Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1, 2 Potapenko L.V. 2, 1
1
2

Несмотря на достигнутые в последние годы успехи в совершенствовании оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в Ивановской области [1], проблема ДТП продолжает оставаться актуальной, a показатели аварийности остаются высокими [2]. Социально-экономический ущерб от гибели пострадавших в ДТП Ивановской области за 2010–2014 годы превысил 7 782 млн рублей [3]. Пешеходы являются основными незащищенными и максимально уязвимыми участниками дорожного движения, в связи с чем, во время ДТП получают довольно тяжелые травмы, нередко ведущие к их гибели. Значительная часть ДТП с участием пешеходов происходит в населенных пунктах в дневное время, когда потоки пешеходов являются максимальными. При наезде на пешехода, он чаще всего получает черепно-мозговую травму от удара о части автомобиля, a также повреждения нижних конечностей от ушибов, до множественных переломов. Особую группу риска составляют пешеходы пожилого возраста, a также дети. При столкновении пешехода с автомобилем происходит первичное травмирование голеней бампером автомобиля, бедер и таза передней частью капота и капотом, головы – капотом и ветровым стеклом. При этом форма капота или его передней части может сыграть важную роль в травматогенезе повреждений бедер и таза пострадавшего [4]. Одними из основных факторов, влияющих на тяжесть травм, полученных пешеходами в ДТП, являются скорость автомобиля в момент столкновения с пешеходом, a также некоторые конструктивные особенности, такие как масса автомобиля, форма капота и бампера, a также наличие систем обеспечения безопасности пешеходов (активный капот, система автономного экстренного торможения для защиты пешеходов и др.). К сожалению, системы обеспечения безопасности пешеходов присутствуют лишь на современных иностранных автомобилях, которые составляют незначительный процент среди всего автопарка региона. Наиболее тяжелые травмы у пострадавших отмечаются при наезде на пешеходов грузовых автомобилей, a также внедорожников. При превышении установленной скорости движения, пешеходы в результате ДТП получали дополнительные травмы в результате переезда пострадавших колесами автомобиля, a также вторичные повреждения при ударах о дорожное покрытие. У пострадавших пешеходов диагностировались сочетанные травмы головы, груди, таза и нижних конечностей, в большинстве случаев сопровождающиеся развитием травматического шока. В структуре пострадавших в ДТП в Ивановской области доля пешеходов составила 20,6 %, a погибших 22,7 %. При этом соотношение пострадавших мужчин и женщин было практически равным 50,1 и 49,9 % соответственно, a среди погибших преобладали мужчины 60,98 %. Среди пострадавших пешеходов 21,97 % из них находились в состоянии алкогольного опьянения, среди погибших алкогольное опьянение установлено всего у 7,14 %.