Формирование общекультурных компетенций школьников требует включения религии в арсенал педагогических средств воспитания в соответствии с российскими национальными духовными традициями, поскольку «как церковь, так и школа выполняют одну социальную функцию: воспитание духовно-нравственной, добродетельной личности, живущей в соответствии с нормами общественного бытия» [1]. Обращение к духовно-религиозным основаниям ментальности русского народа в практике нравственного воспитания не предполагает включения детей в ритуализированное пространство религии: речь идет не о религиозном воспитании, а о религиозном просвещении. Ведь религия, как и философия, формирует у людей представление об иерархии ценностей как основе целостного мира человека. Тем самым, религия сама выступает философской ценностью.
Религия утверждает Бога в качестве высшей истины – фундамента всех иных ценностей. Утверждая, что жизнь полна страданий, и только следование наставлениям Бога позволяет постичь жизнь как божественную благодать, религия служит своеобразным механизмом социального и личностного контроля, позволяющего выстраивать взаимоотношения в обществе на основе общепризнанных норм и ценностей, ограждая человека от соблазна переступания через границы чужого самоопределения. В системе философских категорий Бог – это любовь, благо, высшее блаженство. В рамках этого определения оформляются религиозные ценности, воспринимаемые как безусловные и всеобщие, в какой бы религии они ни постулировались. Именно здесь, в поле пересечения смыслов и ценностей разных религий, прорисовывается общечеловеческое, нравственное содержание религии, которое и должно активно использоваться в образовательной деятельности педагога.