Мария Монтессори (1870–1952 гг.) – выдающийся итальянский врач и педагог, разработавшая универсальную методику стимулирования органов чувств у умственно отсталых детей в целях психолого-педагогической коррекции их интеллектуально-умственного и психо-эмоционального развития. В настоящее время метод Монтессори активно используется в практике дошкольного и начального образования обычных детей, не имеющих никаких отклонений от нормы. Основополагающими идеями концепции Монтессори являются идеи свободного и космического воспитания, согласно которым воспитатель должен создать для подопечных максимально благоприятную среду жизнеобитания, содействующую полноценному раскрытию самости ребенка, его сущностных потенций и сил: педагог побуждает детей к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию посредством реализации учебно-воспитательных программ их индивидуального развития. Учитывая самобытность каждого ребенка, педагогический процесс выстраивается с позиций личностно-ориентированного подхода, позволяющего высветить яркую индивидуальность обучающегося.
Важной идеей космического воспитания выступает идея упорядочивания и гармонизации окружающего мира посредством сознательного преодоления деструктивных и дискомфортных моментов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим задача учителя состоит в оказании помощи ребенку в плане позитивной регламентации учебного труда и досугового пространства учащихся. Последовательное избегание хаоса и беспорядка значительно нормализует и облегчает не только процесс обучения (через режим дня, научную организацию труда, самодисциплину), но и активно содействует упорядочиванию социальных взаимоотношений ребенка с окружающим миром – родителями, учителями, сверстниками и другими людьми. В результате ребенок открывается миру, открывая в себе удивительные возможности и способности, принимает себя как ценность, что в первую очередь отражается на повышении качества его образования.