Проблемы обучения и поиска новых методов преподавания дисциплин в учебных заведениях, дающих не только знания, но и профессию, возникают по мере научно-технического прогресса и развития человеческого общества. Однако, высшая школа столкнулась сегодня с задачами, которые ранее не решались в рамках высшего образования. Это, прежде всего, формирование саморазвивающейся и творческой личности, профессионала, ориентированного не просто на реализацию своих профессиональных навыков и приложение их в жизни, но и на постоянное обучение, самосовершенствование. Но более важно то, что современный студент, будущий специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками, компетенциями в такой сфере, как предпринимательство и инновационная деятельность, вне зависимости от того, какую специальность он получает. Это связано с тем, что современная экономическая доктрина ориентирована на обновление и инновации, на предпринимательский дух, новаторов и изобретателей. Переход к новой экономической модели в России не возможен без воспитания нового поколения специалистов, которые стали бы основой и нового общества.
Необходимость формирования нового подхода и методов обучения обусловлена следующим:
1. Запросы и требования рынка труда: новая модель экономического развития и новые потребности бизнеса, основанные на инновациях. Акцент на наукоемкие отрасли промышленности в экономическом развитии требует соответствующих специалистов, способных вести научные исследования, разрабатывать новую продукцию, внедрять ее в производство, обеспечивать ее коммерциализацию и эффективность. Таким образом, кроме собственно разработчиков и проектировщиков, в инновационные процессы вовлечены и специалисты по менеджменту, организации производства, экономисты, юристы, специалисты рабочих специальностей и др.
2. Важность творческого подхода в любой сфере трудоустройства студентов. Если мы говорим об инновационной экономике, то мы должны понимать, что инновации в отдельно взятой отрасли или сфере деятельности невозможны. Где бы ни работал молодой специалист, при переходе на инновационную экономическую модель он неизбежно окажется вовлеченным в инновационные процессы.
3. Формирование инициативности и предпринимательского духа студентов. Важнейшей составляющей успеха инновационной экономики является наличие предпринимательского духа, который, сочетая в себе стремление к обновлению и коммерческую составляющую, решает проблему разрыва между бизнесом и наукой естественным путем, без каких-либо специальных искусственных бюрократических решений.
4. Создание психологической базы для инновационного предпринимательского мышления. Молодому специалисту и так сложно остаться один на один с рынком труда, поэтому еще в университете мы должны подготовить его для самостоятельной практической деятельности не только как исполнителя у компании-работодателя, но и как предпринимателя.
Основные проблемы традиционного подхода к обучению в высшей школе (лекции-практика-семинары) связаны с безинициативностью и незаинтересованностью студентов в области решения поставленных при изучении дисциплины задач, освоения теоретического материала. Также, традиционные методы обучения приводят к отсутствию связи между теорией и практикой при изучении дисциплин, особенно это касается экономических и гуманитарных направлений. Кроме того, важнейшая проблема традиционных методов обучения – это отсутствие системности в обучении и тем самым – отсутствие у студентов логической взаимосвязи между изучаемыми дисциплинами. К сожалению, мы вынуждены констатировать: важнейшая проблема наиболее распространенных методов обучения студентов заключается в том, что каждая изучаемая наука в отдельности синтезируется в системное знание только у самых способных студентов. Отсюда, определим основные задачи, которые должна решать более совершенная система обучения студентов в высших учебных заведениях:
1. «Воспитание» менеджеров-предпринимателей, исходя из посылки, что каждая профессия, каждая сфера деятельности является потенциально инновационной и предпринимательской. Важно научить студентов искать и находить пути приложения своих профессиональных знаний и навыков в предпринимательской деятельности.
2. Формирование комплексного подхода в обучении с целью понимания студентами смысла изучения каждой дисциплины. Все дисциплины, входящие в учебные планы выпускающих подразделений, должны быть увязаны некой единой концепцией, работать на формирование базовых профессиональных компетенций и обеспечивать взаимосвязь между основной профессией и инновационно-предпринимательскими компетенциями.
3. Создание соответствующей психологической базы для предпринимательского мышления посредством новых методов обучения: инициативность, самостоятельная постановка задачи и нахождение путей ее решения, самостоятельная работа по поиску теоретического материала и т.п.
