выбраны четыре направления подготовки бакалавров: 08.03.01 – «Строительство»; 13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника»; 15.03.01 – «Машиностроение»; 22.03.02 –«Металлургия». Концепция должна соответствовать требования ФГОС ВО, принципам компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе работы решалось несколько задач: разработка универсальной функциональной карты инженера; систематика компетенций и разработка интегральной компетентностной карты инженера; предложение по формированию интегрированной модели кредитно – модульной структуры образовательного процесса подготовки бакалавров технического направления.

Разработка универсальной функциональной карты инженера проводилась на базе квалификационных требований отраслевых стандартов и рекомендаций международно-признанной системы сертификации профессиональных инженеров. Результаты, полученного обобщения идентичности требований к типовым функциям инженера, приведены в табл. 1.

В ФГОС ВО по техническим направлениям профессиональные функции представлены в разделе – характеристика профессиональной деятельности. Анализ этих характеристик подтверждает их смысловую аналогию с функциональной картой (табл. 2).

Комплекс компетенций представляет собой набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков и, в зависимости от смыслового объема, образуют определенную структуру укрупненных базовых групп – базовых компетентностей. Системный анализ компетенций, закрепленных в ФГОС ВО, позволяет провести их унификацию и структурирование по группам базовых компетентностей, аналогичных профессиональным функциям (табл. 3). Понятно, что часть компетенций имеют отраслевое наполнение, но в системной модели они фактически идентичны.

Таблица 1

Основные универсальные функции специалистов в области техники и технологии (функциональная карта)

Универсальные функции

Содержание

1. Функция общекультурной и профессиональной этики

связанная с познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно- досуговой и бытовой деятельностью

2. Функция нормативных общетехнических знаний

представляющая научный фундамент для проведения исследовательского анализа и технического прогнозирования, системного проектирования и концептуального технологического регулирования производства

3. Функция анализа и технического прогнозирования

направлена на выяснение технических противоречий и потребностей производства

4. Функция исследовательской инженерной деятельности

состоит в поиске принципиальной схемы технологического процесса, способе «вписать» намеченную к разработке задачу в рамки законов естественных и технических наук

5. Функция конструкторская

совокупность известных технических методов и элементов, которая обладает новыми функциональными свойствами, качественно отличается от всех прочих.

6. Функция проектирования

техническая идея приобретает свою окончательную форму в виде чертежей рабочего проекта, что само по себе завершает период инженерной подготовки производства

7. Функция технологическая

связана с соединением технических процессов с трудовыми, чтобы в результате взаимодействия людей и техники затраты времени и материалов были минимальны, a техническая система работала продуктивно

8. Функция регулирования производства

непосредственно на месте организовать труд рабочего с трудом других и подчинить совместную деятельность работников решению конкретной технической задачи

9. Функция эксплуатации и ремонта оборудования

отладка и техническое обслуживание машин, автоматов, технологических линий, контроль за режимом их работы

10. Функция инвестиционно-экономическая

заключаются в постоянном анализ и планирование экономических результатов, увеличении эффективности производства и укреплении её позиций на рынке

Таблица 2

Характеристики профессиональной деятельности бакалавров в области техники и технологии согласно ФГОС ВО

№ п/п

ФГОС ВО по направлениям

Интегральные характеристики

08.03.01. Строительство

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

15.03.01 Машиностроение

22.03.02 Металлургия

1

общекультурная этика и обще-техническая норма знаний

общекультурная этика и обще-техническая норма знаний

общекультурная этика и обще-техническая норма знаний

общекультурная этика и обще-техническая норма знаний

интеллектуально-корпоративная

2

экспериментально исследовательская

научно-исследовательская;

научно-исследовательская;

научно-исследовательская

научно-исследовательская; экспертно-аналитическая

3

изыскательская и проектно-конструкторская;

проектно-конструкторская

проектно-конструкторская

проектно-технологическая и аналитическая

проектно-конструкторская

4

производственно-технологическая

производственно-технологическая

производственно-технологическая

производственно-технологическая

производственно-технологическая

5

производственно-управленческая

организационно-управленческая

организационно-управленческая

организационно-управленческая

организационно-управленческая

6

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная

сервисно-эксплуатационная

   

сервисно-экс-плуатационная

7

предпринимательская

     

инвестиционно-экономическая

Профессиональные функции являются, в определенной степени, задачами, которые инженерные сообщества и работодатели ставятся перед высшей школой; итогом решения этих задач является формирование профессионального мышления будущего инженера в виде освоения комплекса базовых компетентностей, a механизмом решения выступают образовательные программы и учебные модули, разрабатываемые вузовским сообществом (рисунок).

