Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В условиях новой экономической реальности (финансово-экономического кризиса, международных санкций, уменьшения платежеспособного спроса населения) для российских гостиничных предприятий возрастает роль внутреннего рынка услуг гостеприимства. Одним из способов повышения операционной эффективности и устойчивости в среднесрочной перспективе для российских отелей является формирование сетевых организационно-экономических структур (см [4]) и оптимизация бизнес-процессов за счет широкого использования интернет-технологий [2, 3, 5, 6].

В условиях изменчивой экономической ситуации удобным инструментом анализа являются имитационные модели организационно-экономических систем. Одним из подходов в рамках имитационного моделирования является системная динамика, позволяющая описать прямые и обратные причинно-следственные связи между элементами в сложной организационно-экономической системе. Приведенные на рис. 1 и 2 схемы разработаны с помощью компьютерной программы имитационного моделирования AnyLogic (http://www.anylogic.com), приемы работы с которой подробнее изложены, в частности, в [1].

На рис. 1 показан фрагмент системно-динамической модели несетевого отеля: объекты с именами Hotel, Brand, WebSite, Nalog представляют собой накопители, связи между накопителями характеризуют как финансовые потоки (NFlow, BCF, AdvFlow), так и потоки клиентов (ClientFlow). Зная характеристику потока клиентов в натуральных показателях, можно рассчитать характеристики связанного с ним денежного потока.

На рис. 2 показан фрагмент системно-динамической модели гостиничной сети, которая позволяет проанализировать как характеристики общего потока клиентов, так и взаимодействие потоков клиентов различных отелей одной и той же гостиничной сети, в частности, учесть различные эффекты («каннибализации» и другие).

Разработанные модели позволяют изучить и сравнить структуру несетевых отелей и гостиничных сетей и выявить факторы, влияющие на эффективность их деятельности.

pic_17.tif

Рис. 1. Фрагмент системно-динамической модели несетевого отеля

pic_18.tif

Рис. 2. Фрагмент системно-динамической модели гостиничной сети