Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В 2011 г. Россия ратифицировала Европейскую социальную Хартию, предусматривающую обязательное введение в школьные программы сексуального просвещения детей в целях обеспечения их здоровья и безопасности. Между тем, для внедрения в России методик полового просвещения в школьное воспитание, необходимо, на наш взгляд, обращение не к зарубежному опыту, а к собственным культурным традициям, отраженным, в частности, в философских воззрениях русских мыслителей XIX – начала XX веков. Философы раскрывают суть мужского и женского начал в человеке: ребенок нуждается в отцовской любви так же, как и в материнской, вбирая в себя лучшие черты обоих родителей. Таким образом происходит слияние мужской и женской индивидуальностей в природе человека, в то время как «эволюция человека идет по мере обогащения культурно-историческим опытом взаимодействия с противоположным полом, в результате чего происходит… закрепление этого коллективного опыта человечества в андрогинических архетипах» [1, с. 15]. Большинство отечественных ученых в развитии психического пола признают доминирующими социальные и духовные факторы над биологическими, усматривая суть полового воспитания в нравственном возвышении человека. Первичное условие духовного воспитания детей – единство родителей в их супружеской жизни: семья дает детям образцы: матери, несущей любовь и защиту, и отца, дающего питание и справедливость.

Таким образом, в ментальных традициях русского народа половое воспитание неразрывно связано с семейным. В связи с этим представляется вполне разумным требование уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова о замене полового просвещения в школе курсом «Этика и психология семейной жизни». Западный формат полового просвещения, акцентирующий лишь биологические различия полов, вряд ли применим в пространстве русской культуры и воспитательной практики.