Таблица 3

Системный анализ и структурирование компетенций бакалавра техники и технологии для направлений: 08.03.01, 13.03.02, 15.03.01, 22.03.02 (компетентностная карта)

Базовые компетентности

Компетенции

1

2

1. Интеллектуально-корпоративные

(ОК-1) способность использовать основы философских знаний, для формирования мировоззренческой позиции

(ОК-2) способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

(ОК-3) способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

(ОК-4) способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

(ОК-5) способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

(ОК-6) способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

(ОК-7) способность к самоорганизации и самообразованию

(ОК-8) способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

(ОК-9) способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

1

2

2. Научно-исследовательские

(ОПК-1) умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

(ОПК-2) осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий;

(ОПК-3) знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности.

3. Экспертно-аналитические

(ОПК-4) готовность выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью и условиями эксплуатации; способность выбирать методы исследования, планировать и проводить необходимые эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы

(ОПК-5) способность следовать метрологическим нормам и правилам, выполнять требования национальных и международных стандартов в области профессиональной деятельности; умением проводить патентные исследования

(ОПК-6) способность составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок

4. Проектно-конструкторские

(ПК-1) способность принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические и экологические требования

(ПК-2) готовность использовать стандартные программные средства при проектировании

(ПК-3) способность оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам и проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений

5. Производственно-технологические

(ПК-4) способность разрабатывать технологическую и производственную документацию с использованием современных инструментальных средств; определять технологические параметры и режимы работы объектов профессиональной деятельности

(ПК-5) готовность обеспечивать требуемые режимы и заданные параметры технологического процесса по заданной методике; знание требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды

(ПК-6) способность к контролю соблюдения технологической дисциплины, к контролю параметров технологических режимов производства, к обслуживанию и эксплуатации технологического оборудования; умением применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности и вести подготовку документации по менеджменту качества

(ПК-7) способность участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых объектов и образцов

6. Организационно-управленческие

(ПК-8) способность к решению задач в области организации и нормирования труда, использовать процессный подход, разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов производственных подразделений, составление технической документации, a также установленной отчетности по утвержденным формам

(ПК-9) владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

(ПК-10) готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом, использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом

(ПК-11) умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчетность по установленным формам

(ПК-12) готовность выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества выпускаемой продукции

1

2

7. Сервисно-эксплуатационные

(ПК-13) способность к участию в пуско-наладочных работах, обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования; умением осваивать вводимое оборудование

(ПК-14) умение проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического объекта, организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования

(ПК-15) владение методами монтажа, наладки, испытания и ввода в эксплуатацию оборудования, приборов, установок, узлов, систем

8. Инвестиционно-экономические

(ПК-16) умение проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать меры по повышению технической и экономической эффективности работы предприятий

(ПК-17) способность к разработке мероприятий повышения инвестиционной привлекательности объектов; умение проводить анализ и оценку результатов деятельности производственных подразделений

(ПК-18) готовность использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности, планировать работу персонала и фондов оплаты труда

 

pic_1.wmf

Схема взаимосвязи функционально-компетентностных карт в учебном процессе

Универсальность инженерного образования частично базируется на теории поуровнего освоения знаний [1] и балансовом методе его проектирования, т.е. закономерной последовательности усвоения знаний должно соответствовать обоснованное проектирование обучающих технологий, a также точный расчет дидактических приемов, способствующих оптимизации учебного процесса. Поуровневое освоение знаний создает условия последовательного приобретения студентом потенциальных способностей как формы его начальной компетентности в направлении развития профессионального мышления. В процессе обучения, мышление студента трансформируется от общеобразовательного «способность дать оценку выбора направления своего обучения» к профессионально – ориентированному «способность решения прикладных задач специализированной профессиональной направленности» (табл. 4).

Согласно приведенной схемы (табл. 4), образовательный процесс (бакалавриат – магистратура) можно разделить на три этапа:

1 – формирование основ фундаментального образования – уровень приобретения общекультурных и научно-технических компетентностей. Базовое фундаментально-нацеленное образование, унифицированное для бакалавров технических направлений.

2 – формирование основ отраслевого базового образования – уровень приобретения общепрофессиональных и профессиональных – ориентированных компетентностей.

3 – формирование основ специального профильного образования – уровень приобретения профессионально-специализированных компетентностей. Освоение практических навыков и умений в одной из выбранных программ отраслевого направления.

Важно понимать, что освоение студентом компетентностей – это циклический интегративный процесс, в котором кроме содержания образования важны также формы, технологии обучения и преподавания. Процесс формирования компетентностей является накопительным и только по завершении образовательной программы, можно делать выводы о его успешности. В целом, это позволяет создать унифицированную компетентностную модель будущего инженера для проектирования учебных модулей образовательной программы [2].

