Увеличение степени свободы и разума выступает критерием социальной эволюции: общество развивается от стадии полной порабощенности человека внешним миром до эпохи торжества человеческой свободы, построения нового пространства природного и социального бытия творческой силой человеческого разума. Модернизационные процессы, происходящие в образовании, повторяют траекторию общецивилизационного движения к актуализации свободной, творческой, разумной сущности человека. Начальную школу, как первую ступень социального пре-образования человека в самозначимый элемент социального целого, также затронул эволюционный поток, бурные волны которого размывают устоявшиеся формы и нормы образовательного процесса и отправляют его участников в открытое плавание, в котором школа теперь – не подготовка к жизни, a сама жизнь: с ее диалогичностью, непредзаданностью, пластичностью.
Стремлением к расширению пространства свободы и увеличения степени личной ответственности за реализацию своей свободы во многом объясняется наметившаяся тенденция применения в начальной школе технологий дистанционного и проектного обучения, что, казалось бы, разрушает привычное еще с древнегреческих времен понимание природы педагогического взаимодействия: «педагог» – «ведущий ребенка», неотлучно сопровождающий по пути постижения им мира. Между тем, без дистанцирования за пределы непосредственной связи «учитель-ученик», без интенционального погружения в объект под действием внутренних мотивационных механизмов, невозможна рефлексия как принцип проектирующего мышления. Высвобождаясь от влияния внешнего мотивирующего фактора, исходящего от учителя, ребенок попадает в поле свободы самоопределения, свободы смыслоопределения: работая над заданием в дистанционной программе, сопоставляя различные тексты в поисках верного ответа, он формирует полисмысловое пространство коммуникации, в котором раскрывает свой критический потенциал, выстраивая проект самого себя как существа мыслящего, творческого, деятельного.