Предлагаемые методы обучения студентов и основные результаты внедрения представлены в таблице.
Работа в команде показала себя как эффективный механизм усвоения теоретического материала даже не самыми успевающими и способными студентами. Взаимодействие членов команды и возможность свободного рассуждения, отсутствие необходимости заучивания теории, интерес к решению задачи активизирует когнитивную функцию обучающихся. Также, студенты, зная, что при работе приветствуется творческий подход и генерирование идей, перестают акцентировать внимание на оценке, вовлекаясь в процесс решения задачи, в участие в совместных обсуждениях.
Ролевые деловые игры – это сценарные игры, основанные на распределение ролей по кейсу, и направленные на раскрепощение студентов и решение задачи, проигрывая реальную ситуацию. Например, в экспериментальных группах проводились игры, направленные на формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций и ведения переговоров. Если вначале студенты были немного скованны, то в процессе игры они постепенно вовлеклись в ситуацию, вжились в роли, стали активно участвовать и обсуждать проблемные ситуации. В результате в игровой форме были освоены такие темы по менеджменту, как «Конфликты и методы управления конфликтами», «Теория игр и ее применение в управлении организациями», a также «Стратегия и тактика ведения переговоров».
Метод обучения |
Основные результаты внедрения метода |
Работа в команде, совместное решение кейсов, общих задач. |
1. Рост процента усвоения теоретического материала студентами (они объясняют друг другу, спорят, доказывают свою точку зрения в процессе решения задачи) 2. Рост заинтересованности в выполнении работы (каждому хочется проявить себя) 3. Развитие навыков ведения дискуссии и диалога, совместного нахождения решения 4. Раскрепощение и более свободное ощущение себя в аудитории и с преподавателем; смещение фокуса внимания с оценки, выставляемой преподавателем, на суть работы |
Деловые игры, основанные на исполнении каждым студентом определенной роли по сценарию |
Формирование благоприятного социально-психологического климата и стимулирование творческой активности студентов |
Деловые игры и задачи, направленные на формирование нестандартного мышления |
Выход за рамки стереотипного мышления, развитие творческого потенциала, повышение заинтересованности в изучении дисциплины |
Выполнение единой логически взаимосвязанной работы (проекта) в течение всего срока изучения дисциплины |
Системное восприятие и понимание сущности изучаемой дисциплины Моментальная отработка теории на практике, применение полученных на лекции знаний в решении практических задач |
Проверка теоретических знаний студентов на основе выполненных практических работ и участия в семинарах |
1. Наглядно проявляется степень усвоения и понимания теоретического материала, a не его «зазубривание» 2. Появляется возможность у любого студента проявить себя, свой подход, поэтому оценки даже у не очень успевающих студентов становятся гораздо выше, чем при традиционном подходе |
Деловые игры и задачи, направленные на формирование нестандартного мышления – это различные задания, связанные с поиском решения проблемы, требующей проявления творческого подхода, ассоциативного мышления. Например, экспериментальной группе студентов давались логические задачи, задачи на нестандартное использование привычных вещей, построение ассоциативных цепочек. После решения задач на математическую логику испытуемые сложно перестраивались на нестандартное мышление, однако с каждой последующей подобной задачей время их решения сокращалось: первую задачу на нестандартное мышление студенты решили за 13 минут, вторую – за 7 минут, третья потребовала уже около 5 минут. Это говорит о том, что навыкам нестандартного мышления, творческого полхода можно и нужно учить!
Для формирования эффективной системы обучения инновационному мышлению студентов необходимо обучение установке на постоянный процесс обновления, так как внедрение инноваций в уже работающий механизм более рискованный процесс; обучение тем специальностям, которые реально востребованы на местном рынке, a также сочетание лекционного обучения и виртуального (симуляторы, игры) как симбиоз теории и практики.
Таким образом, системность и междисциплинарность в обучении дисциплины будет способствовать формированию заинтересованных в обучении студентов и впоследствии молодых специалистов, отвечающих требованиям времени: инициативных, обладающих предпринимательским духом и творческим подходом, способных генерировать идеи.