Таблица 4

Схема трансформации способностей студентов технических направлений в процессе обучения

Бакалавриат

Магистратура

1-й курс.

Уровень представления

2-й курс.

Уровень узнавания

3-й курс.

Уровень воспроизведения

4-й курс.

Уровень знаний и навыков

1-2- й курсы.

Уровень углубленных специализированных знаний и умений

Формирование профессионального мышления

1.wmf

1.

Способность дать оценку выбора направления своего обучения

2.

Способность обобщения научных принципов в структурную модель изучаемой предметной области

3.

Способность решения экспериментально- теоретических задач отраслевой направленности

4.

Способность выбора и определения концептуальных отраслевых решений

5.

Способность решения прикладных задач специализированной отраслевой направленности

Основы фундаментального образования

Основы отраслевого базового образования

Основы специального профильного образования

Формирование учебных модулей, как механизма решения задач взаимосвязи профессиональных функций и компетенций должно базироваться на имеющемся накопленном опыте подготовки специалистов отрасли. В данной работе предложен перечень учебных модулей (табл. 5) по базовой и вариативной частям образовательных программ, с закреплением их за разделами подготовки: общекультурной, обще-профессиональной, профессионально-ориентированной, профессионально-прикладной. Кредитно-модульная система обучения – это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц (З.Е.). Учебные модули представляют собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методического обеспечения и т.п. В соответствии с базовыми компетентностями, они подразделяются на базовые и профессионально-ориентированные.

Таблица 5

Унифицированный перечень учебных модулей

Базовая часть

Вариативная часть

Общекультурные

Обще-профессиональные

Профессионально-ориентированные

Профессионально-прикладные

Модуль 1.

Теория жизнедеятельности и межличностных отношений

Модуль 3.

Теория информационно-математического мышления

Модуль 6.

Теория проектирования объектов профессиональной деятельности

Модуль12.

Основы прикладной специализации (курсы по выбору)

Модуль 4.

Теория вещества

Модуль 7.

Основы энергоресурсо-сбережения

Модуль 2.

Основы инженерной деятельности

Модуль 5.

Теоретические основы инженерной базы отрасли

Модуль 8.

Технологические основы отраслевых процессов

Модуль 9.

Практика организации и управления в отрасли

Модуль 10.

Основы эксплуатационной надежности

Модуль 11.

Теория экономики, инноваций и инвестиций

Выпускная квалификационная работа

1–4 семестры

5–8 семестры

Важным моментом модульной технологии является представление ее содержания в наглядном, удобном для понимания и использования виде. Структура модульной программы должна соотноситься со структурой профессиональной деятельности специалистов, раскрывать смысл профессиональных функций и закреплять их понимание через приобретение профессиональных компетенций. Поэтому названия модулей и последовательность их освоения должны создавать у студента четкое понимание будущей работы. Таким образом, достигается ориентация знаниевой части образовательной программы на компетентностную модель.

pic_2.tif

Рис. 2. Проект кредитно-модульной структуры ОП бакалавриата технического направления

pic_3.tif

Рис. 3. Схема причинно-следственной связи накопительного процесса освоения базовых компетентностей

Отличительной особенностью предлагаемой интегрированной модели кредитно – модульной структуры образовательного процесса подготовки бакалавров технического направления (рис. 2), является практическая идентичность базовой части, как первого этапа формирования основ высшего технического образования и адекватность структуры модулей вариативной части в направлении формирования основ отраслевого образования.

В целом, это создает условия унификации образовательных программ, как в части набора общеобразовательных дисциплин, так и в части дидактических приемов при освоении дисциплин профессиональной направленности. Студент, выбирая техническое направление образования, имеет реальную возможность социально-профессиональной мобильности, исходя из своих интересов и потребностей регионального рынка.

При рассмотрении схемы формирования способностей студента в рамках кредитно – модульной структуры ОП (табл. 4, рис. 2), как механизма последовательного накопительного освоения компетентностей, наглядно проявляются причинно – следственные связи трех составляющих технического образования: способностей, базовых компетентностей, учебных модулей (рис. 3).

Представленная (рис. 3) схема может быть рекомендована как универсальная модель подготовки бакалавров производственно-технологического направления, отражающая основные аспекты высшего образования.

Заключение

Разработанная концепция, наглядно подтверждает возможность унификации программ высшего технического образования. Основой унификации являются: разработка универсальной функционально-компетентностная карты; проектирование интегрированной, кредитно-модульной структуры образовательных программ; понимание, что компетентностная модель будущего специалиста определяет научно-знаниевую структуру учебной технологии, a освоение компетентностей является, накопительным, интегративным процессом.