Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Владение коммуникативной компетенцией является необходимым требованием к профессиональным качествам педагога: формирование ребенка как значимой единицы социального бытия происходит в коммуникативном пространстве энергообмена «Я-Ты»: ребенок выстраивает видение своего Я через призму близкого ему Ты, глядясь во взрослого как в зеркало. Так происходит становление человека из потенции в актуальность, из возможного в подлинно человеческое, и здесь «критерием истинности бытия выступает отношение «Я – Ты»: связь возможного и действительного в подлинное осуществляется именно через диалог» [1, с. 5].

Диалогичное воспитание не может быть хаотичным, спонтанным – оно должно быть четко организовано по общепринятым этическим, этикетным нормам: познание ребенком истины осуществляется посредством приобщения к добру и красоте, то есть заключено в определенные формы и подчиняются правилам и нормам речевого этикета. В детских садах и школах педагоги уделяют большое внимание обучению воспитанников и школьников вежливости, учат их основам речевого этикета. Между тем, «этикетными» способами осуществления подлинной коммуникации должны владеть и родители, и педагоги, ведь педагог часто учит не столько тому, что говорит, сколько тому, как говорит, как относится к детям, коллегам, как выстраивает пространство диалога. Познавая посредством речи самих себя, мир вещей и людей, ребенок развивает понятийное мышление, что способствует повышению качества его образования. Учитель должен задавать ему образцы речевого поведения, культуры самовыражения и самопознания, при этом должен помнить, что общение – двусторонний процесс, в котором все ученики – полноправные партнеры. Задавая логически выверенные формы мышления, учитель оставляет ребенку возможность наполнять эти формы собственным содержанием, значением и смыслом.