Введение в России образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) ставит перед образовательными учреждениями Высшего профессионального образования ряд задач по выполнению их требований. Среди таких задач можно выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.
Компетентностный подход рассматривается государством как один из главных путей повышения качества не только профессионального, но и общего среднего образования. Новое поколение государственных стандартов общего образования нацелено на формирование у учащегося базовых компетентностей: информационной, коммуникационной, самореализации, самообразования. Для каждой профессии существует дополнительный предметно-специальный набор компетенций, который является конкретизатором общих компетенций для данного профессионального пространства.
Компетентностная модель представляет собой обучение, в котором с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий [1, 2, 3, 4] в рамках учебной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Таким образом, обеспечиваются условия преобразования учебной деятельности студента в профессиональную деятельность будущего специалиста.
Основной единицей задания содержания образования в таком обучении выступает проблемная ситуация во всей своей предметной неоднозначности и противоречивости. Набор таких ситуаций позволяет развернуть содержание образования в динамике путем задания сюжетной основы, моделируемой профессиональной деятельности и создает возможности интеграции знаний разных дисциплин, необходимых для разрешения этих ситуаций.
Применение игрового моделирования, например, в процессе экологической подготовки студентов, позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, при этом вырабатываются навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию [1, 2, 3, 4].
Переход к компетентностному образованию потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы. Изменения должны затронуть следующие области:
– содержание обучения (переход от теоретической информации, мало связанной с практикой, – к ориентированной основе компетентных практических действий);
– педагогическая деятельность преподавателя (от монологического изложения учебного материала – к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося);
– деятельность студента (от позиции пассивного приема и запоминания учебной информации – к творческой активности и диалогу);
– технологическое обеспечение образовательного процесса (внедрение инновационных технологий, позволяющих реализовывать принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся);
– отношение с внешней средой: с семьей, социальным окружением города или деревни, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта и т.д.;
– уровень финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности инновационной системы образования.
Тем не менее, при переводе образования на новый уровень, при его реформировании на компетентностной основе нельзя не опираться на комплекс наук о человеке, не учитывать в процессах образования психологические и социально-культурологические закономерности развития личности и индивидуальности.