Современная дидактика признает игру в качестве оптимального метода повышения качества обучения. Обучающий потенциал дидактических игр обусловлен возрастной спецификой формирующейся личности школьника: «Игра есть ведущий вид деятельности ребенка и способ активного познания и практического освоения мира» [1, с. 25], и в силу отсутствия необходимого социального опыта он вынужден познавать окружающий мир в щадящих условиях игровой ситуации. Кроме того, игра способствует «сжатию» педагогического процесса, значительно экономя силы педагога и учащихся. В то же время игровые методики позволяют максимально активизировать познавательную активность воспитанников и сформировать устойчивый интерес к постижению изучаемых наук.
Игра обеспечивает прочное усвоение знаний и вырабатывает навыки продуктивной учебной кооперации. Немаловажным здесь является то, что игра оказывает положительное влияние на развитие коллектива, нормализуя общий эмоционально-психологический фон обучения, создавая атмосферу творческого взаимодействия, что содействует повышению качества знаний учащихся и интенсификации образовательного процесса. Использование игровых методик придает сотрудничеству педагога с воспитанниками диалогический характер, обеспечивая эффективность целеполагания и целедостижения. В ходе игровой деятельности реализуются комплексные педагогические цели: гносеологические, воспитательно-мировоззренческие, ценностно-ориентирующие, развивающие, организационно-регламентирующие, оценочно-контролирующие и социализирующие. В совокупности своей подобная многофункциональность и определяет ведущее место дидактической игры в арсенале современных методов обучения, влияющих на повышение качества образования.