Категория развития, пожалуй, является структурообразующей в системе педагогических категорий: и цель, и сам процесс, и результат образования – это развитие сущностных сил человека из потенции в актуальность, то есть разворачивание идеального образа целостного, гармоничного человека, который коренится как архетип человеческой сущности в глубинах коллективного бессознательного. Ребенок – не болванка, отлитая в заданной учителем форме; поэтому процесс развития выступает скорее как саморазвитие, где учитель управляет, направляет, поправляет ребенка на пути обретения им самого себя как существа социального, уникального, универсального. В рамках реализации компетентностного подхода учитель призван помочь ребенку раскрыть заложенные в нем способности и выработать потребность в их актуализации. Формируя компетенцию личностного саморазвития, учитель в своей работе уподобляется психотерапевту, вытаскивая бессознательные склонности, способности и таланты ребенка в сферу осознаваемого интереса и мотивации. Учитель не столько «задает», сколько «открывает», и эта радость «открытия» дает мощный импульс к саморазвитию ребенка и, в итоге, формированию его компетенций личностного самоопределения и самосовершенствования.
Занимаясь стратегическим планированием будущего ребенка, учитель не может дать ему готовых алгоритмов решения всех возможных жизненных проблем: в управлении образовательным процессом задача педагога – помочь ребенку ориентироваться в изменяющемся социуме, выработать собственное отношение к этому миру, определить свое место и значение в нем. Критерием эффективности работы педагога на этом пути должно быть соответствие результата образования его идеальной цели – осуществление процесса саморазвития сущностных сил человека. Таким образом, формирование компетенции личностного саморазвития и самосовершенствования должно стать важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса современной школы.