Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В период подросткового развития важным психолого-педагогическим новообразованием становится повышение роста самосознания, когда не только расширяется общий кругозор видения мира, но и существенно углубляются познания о собственной социальной значимости. Развивающееся самосознание подростка обуславливает изменение одного из видов его деятельности, a именно учебный труд. В результате происходит переоценка прежних целей и задач учебной деятельности: на первое место выходят социальные мотивы перспективы и самоутверждения. Развитие познавательной мотивации в подростковом возрасте отражается в активизации внимания и обострении интереса к общеобразовательным предметам и разнообразным видам учебной деятельности. В своем стремлении постичь новое подросток не только получает удовлетворение от самого процесса познания, но и начинает серьезно задумываться о потенциальных результатах учебного труда, ибо уже способен осознавать, что они сыграют решающую роль в его социальном становлении.

Стабильность познавательной мотивации учащихся является важнейшим критерием эффективности педагогического процесса. Если учение будет неизменно вызывать у школьников интерес, то это, безусловно, станет содействовать как расширению запаса знаний, так и закономерному повышению их качества. В силу того, что «качество как философская категория – не столько процентный показатель усвоения знаний, сколько глубинный, сущностный показатель прогресса культуры человека» [1], устойчивая познавательная мотивация способствует погружению школьника в ценностное пространство культуры, обеспечивая также более эффективную реализацию его социальных мотивов, что является свидетельством понимания учеником своего гражданского долга и высокой социальной ответственности.