Философия с самого начала своего появления и по сегодняшний день стремилась не только понять существование системы образования, но и сформулировать новейшие ценности и границы образования. В XX веке стало складываться новое направление философско-педагогических исследований – философия образования, как философская рефлексия проблем образования. Многие ученые полагают, что на сегодняшний день традиционная форма образования исчерпала себя, что «сегодня необходимо кардинальное изменение не только политического мышления, но и педагогического – в русле его гуманитаризации и экологизации, «космичности»» [1, с. 153–154].
Повсеместные процессы глобализации определили тенденцию развития науки по пути ее экологизации, то есть восстановления гармонии между миром природы и человека, поскольку неразумная деятельность Homo sapiens достигла таких масштабов, что поставила под сомнение само существование цивилизации. Философия образования и занимается поиском новых парадигм развития образования, вписывающих его как значимый элемент социальной системы в общую картину бытия человека в мире. Только экологический подход к тенденциям развития современной науки может обеспечить будущее человечества: не господство над миром, a солидарность со всеми фрагментами целостного мира.
Незавершенность обособления философии образования, подразумевает пересечение философии образования с исходными для нее науками – философией, педагогикой, социологией, психологией, культурологией и др. Это свидетельствует о междисциплинарном характере философии образования, ориентируя на поиск собственной предметной области в системе науки. Выделение философии образования как самостоятельного научного знания – важный этап в поиске новых ценностей и смыслов образования.